Метод наблюдения в работе с «трудным классом»
Несмотря на то, что наблюдение — это первый метод, с которым будущие психологи знакомятся в рамках курса «Психодиагностика», практикующие психологи зачастую пренебрегают им в своей работе, полагая достаточным опираться на свою «естественную профессиональную наблюдательность».
Безусловно, наблюдательность — это важнейшее качество психолога, развиваемое и поддерживаемое «в форме» на протяжении всей его профессиональной жизни. Однако у наблюдения как специально организованного и заранее продуманного процесса есть ряд особенностей, отличающих его от спонтанно возникающего и так же внезапно угасающего интереса психолога к той или иной стороне школьной жизни.
Во-первых, наблюдение позволяет целенаправленно наблюдать только те особенности школьников и их учителей, которые интересуют психолога в данный момент, выбирая их из всего многообразия поведенческих проявлений. Это возможно потому, что проведению наблюдения предшествует этап выбора «эмпирических референтов» (то есть конкретных форм изучаемого явления, доступных наблюдению), которые позволяют, не рассеивая внимание наблюдающего, сосредоточиться только на самом важном (ведь объем внимания любого человека ограничен, а в окружающих людях столько интересного!).
Во-вторых, организованное наблюдение предполагает фиксацию полученных результатов, что делает их более надежными по сравнению с «запомненными»: известно, что память человека работает по своим внутренним законам, и часто то, что мы вспоминаем, не вполне соответствует тому, что было на самом деле.
В-третьих, полученные с помощью метода наблюдения данные можно систематизировать, обобщать и сопоставлять друге другом (например, по принципу «было до стало после»), что делает возможным его применение в целях итоговой диагностики по результатам проведенной коррекционной или развивающей работы.
Существенным преимуществом наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать те или иные особенности поведения людей в естественной для них обстановке, снижая тем самым значимость фактора «ситуации проверки». Благодаря этому в наблюдении может учитываться ситуационный контекст, то есть влияние предшествующих и последующих событий на наблюдаемое поведение.
Основная трудность, которая связана с реализацией наблюдения в работе школьного психолога, связана, вероятно, с недостаточным количеством «готовых», опубликованных карт наблюдения, которые можно было бы просто «взять и работать». Да и существующие карты наблюдения порой приходится трансформировать в соответствии с той уникальной ситуацией, в которой находится и которую представляет собой каждый школьный класс.
Сложностей, связанных с разработкой или модификацией программ наблюдения, можно избежать, если придерживаться следующего алгоритма.
Для начала необходимо четко определиться с целями наблюдения: что конкретно мы собираемся наблюдать? Формулировки типа «как класс работает на уроке» или «как учитель общается с учениками» слишком общи, чтобы стать целями наблюдения. «Работа класса на уроке» может рассматриваться в аспектах его работоспособности и утомляемости, коммуникативной активности, тревожности, агрессивности и т. д. Точно также «общение учителя с учениками» может изучаться с точки зрения способов предъявления материала, стиля коммуникации, приемов поддержания дисциплины и др. Целью наблюдения может быть только такая предельно конкретизированная особенность: чем точнее она сформулирована, тем проще определиться с тем, как ее наблюдать.
Вторым этапом является выбор способа наблюдения: будет ли оно проводиться в естественных условиях, например на уроке, или в специально смоделированной ситуации? В качестве последних могут выступать различные формы организации совместной деятельности школьников, не связанные непосредственно с учебой: распределение тех или иных обязанностей, создание общими усилиями некоего «продукта» (коллажа «Герб класса» и др.), психологической игры и т. д. Обобщая представления о возможных условиях наблюдения, можно отметить, что оно бывает:
- естественное или экспериментальное;
- управляемое или не управляемое наблюдателем;
- спонтанное или организованное.
Выбор того или иного способа наблюдения зависит, прежде всего, от целей, предпочтений психолога, его «наблюдательского» опыта, наличия контакта и доверительных отношений с наблюдаемыми.
Затем следует разработать карту наблюдения, подходящую для исследуемой группы и соответствующую его целям и условиям.
Составление карты наблюдения предполагает «перевод» задуманного для наблюдения феномена на язык эмпирических референтов, то есть тех признаков, которые доступны непосредственному восприятию. К их числу относятся (Методы социальной психологии…, 1977):
- речевые акты (их содержание, объем, последовательность, направленность, экспрессивность, частота, особенности лексики и др.);
- выразительные движения (экспрессия лица, тела, движений и действий);
- движения и перемещения, поза, дистанция, соприкосновения;
- физические воздействия (касания, толчки, удары, поддержки, передача, отнимание, задержки и т. д.).
Очень важно выбрать именно те признаки наблюдаемого явления, которые сторонний наблюдатель может именно увидеть, а не догадаться об их существовании (например, при наблюдении агрессивности ученика в условиях перемены невозможно увидеть «злость», но можно зафиксировать такие признаки, как «удар», «укус», «плевок» и т. д.).
«Хорошая» карта наблюдения, которая отражала бы все (или многие) важные эмпирические референты наблюдаемого явления, как правило, не получается с первого раза и дорабатывается в процессе работы с ней. Иногда в ходе наблюдения за реальными людьми всплывает огромное количество дополнительных признаков, которые хочется включить в карту наблюдения. Однако практика показывает, что оптимальное число признаков в карте наблюдения — от 10 до 20, причем чем больше человек одновременно планирует наблюдать психолог, тем меньше должно быть оцениваемых признаков,
Непосредственно перед выходом в наблюдаемый класс необходимо определиться со способом фиксации наблюдаемой информации («вживую», при помощи магнитофона, видеокамеры и т.д.), подобрать вспомогательные технические средства (бумага, ручка, кассета и т. д.).
В процессе наблюдения важно учитывать следующие особенности восприятия и интерпретации наблюдаемого (Регуш, 1991):
- многозначность одного и того же признака (один и тот же признак может быть выразителем различных свойств и состояний человека; например, улыбка, в зависимости от контекста, может быть не только признаком позитивного эмоционального настроя, но и носить саркастический характер);
- индивидуальность внешнего выражения одних и тех же психических признаков (например, тревога у одного человека может выражаться покраснением, а у другого — побледнением кожных покровов);
- ситуационность внешних проявлений (в частности, в одних ситуациях человек может себе позволить заплакать или засмеяться, а в других нети др.).
В процессе наблюдения результаты фиксируются в карте наблюдения, по его окончании подвергаются интерпретации. Интерпретация результатов наблюдения — работа во многом творческая и, следовательно, не лишенная субъективизма. Очевидность этого факта настолько высока, что в среде профессиональных психологов на эту тему даже существуют анекдоты, например:
Проводится эксперимент по устойчивости условных рефлексов у лягушки — подпрыгивать при каждом звонке колокольчика.
Звонок — и лягушка подпрыгивает. Исследователь фиксирует этот результат, после чего отрезает ей одну лапку и снова звонит в колокольчик. Лягушка подпрыгивает. Результат фиксируется, лягушке отрезается ещё одна лапка. Звонок — лягушка подпрыгивает. После фиксации результата и отрезания третьей лапки эксперимент повторяется с тем же результатом.
Наконец лягушке отрезается четвертая лапка. Исследователь звонит в колокольчик, а лягушка не подпрыгивает! Исследователь записывает в тетрадь: «После отрезания четвертой лапки у лягушки резко слабеет слух».
Преодолению субъективизма способствуют максимально продуманные процедура и карта наблюдения.
Ниже представлены несколько готовых карт наблюдений, которые вполне могут пригодиться для диагностики «трудного класса».
Метод наблюдения в работе с «трудным классом»
.Ранее опубликовано:
Работа школьного психолога с трудным классом.
«Трудный класс» — к определению понятия.
«Неуправляемый» класс.
Комментарии закрыты.