Кризис новорожденности, года и трех лет

Задачи ребенка, трудности, рекомендации родителям

Существует минимум 8 возрастных кризисов, через которые проходят люди в течении жизни. В этой статье мы сосредоточим внимание на трех из них — кризисе рождения, 1 года и 3 лет. Вы узнаете о том, почему упрямство и непослушание не всегда связано с плохим воспитанием ребенка. Правда ли, что в первый год жизни формируется доверие / недоверие к миру, а в три года — инициативность или покорность (вина, стыд)? Подробно остановимся на каждом этапе развития.

Кризис новорожденности. Речь пойдет про адаптацию к новым условиям жизни, перестройку всех органов и систем. Почему младенец спит 80% времени? Разберем влияние материнской фигуры, стресс и депрессию после родов, «комплекс оживления» у ребенка.

Кризис 1 года. Как происходит разрыв диады «мать-дитя»? Про речь и поведение, риски первого года, признак успешного прохождения кризиса.

Почему в три года дети такие невыносимые, упрямые и деспотичные? Обсудим развитие самосознания трехлеток, их самооценку, эгоцентризм, формирование страхов, интерес к своему полу и социальным ролям. Дадим рекомендации родителям, как не сломать своего ребенка.

Читайте и воспитывайте детей со знанием дела.

В процессе взросления каждый ребенок проходит кризисные этапы, которые тянут за собой упрямство, непослушание и массу капризов. Родителям приходится несладко, однако это необходимая жертва для психического и физического развития чада, становления его самостоятельности. Ребенок учится взаимодействовать с миром, проявлять инициативу, узнает себя. Что нужно об этом знать, чтобы облегчить задачу родительства?

Кризис новорожденности

Наиболее сложный этап в жизни ребенка. Происходит переход от пренатального периода (и полной зависимости от мамы) к внеутробному, организм испытывает колоссальный стресс, из-за чего дети сразу после рождения могут терять в весе. Тело перестраивается – младенцу нужно адаптироваться к новому стилю питания (орально, а не через плаценту), к воздушной среде, температурным колебаниям, биоритмам. Из-за повышенной нагрузки большую часть времени ребенок спит или находится в полудреме.

Движения новорожденных хаотичны, условные рефлексы еще не выработались, дети не умеют концентрироваться на объектах внешнего мира. Задача этого этапа – формирование комплекса оживления, чтобы при контакте с мамой ребенок начинал улыбаться, угукать, реагировать на ее лицо, предупреждал о любом дискомфорте криком или плачем. Сложность в том, что без помощи взрослых ребенок не выживет, он должен чувствовать заботу и любовь со стороны, быть уверенным в своей безопасности (что его покормят, переоденут в сухое, убаюкают).

Спокойствие мамы, ее доступность формируют у новорожденного доверие миру. Если мама не выполняет своих обязанностей, находится в постоянном стрессе или послеродовой депрессии, ребенок чувствует напряжение, враждебность окружающей среды. Поэтому в первые два месяца нужно постоянно быть рядом, кормить новорожденного по требованию, гладить и нежно с ним говорить. Маркеры успешно пройденного кризиса – нормальный вес ребенка, формирование условных рефлексов и комплекса оживления, после которого малыш начнет интересоваться внешним миром.

Кризис одного года

Суть периода – постепенное отделение от материнской фигуры. Малыш учится проявлять характер, не пассивно принимает все с ним происходящее, но направляет родителя в сторону своих интересов. Меняется режим сна, чувство голода, появляется обидчивость и плаксивость. Ребенок говорит первые слова, делает первые шаги, с интересом изучает игрушки, предметы интерьера, хочет все попробовать на вкус.

Мама не должна препятствовать самостоятельности ребенка, ее задача – поддерживать его инициативу, прислушиваться к желаниям, в противном случае он будет злиться, плакать, протестовать. Учитесь сопровождать все свои действия словами, активно контактируйте с ребенком, поддерживайте его стремление к общению, давайте как можно больше положительной обратной связи и любви. Важно соблюдать четкий режим дня, так как хаос и непоследовательность в воспитании вводит детей в стресс, повышает тревогу, вызывает психосоматические реакции.

Кризиса одного года считается успешно пройденным, когда ребенок растет общительным и активным (особенно в кругу близких), если хорошее настроение у него преобладает над плохим, он интересуется внешним миром, эмоционально повторяет услышанные звуки за взрослыми, может в одиночку играть с игрушками. В этот самый момент происходит переход к новому виду деятельности – игровой.

Кризис трех лет

Именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью со своей волей и желаниями, в результате чего становится жутким эгоцентриком. Ему кажется, что весь мир должен вращаться вокруг его персоны, отсюда повышенный интерес к изучению своего тела и связанных с ним продуктов жизнедеятельности. Дети в возрасте трех лет увлеченно разглядывают свои фотографии и половые признаки, с интересом изучают себя в зеркале, играют со своей тенью, их серьезно беспокоит то, как они выглядят в глазах других.

Еще одна черта кризиса трех лет – неуправляемое поведение, упрямство и строптивость. Трехлетки часто игнорируют требования взрослых из чувства противоречия, могут вести себя достаточно деспотично – обзываться, дразниться, кусаться, ревновать родителя к другим детям, бунтовать против правил, настаивать на своем. «Я сам!» «Уйди». «Не хочу!» Авторитет взрослого подрывается, часто дети начинают проявлять повышенный интерес к родителю противоположного пола (комплекс Эдипа и Электры).

Что еще нужно знать? Появляется самосознание, ребенок сравнивает себя с другими, употребляет слово «я», «мне», стремится скопировать ролевую модель своих родителей, получить признание и похвалу. В этом возрасте усваивается 90% речи, развивается восприятие и интеллект, происходит набор жизненного опыта. А еще активно формируются страхи (темноты, смерти, замкнутого пространства, кукол, масок, увечий), если родители будут высмеивать фобии ребенка, относиться нетерпимо к его чувствам – страхи останутся навсегда вместе с ощущением отвержения.

Трехлетки импульсивны в действиях и «хотелках», не умеют ранжировать желания по степени значимости, хотят все и сразу. Задача этого возраста – научиться зачаткам волевой регуляции, не бояться проявлять инициативу, заявлять о себе. Если родители будут закручивать гайки, во всем ограничивать и подавлять волю чада, неадекватно наказывать или избыточно опекать – ребенок вырастет неуверенным в себе, с большим количеством стыда, вины, страхов. Он не научится быть деятельным, строить жизнь в соответствии со своими потребностями.

Какие рекомендации можно дать родителям трехлеток?

Кризис трех лет – один из самых сложных периодов в воспитании. Важно набраться терпения и мудро реагировать на баловство без перегибов с дисциплиной и наказаниями. Не старайтесь во всем опекать ребенка, не давите на него своим авторитетом, по возможности давайте свободу выбора (что надеть, чем позавтракать, самому завязать шнурки). Требования не должны быть противоречивыми, придерживайтесь одной линии, а не так, что сегодня мороженое можно, а завтра нельзя, мама разрешает, а папа запрещает. Если трудно убедить чадо почистить зубы или пойти в детский сад — используйте игру, метод поощрения, конкуренции, поиска компромиссов. При успешном прохождении кризиса негативизм и непослушание быстро сойдут на нет. При жестком и консервативном воспитании родители могут сломать ребенка, сделать его избыточно послушным, пассивным, тревожным, а это грозит задержкой в развитии и трудностями с сепарацией в будущем.