Что такое ассертивность?

Ассертивность


Часть I. Что такое ассертивность?


Педагоги школ и детских садов часто попадают в такие ситуации, когда родители обращаются к ним с некорректными или трудновыполнимыми просьбами или, напротив, упорно игнорируют просьбы, а иногда даже требования педагога. Как научиться отстаивать свои интересы, сохраняя спокойствие и доброжелательность?

Одной из существенных личностных характеристик, поддерживающих педагога в общении с родителями в подобных ситуациях, является ассертивность. Ассертивность — это черта личности, которая характеризуется позитивным социальным поведением, позволяющим защищать свои права и достигать поставленную цель (Bruno F.J., 1986). «…Это поведение или навыки, которые помогают нам ясно и уверенно излагать наши чувства, желания, потребности и мысли. Это способность говорить » нет», если это требуется, отстаивать свое мнение или открыто выражать свои эмоции, такие как восхищение или гнев» (Powell T., 2000, с 82).

Пионерами в изучении ассертивного поведения по праву считаются Роберт Е. Альберти и Михаель Л. Эммонс, которые выявили, что обучаться ассертивности необходимо не только агрессивным или неуверенном в себе людям, но также и гиперсоциальным представителям нашего общества. Первый тренинг ассертивности был разработан в 1949 году американским психологом Андреу Саттером. В задачи программы тренинга входило обучение людей умению выражать свои желания, потребности и чувства открыто, честно и прямо и умению сопротивляться.

Автор формулирует основные убеждения, которые мешают проявлению ассертивности:

  • Это эгоистично говорить о том, что я хочу.
  • Другие люди должны сами догадываться о том, что мне нужно.
  • Люди не должны сообщать всем о своих чувствах.
  • Это неправильно — менять свое мнение.
  • Если я буду отказывать людям в их просьбах, они перестанут уважать меня.
  • Если я буду говорить только то, что я думаю, я потеряю всех друзей.
  • Я не должен обременять других людей своими проблемами.

По мнению многих авторов (Feltham C., Dryden W., 2004; Powell T., 2000, Colman A.M., 2001), ассертивный человек обладает следующими чертами:

  • умеет сказать «нет» в тех случаях, когда это необходимо;
  • умеет открыто заявлять о своей позиции и своих желаниях;
  • умеет хвалить и делать комплименты;
  • умеет принимать комплименты и критику;
  • умеет вести переговоры и находить взаимоприемлемые решения;
  • умеет постоять за себя.

Рассмотрим некоторые из этих позиций, представляющих наибольшие затруднения при взаимодействии педагогов с родителями.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.