Методы обучения на работе

Как явствует из названия, методы обучения на работе реализуются непосредственно на рабочем месте. Они предполагают, что все обучение проводится на рабочем месте сотрудников, в то время как иные способы обучения допускают это лишь отчасти.

Обучение на месте работы.

Это, вероятно, самая старая и распространенная форма обучения. Обычно для нее не требуется специальное оборудование или место, поскольку новые работники проходят тренинг прямо на своем рабочем месте. В качестве инструкторов выступают опытные наставники, а новички учатся, подражая им. Они следят за тем, как мастера выполняют определенную задачу, и пытаются скопировать их поведение. Этот метод обеспечивает один из классических принципов — перенос усвоенного в ходе обучения. Поскольку содержание и место проведения тренинга те же, что и для работы, обычно с переносом усвоенных навыков не возникает никаких проблем.

Однако у такой разновидности обучения есть некоторые недостатки. Подчас оно кратковременно и плохо структурировано; сводится к принципу «следи за мной, и я покажу тебе, как это делать». Кроме того, многие опытные работники тяготятся необходимостью обучать новичка, тот может оказаться в ситуации, когда его вынуждают освоить задачу слишком быстро. Популярность обучения на месте работы отчасти объясняется тем, что его легко проводить. Но поскольку новички в этом случае делают ошибки, необходимо оценить последствия таковых.

Трудовая ротация.

Это метод обучения, при котором работники переходят с одной работы на другую. До перемещения они могут находиться на одном месте от недели до года. Трудовая ротация используется как среди рабочих, «синих воротничков», так и среди менеджеров, «белых воротничков», и имеет несколько организационных преимуществ. Она знакомит сотрудников с работой, которая осуществляется в компании, и дает им возможность освоить ее. Также обеспечивает организационную гибкость; при недостатке работников те, кто обладает соответствующими навыками, смогут занять свободные вакансии. В этом случае работник систематически выполняет новую деятельность, что обеспечивает разнообразие опыта и трудностей, которые необходимо преодолевать. Сотрудники становятся гибче и конкурентоспособнее, поскольку могут выполнять широкий диапазон задач. Кэмпион, Чераскин и Стивене (Campion, Cheraskin & Stevens) обнаружили, что ротация более типична для работников на ранних этапах их профессиональной деятельности. Одним из объяснений этого служит то, что молодые сотрудники более заинтересованы в перемещениях, поскольку видят в них большую ценность, чем старшие. Другое объяснение заключается в том, что руководители рассматривают трудовую ротацию молодого персонала как более выгодное вложение (т. е. большая отдача вызвана более длительным периодом окупаемости).

Как любой метод обучения, у трудовой ротации есть недостатки. Если у работника сдельная оплата труда или он получает комиссионные, то на одной должности он может заработать больше, чем на другой; т. е. из-за индивидуальных различий люди неодинаково подходят для различных должностей. Поэтому работники неохотно уходят с «хорошего» места. Трудовая ротация также нарушает один из основных принципов расстановки кадров — распределение должностей в соответствии со способностями и интересами работников. Некоторые сотрудники опасаются систем обучения, заставляющих их выполнять работу, которая им плохо дается или не нравится. Готовность осваивать новые должностные особенности — ключевой фактор успешного функционирования системы трудовой ротации.

Производственное обучение.

Один из наиболее давних видов обучения. Он особенно распространен в сфере рабочих специальностей. Новичка долгое время (иногда до 5 лет) «наставляет» опытный работник. Ученик исполняет роль помощника и обучается ремеслу, сотрудничая с квалифицированным мастером.Программы производственного обучения часто используются среди водопроводчиков, плотников, электриков. По завершении работника «повышают» до уровня мастера. Обучение происходит интенсивно, продолжительно и обычно индивидуально. Как правило, один ученик прикрепляется к одному наставнику.

Среди недостатков этого метода — то, что время «ученичества» заранее определяется профессионалами. Индивидуальные различия, касающиеся периода обучения, обычно не допускаются, поэтому всем ученикам приходится проработать фиксированный промежуток. Считается, что программы производственного обучения должны быть модифицированы, чтобы ускорить обучение наиболее способных учеников.

Методы обучения на работе.

Читайте также:
Рекрутинг.
Тренинг управление персоналом.
Учебная мотивация.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.