Работа школьного психолога с трудным классом
В целом алгоритм работы с «трудным классом» можно представить следующей схемой (рис. 2).

Рис. 2. Алгоритм работы по запросу учителя: «Трудный класс»
Оценку «трудный класс» всегда дают учителя. Поэтому именно консультация с учителем, находящим тот или иной класс трудным, является ключевым моментом для определения стратегии дальнейшей работы по его запросу. Вполне вероятно, что сложности кроются в личности самого учителя, и тогда психологу не имеет абсолютно никакого смысла набрасываться на класс с целью «исправления» его особенностей, тем более что в таком случае эти «особенности» зачастую мнимые. В подобных случаях фокус работы должен быть сосредоточен именно на консультировании учителя, причем закрепление результатов происходит в форме совместной работы учителя и класса.
Работа с «объективно» трудным классом начинается с диагностики с целью уточнения его социально-психологического статуса. Результаты диагностики ложатся в основу программы социально-психологической работы с классом, в которую крайне желательно включить также учителей, работающих с ним, и, по возможности, родителей.
На завершающем этапе необходимо оценить эффективность проделанной работы. Это можно сделать разными способами: опираясь на мнение учителей, инициировавших начало работы, ориентируясь на результаты повторной психодиагностики или же используя эти приемы в комплексе. Желательно производить оценку эффективности не только сразу по окончании работы, но и некоторое время спустя, когда произошедшие с классом изменения ассимилируются в характеристиках его реальной жизнедеятельности.
Психодиагностика «трудного класса»
Психодиагностика «трудного класса» осуществляется привычными методами (наблюдением, опросом, тестированием), содержательное наполнение которых варьируется в зависимости от возраста учащихся (табл. 4).
Методы диагностики |
Классы |
|||
1-3(4) |
5-9 |
10-11 |
||
Эффективность деятельности |
Оценка успеваемости |
X |
X |
X |
Экспертный опрос учителей и родителей |
X |
X |
X |
|
Наблюдение |
X |
X |
X |
|
Тест Э. Ф. Замбацявичене |
X |
|||
Методика оценки умственной работоспособности |
X |
X |
||
Социально-пси- |
Социометрия |
X |
X |
X |
Референтометрия |
X |
X |
X |
|
Цветовой анализатор мира |
X |
X |
X |
|
Наблюдение |
X |
X |
X |
|
Рисуночные методы |
X |
X |
X |
|
Тест Филлипса |
X |
|||
Тест школьной тревожности |
X |
|||
Мотивация совместной деятельности |
Анкета |
X |
X |
X |
Незаконченные предложения |
X |
X |
X |
|
Рисуночные методы |
X |
X |
X |
|
Цветовой анализатор мира |
X |
X |
X |
|
Методика «Отношение к предметам» |
X |
X |
||
Групповая идентичность |
Незаконченные предложения |
X |
X |
X |
Рисуночные методы |
X |
X |
X |
|
Цветовой анализатор мира |
X |
X |
X |
В работе следует учитывать специфику каждого из предложенных методов.
Так, метод наблюдения позволяет собрать информацию о проявлении «трудности» класса в поведении составляющих его учащихся, то есть позволяет максимально конкретизировать первоначальный запрос учителя. Однако проведение наблюдения — очень трудоемкое мероприятие, требующее от психолога максимальной сосредоточенности. Кроме того, отсутствие стандартизированной процедуры обработки данных, полученных с помощью наблюдения, затрудняет интерпретацию полученных результатов.
Метод экспертных опросов также позволяет уточнить первоначальный запрос, определив, является ли «трудность» класса объективной (то есть с ней сталкиваются и другие учителя) или субъективной. Таким образом, эти диагностические данные крайне ценны для планирования дальнейшей работы. Однако их достоверность напрямую зависит от социально-перцептивных способностей субъекта оценивания, то есть его способности заметить те или иные особенности поведения класса (или их отсутствие — ведь возможен и эффект приписывания несуществующей «трудности»).
Стандартизированные тесты позволяют получить количественные эквиваленты выраженности различных признаков «трудности» класса, что облегчает процедуру их обработки, интерпретацию полученных данных и сопоставление различных тестируемых групп (например, классов в параллели). В то же время к недостаткам такого типа методов можно отнести их зависимость от стремления учащихся продемонстрировать социально желательные образцы поведения. Кроме того, тесты, ориентированные на диагностику познавательной сферы, могут давать различные результаты в зависимости от формы проведения (индивидуальной или групповой), и при интерпретации полученных результатов важно опираться на соответствующие ситуации тестирования нормативные показатели.
Стандартизированные проективные методики во многом позволяют избежать эффекта социальной желательности. Но их проведение требует индивидуального общения с каждым испытуемым, что при фронтальной диагностике очень трудоемко. Кроме того, использовать такие методики с испытуемыми-подростками затруднительно в силу зачастую присущего им стремления к демонстрации той или иной жизненной позиции (пока еще не интериоризированной), собственного остроумия и т. д., что искажает полученные результаты.
Рисуночные проективные методы не имеют возрастных ограничений, благодаря чему являются универсальным психодиагностическим средством, позволяющим исследовать те аспекты отношений испытуемого к миру или самому себе, в которых он не отдает себе отчета, или же, замечая их, стремится скрыть от других людей (как вариант — от психолога). Однако у этих методов также есть вполне очевидные недостатки. К их числу можно отнести отсутствие стандартизированной процедуры обработки и интерпретации данных, что ставит точность интерпретации результатов в зависимость от опыта психолога и тем самым снижает достоверность полученных результатов. То же касается и потенциальной сопоставимости данных, полученных с помощью методик такого рода.
В следующих разделах параграфа подробно описаны характеристики, процедура проведения, обработки и интерпретации результатов наиболее распространенных методов диагностики «трудного класса», а также авторские модификации некоторых известных методик.
Работа школьного психолога с «трудным классом»
.Ранее опубликовано:
«Трудный класс» — к определению понятия.
«Необучаемый» класс.
Далее читайте:
Метод наблюдения в работе с «трудным классом»