Выступление психолога на первом родительском собрании

Первая встреча психолога с родителями учеников

Чаще всего выступление психолога на первом родительском собрании происходит в начале первой четверти, если новый класс только начинает учиться в этой школе (например, установочное собрание родителей учеников 1-го класса, 5-го класса в гимназии), либо в конце первой четверти

Организационные моменты

Нельзя недооценивать важность этой встречи, хотя, как правило, школьному психологу предоставляется ограниченное время для организационного сообщения. То, какое впечатление произведет психолог, может сыграть большую роль в дальнейших его отношениях с родителями школьников — насколько ему будут доверять, как удастся сотрудничать.

Готовясь к выступлению, полезно обдумать следующие вопросы:
— Для чего это надо сделать? Какова цель?
— О чем нужно рассказать?
— Каким должен быть результат выступления?
— Как это лучше сделать?

Итак, для чего психолог выступает на этом собрании? Ему надо установить контакт с родителями и познакомить их с целями, задачами и содержанием психологической работы в школе. Следовательно, надо рассказать о себе, о психологической работе в школе, для чего это делается и как. Родителям также важно понимать, как будут построены отношения с психологом: что конкретно он делает с их ребенком и вообще с классом, как они будут узнавать о происходящем, с какими вопросами можно к психологу обращаться и можно ли вообще. Поэтому специалисту важно создать условия, в которых он сможет развивать продуктивное сотрудничество с семьями школьников.

Процесс создания контакта чаще всего начинается с приветствия и представления. Представляясь, надо четко сказать свою фамилию, имя, отчество, чтобы родители могли расслышать и записать. Это избавит их впоследствии от неловкого положения, когда в поисках психолога им придется объяснять, что ищут « ту, черненькую в очках, что приходила на собрание».

Сейчас многие используют презентации. В таком случае всю организационную информацию надо вывести на слайд, но при этом все равно следует ее озвучить. Если вы не используете слайд-шоу, хорошо написать данные о себе на доске. Надо назвать свою должность и образование. Если вы работаете в школе длительный период, об этом тоже полезно сказать. Стаж работы — дополнительная информация о вашей компетентности. Длительное время работы в одном учреждении может говорить о хорошем климате в коллективе, о вашем устойчивом авторитете как специалиста. Это то, что может располагать родителей и лично к вам, и к образовательному учреждению, вселять ощущение надежности.

Надо ли сообщать о своем образовании или достаточно сказать, что вы психолог? Каждый решает сам, но если вы учились в известном университете или институте с хорошей репутацией, то почему бы не сказать об этом? Во-первых, это даст представление о вашей квалификации, во-вторых, отношение к вузу частично распространится и на вас.

Скажите о научной степени, если она у вас есть. Многие молодые кандидаты наук стесняются говорить при родителях, что они защитили диссертацию либо ведут научную и практическую работу, и не упоминают в школе об академической стороне своей деятельности. Тем временем дополнительные регалии говорят о вашем трудолюбии, серьезности. Родителям учеников, с которыми вы работаете, такая информация полезна.

Многие психологи, кроме академического образования, дополнительно специализируются в различных психотерапевтических направлениях. Например, арт-терапия, психоанализ, юнгианская терапия, психодрама, гештальт-подход — список продолжать можно долго. Каждый сам решает, говорить ли об этой стороне образования, в которую вложены силы, время, деньги и за которую хочется получить признание. Хочу только заметить, что разобраться во множестве психотерапевтических направлений без специальной подготовки трудно, и у вас, скорее всего, не будет возможности сразу выяснить, насколько вас поняли. Поэтому, если вы решили рассказать об этой стороне своей квалификации, подумайте, для чего вы это делаете и как избежать возможной неясности.

Формулируем цели

В зависимости от миссии школы, в зависимости от того, какая модель психологической службы принята в данной школе, формулируются цели работы школьного психолога или психологической службы, по-разному организуется работа психолога.

Перед тем как рассказать чем занимается психолог, я бы предложила кратко объяснить, что такое психология. Кажется, что речь идет о чем-то банальном, о том, что всем хорошо известно. Мы живем в обществе с очень психологизированным языком. Слова « комплекс», «эго», «амнезия» и даже « когнитивный диссонанс» вошли в повседневный обиход, встречаются в бытовых диалогах. Кажется, что люди понимают, чем занимаются психологи, о чем их высказывания. Однако представление о психологах часто формулируется в высказываниях: «это для психов», «тебе нужен психоаналитик», «мой астролог сказал», «надо посоветоваться с психологом», а ожидаемый образ специалиста, благодаря средствам массовой информации, похож на доктора Курпатова или консультантов сериала «Понять и простить», на аналитиков из американских фильмов, предлагающих выразить агрессию с помощью батаки. Диапазон достаточно широк, и что из описанного относится к вам и вашей работе в школе?

Хорошо бы объяснить, что психология — наука о душе. Что задача школьного психолога — помочь детям максимально раскрыть свои возможности в обучении и общении, чувствовать себя комфортно, правильно выстроить отношения с одноклассниками и учителями, принимать себя. Что школьный психолог не ставит психиатрических диагнозов, это дело врача. Но при этом, наблюдая за ребенком в школе, за тем, как он учится и выстраивает отношения с другими, а также по результатам успеваемости и психологической диагностики он может порекомендовать проконсультироваться у другого специалиста: нейропсихолога, логопеда (этого специалиста называют также дефектологом, и родители иногда пугаются такой специальности) и др. Дальше психолог рассказывает, как организована его работа. Родителям важно сообщить о планируемых диагностических мероприятиях, развивающих занятиях и тренингах. Что носит плановый характер, что факультативно. Обязательно надо объяснить, для чего проводится та или иная работа, как используются результаты тестирования, кому и в какой форме их сообщают; для чего проводится тот или иной тренинг, что дети в результате получают. Описываются формы работы с родителями — есть ли в школе родительский клуб, лекторий или тренинг для родителей, как организованы индивидуальные встречи.

Нагрузка школьного психолога практически не оставляет места для индивидуальной работы, в том числе коррекционно-развивающей и психотерапевтической. Не говоря уже о том, что вопрос, насколько этично школьному психологу заниматься психотерапией с кем-либо из участников образовательного процесса, требует отдельного обсуждения. Поэтому стоит объяснить родителям, что в случае необходимости вы сможете предложить им другого специалиста. Такая информация поможет отстроить профессиональные границы, защитит вас от чрезмерных ожиданий со стороны родителей учеников.

В некоторых школах есть специалисты, в чьи функциональные обязанности, входит именно индивидуальная работа со школьниками группы риска по определенным критериям. В таком случае надо сообщить его фамилию, имя и отчество, описать направление работы и как с ним можно связаться. Если собрание проводится в конце четверти, психолог может принести результаты диагностики, проведенной по плану. Мне приходилось видеть родителей, которые получили на руки табличку, где перечислены когнитивные и эмоциональные особенности ребенка и средний показатель по классу, выраженные в цифрах и процентах, текст там практически отсутствует. Если человек не является специалистом, ему трудно понять, как относиться к полученной информации, что с ней делать. В случае если у ребенка результат низкий, родители могут почувствовать, что с чем-то не справляются, что оказались несостоятельными либо станут обесценивать результат, испытывая агрессию к психологу.

Как представить информацию.

Наш опыт показывает, что продуктивнее предлагать информацию в следующем виде:

— Описать сильные стороны ребенка — что хорошо развито, хорошо получается, на что можно опираться в обучении.

— На что обратить внимание. Описывая те показатели, которые оказались у школьника ниже, чем у его одноклассников, стоит избегать негативных оценок. Например, не стоит писать «низкий уровень развития памяти», а «одномоментно запоминает задание небольшого объема».

— Что рекомендуется. Лучше давать конкретные рекомендации. Например, «задания, требующие запоминания, разделить на небольшие части и заучивать по частям».

Если вы сообщаете в классе результаты тестирования, то описываете родителям, что делали, с какой целью, раздаете заключения и информируете, где и когда можете рассказать родителям об их детях индивидуально.

Заключая свое выступление, психолог должен сказать, какой у него режим работы, как родители могут с ним связаться, где встретиться при необходимости. Эту информацию тоже надо поместить на слайд или написать на доске.

Готовясь выступать перед родителями, подумайте, кто они для вас: люди, которые доверили вам своих детей, и вы отвечаете за это; люди, которые мешают вам хорошо выполнять свою работу; люди, с которыми вы делаете общее дело. В зависимости от того, как вы относитесь к родителям школьников, какую роль отводите им в ваших взаимоотношениях, вы будете выстраивать свое выступление. Если вы отвечаете за результат, то выступление будет отчетом. Если родители вам не нужны, то вы построите выступление так, чтобы четко обозначить свою границу, сообщите, чего ждете от семьи учеников. Если вы делаете общее дело, то постарайтесь договориться о том, чего хотите достичь, как распределить ответственность.

В любом случае, выступая перед родителями, психолог должен говорить простым, понятным языком, избегая научных терминов. Важную информацию стоит повторить, лучше в другой модальности. И не стремитесь в одну встречу вместить все, что вы знаете, это только первое собрание, у вас еще будет возможность встретиться.

Начало новых отношений

Выше описаны простые вещи, которые кажутся очевидными. Но именно из-за этой простоты упомянутым вопросам не всегда уделяется достаточно внимания.

Опытные психологи, проработавшие в школе много лет, сформировали свою стратегию установления контакта с семьями учеников. Но когда из года в год, в одно и то же время, в одних и тех же условиях (а порой и слушатели бывают частично те же самые) рассказываешь об одних и тех же вещах, возникает иллюзия, что все всё знают, что вас хорошо понимают, что это уже сказано, и часть информации опускается. Если такую вероятность предусмотреть заранее, каждый специалист найдет для себя наиболее удобный способ преодоления описанных сложностей.

Самый простой вариант — написать план заранее. В случае если вы используете презентацию и у вас есть прошлогодняя, просмотрите ее. Каким бы хорошим ни было слайд-шоу, вы показываете его в другое время и другим людям, да вы и сами за год могли измениться. Стоит проверить, насколько этот материал актуален, созвучен вашему нынешнему состоянию, надо ли что-то добавить или поменять.

Ощущение того, что у вас уже состоялся контакт, может появиться, если среди слушателей окажутся люди, которых вы знаете. Например, родители ребят, которые учатся в старших классах, ваши соседи или знакомые. Неосознанно может возникнуть побуждение продолжать сложившиеся отношения. И тогда складывается не очень удобная ситуация, когда с частью аудитории надо устанавливать контакт, а с кем-то продолжать отношения.

Посмотрите на эту ситуацию с такой точки зрения: вы со всеми устанавливаете контакт как школьный психолог, который начинает работу с новым классом. Это начало новых отношений со всеми. Сказанное совсем не означает, что надо отвергать уже сложившееся знакомство. Вы вполне можете признать его, сказав вначале, что рады видеть знакомые лица.

Возможная реакция

Хочется сказать несколько слов о возможной реакции родителей. Первое собрание носит установочный характер, и наиболее вероятно, что вас будут вежливо слушать, так как людям надо время, чтобы соединить полученную информацию с реалиями школьной жизни их детей и решить, как этой информацией воспользоваться. Но в аудитории может оказаться человек, по каким-либо причинам настроенный против взаимоотношений с психологами. Если он начнет демонстрировать свое отрицательное отношение к психологической работе, легко растеряться. И не важно, будет он говорить вежливо и аргументированно или агрессивно-аффективно. Любое публичное отвержение неприятно.

Что можно сделать в такой ситуации? Во-первых, стоит обратить внимание, что все высказывания относятся не лично к вам, а к прошлому опыту говорящего либо к его убеждениям. Поэтому лучше не вступать в дискуссию, а признать, что человек имеет право на свою точку зрения. Внимательно выслушайте оппонента и попытайтесь понять, что заставляет его отвергать вашу работу.

Во-вторых, вам надо найти конструктивный выход из создавшейся ситуации. В поиске выхода вы можете опереться на то, как заключается в данном образовательном учреждении контракт психолога с родителями. В ряде школ психологические услуги включены в общий договор с родителями, который родители подписывают при оформлении ребенка в школу. В этом случае вы ссылаетесь на положение школьного договора. Ваш ответ может звучать примерно так: «Вы имеете полное право решать, пользоваться услугами школьного психолога или нет. Но вы заключили со школой договор, и вопрос, как отказаться от общешкольных плановых психологических мероприятий, согласуйте, пожалуйста, с администрацией».

В некоторых образовательных учреждениях существует то, что называется « контракт по умолчанию», когда психолог договаривается с родителями устно, и ваше выступление на собрании, по сути, заключение такого контракта. Существует и третий вариант, когда  родители заключают контракт непосредственно с психологической службой, и это делается в конце первого собрания ( психолог приносит заготовленные заранее бланки). В описанных ситуациях семья может отказаться от услуг школьного психолога, опираясь на право выбора услуг, но отказ надо оформить письменно.

Когда отказ от взаимодействия с психологом связан с прежним неприятным опытом, можно сказать: «Я вижу, что у вас есть негативные представления о работе с психологом, и вам, конечно, не хочется повторять неудачный опыт. Я предлагаю вам посмотреть, как психологическая работа осуществляется в нашей школе, и вернуться к этому разговору позже». Признав позицию родителей, вы даете им время осмотреться в новой ситуации и оставляете открытой дверь для последующего диалога. Психолог может расположить к себе слушателей, завоевать доверие, и тогда кто-либо из родителей обратится к нему с волнующим его вопросом. На родительском собрании психолог ограничен во времени, его выступление — одно из многих, да и родители спешат домой. Вместе с тем, если есть возможность лаконично ответить на вопрос и тема не слишком личная, то лучше это сделать. Это будет небольшой демонстрацией личного стиля работы специалиста, даст родителям представление, на что они могут рассчитывать во взаимодействии с ним. Стоит уделить повышенное внимание вопросам, связанным с возрастными особенностями, которые могут заинтересовать многих.

Если заданный вопрос носит более частный характер либо психолог ограничен во времени, всегда можно договориться о дополнительной встрече, признав значимость волнующей родителей темы.

Ирина ЛЕЙБМАН
кандидат психологических наук, Москва
Источник: журнал «Школьный психолог» № 7-8 2014 г.

Выступление психолога на первом родительском собрании.

Читайте также:
Родительское собрание в 1 классе.
Родительское собрание в 5 классе. Адаптация пятиклассников.
Родительское собрание в детском саду.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.