Основные направления работы с детьми группы риска
Основные направления работы с детьми группы риска.
(направления, формы, содержание деятельности).
Равнодушное отношение к детским проблемам, педагогическая невнимательность или незнание методов и технологий индивидуальной работы с детьми обрекают их на последовательный переход из зон риска (неблагополучные условия развития) в группу риска. В табл.1 представлены основные направления комплексной работы школы с детьми, находящимися в зоне риска. Эта таблица поможет организаторам образования в составлении целевой комплексной программы развития своей школы.
Таблица 2
Основные направления работы школы с детьми, находящимися в зоне риска (направления, формы, содержание деятельности).
Диагностика |
|
Специально- |
Количественная и качественная психологическая диагностика проблем школьного детства (в форме тестов, бесед, опросов, наблюдения) |
Социально- |
Формирование социального паспорта школы, класса |
Медико- |
Первичная медицинская диагностика (в форме медицинских осмотров, изучения медицинских карт, наблюдения за здоровьем ребенка) |
Учебно- |
Анализ школьной документации учащихся (включая личные дела и «портфели достижений» школьников) |
Организационно- |
Определение интересов школьников |
Консультирование детей, родителей, педагогов |
|
Специально- |
Индивидуальное и групповое психологическое консультирование для педагогов, родителей, учащихся конкретной группы риска |
Социально- |
Лекторий для родителей школьников разных категорий. Правовое консультирование детей и родителей |
Медико- |
Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, родителей, детей по вопросам контроля за условиями обучения, питания, физического развития, психологического комфорта, с целью своевременного выявления факторов риска, связанных с нарушением здоровья школьников |
Учебно- |
Научно-методическое сопровождение труда учителя |
Организационно-воспитательное |
Консультирование детей по вопросам школьного самоуправления, индивидуальной самореализации по интересам в системе дополнительного образования школы и города |
Коррекционно-программное обеспечение индивидуальной работы
|
|
Специально- |
Реализация индивидуальных психолого-педагогических программ работы с ребенком конкретной группы риска |
Социально- |
Организация экономической поддержки ребенка из фонда «Всеобуч» |
Медико- |
Разработка и реализация коррекционных и реабилитационных программ школы, исходя из особенностей состояния здоровья детей, физического и психофизиологического развития, индивидуальных возможностей, региональных и этнонациональных условий |
Учебно-методическое |
Системная работа по предупреждению неуспеваемости (дополнительные занятия, индивидуальная работа, разноуровневые задания) |
Организационно- |
Содействие в реализации школьниками своих потенциальных возможностей в системе дополнительного образования |
Профилактическое направление психолого-педагогической деятельности |
|
Специально- |
Разработка и реализация психопрофилактических программ, направленных па повышение самооценки школьников, профилактику социального неблагополучия, снижение школьной тревожности и неуспешности, повышение социально-психологической адаптации к меняющимся условиям жизни |
Социально- |
Пропаганда здорового образа жизни в образовательном учреждении (Дни здоровья, турпоходы, летние лагеря, Зарницы) |
Медико-социальное |
Разъяснение родителям гигиенических правил и рационального режима для поддержания здоровья детей |
Учебно- методическое |
Формирование интереса школьников к учебе через систему научных обществ учащихся, факультативных занятий, научно-практических конференций, интеллектуальных марафонов |
Организационно- |
Привлечение детей разных групп риска к активному участию в школьном самоуправлении и школьной жизни |
Многие современные педагоги и даже некоторые директора образовательных учреждений считают, что деятельность отечественной школы достаточно ограничить рамками государственных учебных планов и стандартов, как единственного основания для обучения развития индивида. Но вряд ли такие школьные коллективы будут названы лучшими в России в рамках приоритетного национального проекта «Образование». А самый главный вопрос состоит в том, поверят ли ученики этих школ в свое счастливое будущее или хотя бы то, что детство и есть самая счастливая нора в жизни человека.
Резюмируя все вышесказанное, мы можем сделать следующие выводы:
- Родители и школа обязаны создать ребенку нормальные условия для его жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям. В отсутствие адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения.
- Адекватное психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, уже находящегося в зоне риска, с учетом имеющихся у него проблем дает возможность избежать попадания ребенка в группу риска, где существует реальная угроза для его жизни, здоровья, судьбы.
Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска, позволяет составить целостное представление об основных трудностях, возникающих у детей школьного возраста, и тем самым дает возможность педагогам своевременно и профессионально разобраться в комплексе неудач, преследующих ребенка, оказать конструктивную поддержку, психологическую и педагогическую помощь, обеспечить морально-нравственное становление детей и их благополучную социализацию.