Групповая профилактика и коррекция нарушений поведения и эмоций у учащихся
Групповая профилактика и коррекция нарушений поведения и эмоций у учащихся
Предлагаемая разработка является руководством к ведению групповой работы с подростками, склонными к различным видам девиаций. Выбор групповой формы работы был сделан нами не случайно, так как она предпочтительнее индивидуальной. Это можно объяснить рядом причин:
Групповая работа:
- позволяет бороться с мифом об уникальности;
- снижает дискомфорт от взаимодействия взрослого и подростка, имеющий место в индивидуальной работе;
- противостоит подростковому нарциссизму;
- позволяет отрабатывать социальные навыки;
- повышает самооценку;
- развивает навыки уверенного поведения.
- Просвещение подростков, возможность получения ими минимальных психологических знаний в наиболее значимых и важных для них областях. Это связано с тем, что причины многих асоциальных поступков часто кроются в элементарном незнании и непонимании того вреда, опасности, которую может нанести себе подросток. Проблемы межличностного общения со сверстниками или значимыми взрослыми также могут быть связаны с отсутствием понимания как психологии другого человека, так и своих собственных особенностей, поэтому просветительской работе стоит уделить большое внимание.
- Практическое рассмотрение проблемных ситуаций и их разрешение с помощью групповых психокоррекционных упражнений, позволяющих «здесь и сейчас» решать конкретные задачи, волнующие подростков.
- развитие чувства принадлежности к группе;
- снижение ощущения собственной уникальности;
- повышение уверенности в себе;
- повышение активности;
- повышение самосознания.
Методические рекомендации:
- использование демократического стиля взаимодействия, основанного на искренности, доверительности, открытости и равноправном партнерстве;
- избегание лекционного типа подачи материала, предпочтительнее диалогическое общение, без излишней авторитарности со стороны ведущего;
- тщательное продумывание плана каждого занятия, его этапов, их построение с учетом возрастных особенностей учащихся;
- обязательное использование различных визуальных средств;
- целесообразность 5-10-минутных перерывов во время занятия.
Методические рекомендации:
1. При комплектовании группы необходимо руководствоваться двумя основными принципами:- добровольности — подросток самостоятельно (желательно также проинформировать родителей ребенка) принимает решение работать в коррекционной группе, так как он должен быть заинтересован в личностных изменениях;
- информативности — член группы должен заранее знать все, что может с ним произойти, а также представлять те процессы, которые будут происходить в группе. Поэтому целесообразно перед началом занятий рассказать учащимся, что такое групповая работа и какие результаты могут быть получены.
- Контакт. Каждый член группы должен чувствовать контакт с вами. Установление контакта — это негласное «Я вижу тебя», которое должно быть выражено.
- Конгуэртиость. Психолог должен являться тем, кем он себя и заявляет, то есть, например, если вы сердитесь на кого-то, вы не должны делать вид, что не испытываете этих чувств.
- Позитивное отношение. Несмотря на естественную сложность работы с подростками, вы должны стараться сохранять позитивное отношение ко всем членам группы независимо от их личностных особенностей и поведения. Умение ценить каждого члена группы — необходимое условие успешной работы.
- Эмпатия — способность понять каждого члена группы, поддержать его и помочь ему в осознании своих сил.
- Восприятие. Участники должны воспринимать ваш контакт, вашу конгуэртность, позитивное отношение и эмпатию, то есть необходимо, чтобы подростки видели вашу заинтересованность и заботу
- Слушание. Каждый участник имеет право быть выслушанным.
- Использование безоценочных суждений. Причем это правило распространяется не только на психолога, но и членов группы.
- Выражение принятия. Это очень важный момент в работе с подростками. Они должны чувствовать, что их принимают такими, какие они есть.
- Раскрытие себя. Искусство самораскрытия, по мнению психотерапевта С. Кэррел, очень сложно. «Подросткам необходимо знать вас как реального живого человека, но при этом границы отношений взрослый-ребенок не должны быть нарушены» (Кэррел. 2002. С. 68).
- уважение;
- вознаграждение (не забывайте подкреплять позитивное поведение и установки);
- заинтересованность миром подростка (проявляйте искренний интерес к увлечениям, новым течениям, веяниям в подростковой культуре);
- разумность (для групповой работы устанавливайте разумные правила и придерживайтесь их, помните слова великого педагога К. Д. Ушинского, который утверждал, что выдвигать можно лишь то требование, в выполнении которого вы можете быть твердо уверены, в противном случае ваш авторитет перед детьми будет потерян).
Общие рекомендации по реализации программы
Несмотря на то, что программа разбита на 2 блока, она представляет собой единое целое (хотя, как уже говорилось выше, блоки могут использоваться и самостоятельно). В связи с этим очень важно грамотно и с максимальным удобством составить график занятий с подростками. Занятия могут проводиться 2 раза в неделю, например, по вторникам и пятницам. Во вторник — занятие из теоретического блока (1 час), в пятницу — практическое занятие (около 1 часа). Причем оба занятия взаимосвязаны одной тематикой или проблемой. Желательно, если это возможно, не проводить занятия после уроков: усталость приведет к снижению мотивации, самовольным уходам с занятий. Однако систематически забирать детей с одного и того же урока не позволит администрация, поэтому можно чередовать номера уроков, например, на этой неделе вы забираете их со 2-го урока, на следующей — с 3-го и т. д. Каждое занятие, как теоретическое, так и практическое, целесообразно заканчивать рефлексией, а начинать приветствием, позволяющим высказаться всем членам группы (можно использовать упражнение «Что нового, что хорошего?»).
Совет: перед началом занятий разработайте правила поведения в группе, обязательно сделайте это вместе с учащимися, дайте каждому поставить роспись под этим «Кодексом поведения на психологических занятиях». Желательно также заранее оговорить систему штрафов, если кто-то не будет считаться с принятым кодексом. Содержание теоретической части программы может быть следующим:
№ л/п | Тема занятия | Количество часов | Примечание |
1 | Психолог и подросток. Зачем человеку нужна психология? Что нужно для успешной и счастливой жизни? Введение в мир тренинга. | 2 | |
2 | Общение -это так важно… Ты меня слышишь? Доверие в общении. Барьеры на пути информации, барьеры, которые я создаю сам. Кажется, он меня использует… | 3 | |
3 | Я — личность, индивидуальность Что я ючу от жизни? Как быть с эмоциями? Есть ли у меня сила воли? Я — в собственных глазах. Неуверенность в себе, как с ней бороться? | 2 | |
4 | Моя семья. Роль родителей е моей жизни. Я все могу решить сам или зачем мне эти советы. Не хочу учиться — хочу жениться! | 3 | |
5 | Как быть с противоположным полом? Любовь и дружба. Кто в доме хозяин? Что делать с сексуальностью? | 2 | |
6 | Агрессия и агрессивность — как их отличать? Виды агрессии. Как живется агрессивному человеку? Что мне делать со своей агрессией? Что мне делать с чужой агрессией? | 3 | |
7 | Что такое депрессия? Как ее распознать и как -лечить-? Когда жить не хочется… или что такое суицид? | 2 | |
8 | Что такое аддиктивностъ? Почему леди спиваются? Какова цена -цветных мультиков? Хочу бросить курить! | 3 | |
9 | Все зависит от меня или как дотянуться до своего идеального образа. | 2 |
- Общение (занятия 1-4).
- Личность (занятия 5-9).
- Семья (занятия 10-11).
- Психосексуальное развитие и взаимодействие полов (занятие 12).
- Эмоции (занятия 13-16).
- Психоактивные вещества (занятия 17-18).
Групповая профилактика и коррекция нарушений поведения и эмоций у учащихся
Е. В. Федосенко
Ранее опубликовано:Оказание помощи учащимся, склонным к девиантным формам поведения
На ту же тему: