Почему не нужно жертвовать собой на благо других?

О пользе и вреде альтруизма

Сегодня модно быть альтруистами, заботиться о благополучии других людей, заниматься волонтерством. В этой статье мы попробуем разобраться, почему преследовать личные интересы — плохо и недостойно, а жить ради других — правильно и благородно? Так ли велика разница между альтруизмом и эгоизмом?

Обсудим теории альтруизма — это инстинкт самосохранения или выученное чувство? Нормально ли, помогая другим, испытывать гордость за себя, тешить свое ЧСВ? Также поговорим о пользе и вреде самопожертвования, как альтруизм помогает строить близкие отношения, но способствует развитию потребительского поведения и выученной беспомощности.

Помните, во всем нужна мера, даже в таком благородном деле.

Принято думать, что альтруизм – высшая форма высоконравственности, которая отличает человека от животного. Кто еще в здравом уме будет поступаться своим комфортом, совершать «благородные» поступки себе в ущерб? На такое способен только человек с большой буквы, духовно развитый, самоотверженный. Насколько справедливо жертвовать собой на благо других? Давайте разбираться.

Альтруизм против эгоизма

Сегодня в моде благотворительность и волонтёрство. Нам хочется сохранить природу, позаботиться о слабых и обездоленных, это делает нас хорошими людьми. Но если копать в глубину, альтруизм – не про бескорыстное служение, а про помощь другим в ущерб себе, когда человек ставит общественные интересы выше собственных, отдает что-то ценное за бесценок. Выходит, думать о себе – эгоистично и аморально, а жить ради других – красиво и благородно, потому что так написано в Библии. Даже любить человека нас призывают из альтруистических побуждений, то есть из жалости, жертвуя собой. Если партнер действительно ценен и интересен, с ним рядом хорошо – это предполагает выгоду и приравнивается к эгоизму. Но так ли эгоизм плох, а альтруизм благороден?

Теории альтруизма

• Биологическая парадигма

В этой концепции альтруизм считают инстинктом, заложенным в гены с целью продолжения рода. Приверженцы данной теории приводят массу исследований, доказывая факт наличия альтруизма и у человека, и у животного. Мы жертвуем собой ради детей и близких, чтобы сохранить свой вид. Но если звери делают это бессознательно, человек осознает свои поступки.

• Социальная парадигма

Утверждает, что альтруизм — результат воспитания, чувство, необходимое человеку для поддержания отношений в группе. Держится альтруизм на эгоистическом побуждении быть значимым, добрым, получить признание и похвалу, почесать эго, повысить самооценку. «Какое хорошее дело я совершил, я молодец!» Альтруизм в этом смысле – часть эгоизма.

Польза и вред альтруизма

Если не уходить в крайности, альтруизм – хорошее чувство, которое подразумевает высшее проявление любви к человеку, это форма сопереживания, свойственная зрелой личности. Помогает уживаться в коллективе, учитывать интересы других людей, сближаться, брать на себя часть обязательств. С его помощью мы можем самореализоваться, приносить пользу миру. С другой стороны, во всем должна быть мера, альтруизм нужно умело сочетать с эгоизмом, чтобы не потерять себя, свои границы, не стать в позицию жертвы. Учитесь помогать с учетом личных интересов, не действуя себе в ущерб.

Слепое самопожертвование вредит не только благодетелю, но и человеку, который просит о помощи. Последний не учится сам решать свои проблемы, не набирается опыта, привыкает к позиции беспомощного и зависимого существа. Чем больше вы кого-то опекаете, тем труднее второй стороне подняться на ноги, формируется чувство выученной беспомощности, потребительское отношение к миру: «Мне все должны!» Далее это убеждение укореняется в сознании и дополняется вседозволенностью, чувством собственного превосходства: «Мои интересы и желания важнее других, раз окружающие жертвуют собой и работают на мое благо».

Как быть? Искать баланс между эгоизмом и альтруизмом, помнить, что любовь, забота и заступничество не должны быть односторонними, в отношениях участвуют оба. Не бойтесь сочетать личные смыслы с интересами группы, перестаньте жертвовать собой, выгода должна быть обоюдной.