Родитель как клиент
Современные подходы к взаимодействию педагога с родителями
Часть II. Родитель как клиент
Многие работающие сегодня педагоги помнят, что еще совсем недавно, в советские времена, для того чтобы устроить ребенка в детский сад, необходимо было чуть ли не сразу после его рождения записываться в очередь желающих. А уж попасть в «хороший» (чаще всего — ведомственный) садик считалось необычайным везением. Вероятно, поэтому родители испытывали известную долю благодарности администрации и педагогам, в соответствии с чем и выстраивались дальнейшие взаимоотношения «педагог — родитель».
Нынешняя ситуация совсем иная: низкая рождаемость, обилие частных детских садов, групп развития детей, наличие разных программ воспитания и обучения, — все это привело к тому, что многие детские сады и школы стали бороться за каждого ребенка.
В связи с этим возникла потребность в перестройке взаимоотношений в системе «педагог — родитель» и обучении каждого педагога новым приемам и методам эффективного взаимодействия с заказчиком образовательных услуг — с родителями. И даже в том случае, когда образовательное учреждение посещает достаточное число воспитанников или учеников, сегодняшняя социальная ситуация диктует определенные условия организации взаимодействия педагогов и родителей.
Если организация дорожит своим имиджем, каждый ее член должен обладать навыками работы с клиентом, чтобы не провоцировать конфликты, соответствовать статусу организации. В результате возросла роль каждого специалиста, работающего в детском саду или в школе. Именно поэтому в последнее время все чаще и чаще появляются запросы от образовательных учреждений на обучение персонала современным методам работы с клиентом.
Обычно такое обучение проводит психолог, работающий в детском саду или в школе. Содержание обучения включает в себя правила работы с клиентом, правила самопрезентации, технику снятия напряжения, способы психологической самозащиты. О некоторых аспектах особенностей работы с клиентом мы уже говорили.
Здесь же хочется затронуть общие принципы работы педагога с родителями как клиентами, способствующие налаживанию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей.
Среди приемов работы педагога с родителями можно отметить следующие:
- говорить на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии;
- быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос;
- быть активным (родители не должны брать интервью у педагога);
- учитывать эмоциональное состояние родителя;
- отказаться от поучений, нотаций, высокомерия; разговаривать с позиции партнерства;
- предварительно планировать содержание беседы с родителем;
- быть доброжелательным;
- защищать интересы клиента (родителя), а не становиться инструментом в руках администрации, других сотрудников;
- сохранять конфиденциальность информации, полученной от родителей, и др.
Как показывает практика, общение воспитателей, учителей с родителями детей, посещающих детский сад и школу, далеко не всегда можно назвать идеальным и безоблачным. И хотя характер общения зависит, прежде всего, от личностных качеств участников, все же можно выделить ряд общих причин, обусловливающих типичные ошибки, которые допускают педагоги:
- незнание техник общения;
- жесткие ожидания по отношению к родителям;
- оценивание родителей;
- директивная позиция по отношению к родителям;
- суетливость, состояние истерики, излишняя эмоциональность педагога в ответ на слова и действия родителей;
- использование стереотипов, установок, затрудняющих общение;
- приписывание родителям своих представлений и ожиданий (проекция);
- агрессивность, напористость;
- равнодушие, унылость.
Л.Б. Невзлин (1993) отмечает, что цель выступления, беседы может быть общей (информирование родителей о чем-либо) и конкретной (пригласить папу для ремонта мебели). Главное — говорить с родителями только о том, что нужно, и только тогда, когда нужно.
Начать разговор с родителем можно нестандартно, нетрафаретно, например, рассказать один из случаев сегодняшнего взаимодействия с его ребенком. Длительные беседы, скорее всего, будут не очень уместными, так как чаше всего родители общаются с воспитателем, учителем либо перед началом рабочего дня, либо после его окончания.
Л.Б. Невзлин (1993) дает рекомендации для ведения беседы с клиентом, которые могут быть использованы и в педагогической практике:
- Доходчиво излагать факты, аргументировать свои высказывания, в связи с чем желательно продумывать выступление заранее.
- Использовать фактический материал, яркие примеры.
- Говорить на простом понятном языке.
- Быть кратким (Плутарх: «Сила речи — в умении выразить многое в немногих словах»).
- Избегать просторечных фраз, не гнаться за дешевой популярностью.
- Соблюдать грамматические нормы, правила произношения (лучше отрепетировать выступление).
- Повторить наиболее важную мысль несколько раз в новой форме.
- Финал разговора подготовить наиболее тщательно, так как последнюю информацию родители запомнят наиболее четко.
Говорить с родителями лучше в размеренном ритме. Низким голосом, без длинных пауз. Для того чтобы у родителей создалось благоприятное впечатление о вас, надо использовать приемы аттракции (имя собственное, комплименты и др.). Кроме того, очень важным является умение учитывать состояние собеседника и помнить, что для каждого родителя очень важно ощущение, что вы вступили в контакт именно с ним и этот контакт для вас важен. Поэтому постарайтесь не прерываться во время беседы, проявите уважительное отношение к нему.
Педагоги, которые работают с детьми и их родителями долгое время, к проведению бесед, родительских собраний, выступлениям на крупных конференциях относятся спокойно. Но молодые специалисты, не имеющие навыков общения, иногда испытывают страх перед взаимодействием с родителями, который имеет свои конкретные проявления, мешающие взаимопониманию сторон. Так, дрожание голоса, сбивчивая речь, суетливость в движениях, иногда высокомерные нотки (как способ защиты) могут «считываться» родителями и стать помехой для эффективного контакта. Поэтому педагогам необходимо отрабатывать манеру устной самопрезентации.
Начинающий учитель или воспитатель должен понимать, что родители приходят не ссориться с ними, а получить как можно больше информации о своем ребенке. Если педагог на первых порах будет вести записи об определенных детях, ему легче будет наладить взаимоотношения с родителями, которые увидят заинтересованность педагога в развитии ребенка. Подобные записи (фиксированное наблюдение) помогут учителю, воспитателю держаться с родителями увереннее. Для того чтобы записи принесли максимальную пользу, желательно приобрести навыки по их составлению (Регуш Л. А., 2001).
Однако помимо неуверенности в себе у молодых специалистов могут возникать и другие проблемы в общении с родителями. Так, многие из педагогов не умеют защитить себя от нежелательных воздействий «трудных» категорий собеседников. Психология самозащиты условно делиться на два блока: управление собой и управление клиентом, ситуацией. В свою очередь, управление собой возможно осуществлять двумя путями: подготовительными действиями (профилактикой) и действиями, способствующими снятию уже возникшего напряжения. Профилактическая работа заключается в устранении предубеждений против определенных родителей (вместо «родитель — враг» — «родитель — единомышленник») при помощи упражнений по аутогенной тренировке. От этого зависит качество нашего реагирования на возможные негативные действия и слова собеседника. Работа над собой после возникновения напряженного состояния состоит из использования техник, способствующих снятию напряжения (у каждого человека может быть свой набор подобных техник), а также предполагает анализ ситуации, создание на основе полученных в результате анализа выводов нового сценария будущих действий в подобной ситуации. Управление ситуацией предполагает перенос педагогом встречи с родителями на более удобное время (что дает возможность обдумать ситуацию, проконсультироваться у специалистов и др.), привлечение специалистов к беседе и др.
Продолжение следует…
Комментарии закрыты.