Дети из проблемных и неблагополучных семей

Дети из проблемных и неблагополучных семей.

 

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи (родителей) за воспитание детей. Под семьей понимается основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и определенными обязанностями по отношению друг к другу.

Воспитание детей в семье и забота о них — это не только нравственный и моральный долг родителей, по их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательству РФ, «на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье». Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению. Эти средства и методы с точки зрения морали и закона должны быть приемлемыми и отвечать интересам ребенка.

Но, к сожалению, в современных кризисных социально-экономических условиях, когда существует бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании, алкоголизма, а также отсутствует действенная система защиты детей — все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Оказавшись в затруднительных экономических условиях, многие семьи пересекают границу дозволенных воспитательных методов, соответствующих общечеловеческим ценностям и государственным нормативам, «застревают» в вопросах воспитания молодого поколения. Семья, находящаяся в социально опасном положении, при котором родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, пренебрегают их нуждами, отрицательно влияют на поведение подростков, жестоко обращаются с ними, — имеет статус неблагополучной семьи.

Проблемы неблагополучной семьи, как фактора риска для развития ребенка, корректируются целенаправленной работой школы или других государственных учреждений и структур. Школа осуществляет социально-психологическое сопровождение конкретного ребенка, живущего в семье, находящейся в состоянии социально-экономического, психолого-педагогического или ситуативного морально-нравственного кризиса (например, развод или смерть родителей).

Под социально-педагогическим сопровождением семьи, находящейся в зоне риска, мы понимаем процесс совместного с членами семьи определения целей и возможностей воспитания и образования ребенка, реализации комплексной программы развития, предполагающей решение проблем, мешающих нормальному развитию ребенка и его позитивной социализации.

Дети, которые приходят в школу из семей, испытывающих социально-экономические проблемы (потеря работы родителями, многодетные семьи и т. п.), получают в школе специальный бюджетный пакет, включающий бесплатное питание, обувь, одежду, бесплатные дополнительные образовательные услуги. Особую тревогу школы вызывают семьи психолого-педагогического риска, которые применяют разрушительную для психики и физического здоровья детей систему воспитания. Существуют семьи, в которых имеют место как социально-экономические, так и психолого-педагогические проблемы. Такие семьи допускают разные виды насилия над детьми: физическое, эмоциональное, вербальное, психическое и сексуальное, пренебрегают нуждами детей, а самое главное — отказываются сотрудничать со школой по вопросам согласования форм и методов воспитания, уклоняясь, таким образом, от исполнения родительских обязанностей.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.