Мониторинг вовлеченности учащихся в употребление ПАВ
Результаты мониторинга вовлеченности обучающихся в употребление ПАВ
По запросу Управления образованием Пятигорска с 9 по 15 декабря в школах города был проведен мониторинг вовлеченности учащихся 8 классов в употребление психоактивных веществ (далее — ПАВ).
Для проведения исследования была использована модификация опросника «Изучение вовлеченности обучающихся в употребление ПАВ» разработанного «Краевым центром психолого-педагогической реабилитации и коррекции несовершеннолетних, злоупотребляющих наркотиками». Анкета, состоящая из 15 вопросов, универсальна по своему содержанию и отражает не только уровень употребления ПАВ (алкоголя, наркотиков, табака) подростками, но и их отношение к этой проблеме, а так же ЗОЖ.
К проведению и обработке данных мониторинга на уровне школ города были привлечены психологи и социальные педагоги. Статистическую обработку полученных результатов осуществили сотрудники МОУ ДПО «ИОЦ» .
Основной целью опроса было не только получить приближенную к действительности информацию о потреблении ПАВ в подростковой среде, что позволит объективно оценивать ситуацию в определенный период времени, но и на основании анализа полученных данных более прицельно и грамотно проводить последующую профилактическую работу в классах и школах города.
Ниже приводится анализ результатов анкетирования.
Примерно одинаковое кол-во учащихся 27% и 27,65% в свое свободное время предпочитают заниматься спортом (посещают спортивную секцию) и смотреть ТВ, видео, слушать музыку; проводят время со сверстниками во дворе — 17,45%; занимаются в кружках — 12,75; читают книги и играют в компьютерные игры соответственно 10,5 и 9,72 %.

На вопрос «Как Вы думаете, сколько ваших одноклассников курит?» учащиеся ответили следующим образом:
- Никто — 18,8%
- Один-два человека — 37,5%
- Третья часть — 24,7%
- Половина — 12,6%
- Большинство — 6,4%

В то же время на вопрос «Курите ли Вы?»
- 10,9% — призналось, что курит
- 56,3% — заявило, что не курят и не пробовали
- 20,2% — пробовали
- 10,3% — курит редко, в компании
- 2,3% — курит постоянно
Вызывают интерес обстоятельства, при которых учащиеся впервые попробовали алкогольные напитки?

- 30% — заявило, что не пробовалиалкогольные напитки
- 48,2% — на семейном торжестве с родителями
- Вместе со сверстниками во дворе, в подъезде, на пикнике — 16,5%
- В летнем лагере — 3,5%;
- В школе на дискотеке — 0,95%
Не без интересно также узнать, какое поведение человека по отношению к спиртным напиткам школьники считают нормальным?

- Употреблять всегда и любые спиртные напитки, если есть деньги и подходящая обстановка — 0,78%
- Пить можно и часто, но слабые напитки (пиво, сухое вино, шампанское) — 9,5%
- Употреблять редко (по праздникам, «за столом»)
и в ограниченном количестве — 69,8% - Никогда и ни при каких обстоятельствах не употреблять — 19,9%.

75,2% опрошенных однозначно уверены, что никто из их одноклассников никогда не пробовал наркотические вещества.
18% считают, что один-два человека из их класса пробовали наркотики.
Настораживает тот факт, что 13% восьмиклассников когда-либо предлагали попробовать наркотические вещества.
59% опрощенных уверены, что «наркотики — это серьезная проблема для молодежи Пятигорска»; 26% считают наркотики достаточно серьёзной проблемой; 9% — затруднилось ответить.
Также в ходе опроса мы постарались выяснить насколько трудно подросткам Пятигорска, достать табачные и алкогольные изделия, а также наркотические вещества.
По мнению подростков легче всего несовершеннолетним достать табачные изделия и алкогольные напитки — 62,3% и 48,9% (соответственно).
49% опрошенных также считает, что и наркотические вещества достать трудно, но вполне возможно.

Наибольшим доверием среди специалистов к которым можно обратиться за помощью при злоупотреблении ПАВ у подростов пользуются родители, к ним бы посоветовало обратиться 37% опрошенных; врачи — 26% и психологи — 15%.
На вопрос «Если бы Вы захотели узнать, как противостоять рискованному поведению, чьей бы информации Вы поверили?» респонденты отвечали следующим образом:
- полученной от родителей — 46,5%
- от друзей — 20%
- от учителей — 17,3%
- от психологов — 13,7%
- из средств массовой информации — 15,3%
- из Интернета — 11,9%
- в социально-психологических центрах — 6%
- от сотрудников милиции — 8,4%
- от врачей наркологов — 23%
Большинство учащихся (41,5%) уверены, что для того, чтобы уберечь молодежь от пагубного влияния алкоголя, никотина и наркотиков необходимо полностью запретить продажу сигарет и алкоголя; запретить рекламу в СМИ — 37%; увеличить штрафы за употребление ПАВ в общественных местах — 29,5%; 21,5% — считает необходимым увеличить количество культурно-оздоровительных центров с возможностью бесплатного посещения кружков, секций и т.п.

Из всех видов профилактической работы по предупреждению употребления психоактивных веществ в школе учащиеся чаще всего вспоминают беседы (50%) и просмотры кинофильмов (32%), которые у 71,7% ребят вызывают негативное отношение к употреблению ПАВ.

Помимо выше перечисленных сведений в ходе исследования также было выяснено, что в большинстве семей учащихся существуют традиции позволяющие поддерживать ЗОЖ. Это, прежде всего соблюдение принципов здорового питания — 26%, а также спортивные секции — 20,9%, туристические походы семьей — 17% и бег по утрам/вечерам — 14%. Однако, в семьях 18,6% учащихся подобных традиций не существует.
В заключение хотелось бы отметить, что тщательное изучение заполненных анкет позволило сделать вывод, что ответы учащихся являются достаточно честными, искренними и сведения, получаемые при анкетировании, можно считать близкими к достоверным. Результаты проведенного анкетирования имеют большое практическое значение для построения последующей профилактической работы, позволяя ее конкретизировать и сделать акцент на определенных моментах, характерных для школы в целом и для каждого класса в отдельности.
Таким образом, анонимное анкетирование учащихся по наркологическим проблемам позволяет:
- получить достоверную информацию о ситуации с потреблением ПАВ и об отношении к этому подростков в классе, школе, районе и т.д.
- выявить группу риска на уровне класса по употреблению ПАВ;
- грамотно определить направление и спланировать последующую профилактическую работу в классе, школе, районе с учетом выявленных особенностей ситуации на каждом из этих уровней;
- осуществлять работу в сотрудничестве и координации со специалистами антинаркотической комиссии города.
Методист — психолог
МОУ ДПО «Информационно-образовательный центр»
Реджепов Р.М.
На ту же тему: