Формирование языковых навыков на основе здоровьесберегающей деятельности

Здоровье подрастающего поколения – это проблема не только социальная, но и нравственная, и именно школа сегодня может и должна стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Здесь, в школе, дети могут черпать духовные и физические силы, искать индивидуальные пути решения становления личности.

Валеологические принципы, используемые на логопедических занятиях, должны помочь младшему школьнику более продуктивно усвоить знания, развивающие общую и профессиональную подготовку каждого ребенка.

Каждому учителю-логопеду хорошо знакомы проблемы и трудности при обучении детей чтению и письму. И эти проблемы обоюдны. Как правило, дети мучительно приобретают навыки чтения и правописания, и большая часть учеников медленно приближается к заветным нормативам.

Применение валеологических принципов позволяет изыскивать оптимальные пути для достижения максимальных результатов при меньших затратах и усилиях.

Не упустить время, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент.

Этому способствует, прежде всего, индивидуальный подход к оценке их знаний, умений и навыков. Используя валеологические подходы, каждый ученик независимо от его уровня подготовки, имеет моральный стимул к дальнейшему росту. К этому его стимулирует составление диаграммы зоны ближайшего развития. Что это такое? Ученику предлагается прочесть «как можно быстрее» 10-12 знакомых слов. Далее рассчитывается средняя скорость чтения для данного ученика в минуту, если бы он сохранил стартовую скорость  и дальше. Оказывается, что такая расчетная скорость выше реальной и служит основанием для предъявления требований к ученику, так как эту скорость показал  он сам. Достичь такой скорости в обычном темпе – такая задача ставится перед учеником. Иными словами: для одного ученика – 60 слов – это пятерка, а для другого – 90 слов в минуту – и это тоже пятерка.

При этом не только не травмируется психика и душевное состояние детей, а, напротив, стимулируется стремление к дальнейшему росту, к результатам, которые показал он сам.

Применение валеологических принципов при обучении чтению и правописанию открыло, например, и такой аспект, как то, что на увеличение скорости чтения и на грамотность письма влияет развитие речи детей, их творческое воображение и мышление. И здесь встает еще одна задача – превращение логопедического занятия из скучного мероприятия в увлекательное приключение, развивающее у детей эмоциональную сферу, образно-чувственное мышление, память, внимание, восприятие.

Следовательно, посредством игр и специальных, нетрадиционных упражнений решаем проблему повышения скорости чтения и развития орфографической зоркости младших школьников. Такие упражнения, как «Узнай предмет на ощупь», «Где находится звук», «Узнай букву», «На что похоже», «Найди слово», «Что нельзя переносить» (приложение №1) дают возможность детям раскрыться, добиться лучших результатов в обучении. Чем разнообразнее упражнения, тем больше вероятности, что детям не будет скучно на занятии, что они будут активны, а это указывает на развитие, рост и совершенствование учеников.

Кроме того, правильное произношение отдельных звуков влияет на оздоровление внутренних органов ребенка.

Так, когда мы поем звук сильно и пронзительно, растянув рот в улыбке, делая неполный выдох, ощущается радостное возбуждение. Звуковая вибрация действует на головной мозг, глаза, уши, нос.

Звуки /иэ/ — как в слове ель – пропетые протяжно, влияют на горло, трахею, щитовидную железу.

Долгое /о/ — воздействует на верхние доли легких, сердце, печень, солнечное сплетение.

Протяжное /а/ — это упражнение для верхних долей легких.

Звуки /иу/ — как в слове юла – оздоравливают почки.

Звук /ч/ — это вибрация, ответственная за чистоту организма. При ее нарушении наступает бессонница.

Звуки /ха-ха, хо-хо/ — способствуют изгнанию болезни, мы как бы смеемся над ней – так гласит древнее предание.

Поэтому нужно использовать на уроках скороговорки, в которых содержатся звуки, помогающие нам воздействовать на больной орган и способствующие правильному чтению, а следовательно, и грамотному письму.

Так же, хотелось бы остановиться еще на тех видах заданий, которые оказались наиболее эффективны при работе с детьми при формировании орфографической зоркости. Одним из видов является работа по содержательным и компактным схемам-опорам с правилами. Давая опорную карточку, поясняю, что значат в ней каждый штрих, линия, точка, черточка, цвет кружочка. Многие дети и сами могут расшифровать обозначения, ведь они основаны на значках Азбуки.

Начинаю со схемы-опоры –   Б____     «большая» (заглавная) буква в именах людей, в начале предложения.

Первые игры с этой карточкой: соедини линией слова, соответствующие данной схеме:

ris-2256Предлагаемые схемы – опоры с графическим изображением орфограмм помогают учиться в систематизации и оформлении своих знаний, а учителю позволяют установить преемственность в изучении материала.

Применение выше перечисленных приемов позволили проводить логопедические занятия с большей эффективностью и отдачей. Они стали оставлять заметный след в осознании каждого ребенка, привили интерес к предметам, что является навыком, полезным для жизни и дальнейшей учебы.

Отработанные в течение нескольких лет здоровьесберегающие технологии удачно вписались в процесс обучения при переходе на обновленное содержание образования в рамках всероссийского эксперимента.

Конечно, главная задача – научить детей, но вопрос в том, какой ценой, при какой физической нагрузке, с каким эмоциональным зарядом. И главная проблема – это сохранение психического здоровья детей. Исследования в этой области очень трудны, поэтому мне представляется, что единственный разумный выход из этой ситуации – это не бояться ошибок, дерзать, делать все, на что мы способны.

Приложение №1

Упражнение: «На что похоже»
Цель: Развитие зрительного сосредоточения, воображения, речи.

Описание: Детям предлагают рассмотреть изображение с бесформенными цветными или чернильными пятнами (можно получить его, капнув на лист бумаги краской одного или нескольких цветов, а затем сложить этот лист пополам и половинки прижать друг к другу).

Задание: увидеть в этом изображении сюжет и написать предложение или короткий рассказ.

Примечание: необходимость словами выразить свои впечатления, описать образы, возникающие в воображении, активизирует словарный запас; здесь также происходит тренировка умения согласовывать слова в предложении в процессе письменной речи.

Упражнение: «Найди слово»

Цель: Развитие быстроты мышления, активизация словарного запаса, развитие умения работать в группе, разрешение проблемной ситуации.

Описание: Играют 2 команды по 8 человек каждая. Выигравшая команда определяется меньшим количеством затраченного времени (время измеряется секундомером).

На доске прикреплены 4 плаката в ряд, так, чтобы возле каждого смогли встать по 2 человека. Каждый плакат содержит одно слово с пропущенной буквой (до конца инструктажа плакаты закрыты).

Задание для 1 команды:
КО-А     У-ОЧКА     -СЫ     Д-М
Каждый член команды получает одну из следующих букв: З, С, Д, Т, У, Ы, О, О (букв О – две).

Инструкция учителя: «Здесь каждому слову подходят по 2 буквы. Вы должны как можно скорее найти слово и встать возле него. Начнете по моей команде: раз, два, три!»

Учитель открывает плакаты и включает секундомер.

Задание для второй команды – слова:
-УБЫ     СЫ-     СТ-Л     -АРТА
Буквы: З, Г, Р, Н, О, У, П, К

Упражнение: «Звуки-близнецы»

Цель: Развитие зрительного сосредоточения, осознание роли артикуляции в речи, подготовка к темам «Звонкие и глухие согласные» и «Парные гласные».

Описание: Учитель или любой вызванный к доске ученик беззвучно имитирует произношение задуманной им буквы, остальные отгадывают, предварительно повторив его движение.

Примечание: В процессе воспроизведения речевых движений губ и языка дети глубже чувствуют связь между этими движениями и звуком. Они могут самостоятельно прийти к выводу, что звонкие и глухие согласные по движениям губ абсолютно одинаковы, а различными их делает участие или неучастие голоса, положения языка.

Белоусова Е.Л.
учитель-логопед
МБОУ гимназия №4,
г. Пятигорск

Формирование языковых навыков на основе
здоровьесберегающей деятельности.

Читайте также:
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов — семинар-тренинг.
Имидж классного руководителя.
Роль психолога в работе по внедрению ФГОС.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.