Детские страхи. Диагностика и коррекция.

Название: «Детские страхи. Диагностика и коррекция» — презентация.
Автор: Сагитова Аделина
Год: 2012
Формат: презентация в формате ppt., (rar архив).
Кол-во слайдов: 21
Размер: 3,13 Мб
Качество: хорошее

Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье.

Теории страха

И. П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с лёгким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определёнными изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула.

Причины страха

Причины страха (распространённые):
— конкретный случай (укусила собака, застрял в лифте)
— внушённые страхи
— детская фантазия
— внутрисемейные конфликты
— взаимоотношения со сверстниками
— невроз

Вопрос о причинах остается открытым и сегодня так:

З. Фрейд выделяет 2 источника: 1)автоматические (в ситуациях опасности); 2)продуцированные – события, которые способствуют неудачам.
Э. Фромм: 4 ситуации, вызывающие страх и тревожность: подражание, травма, система наказаний, вина.

В отечественной психологии (Данилова, Гарбузов, Кришакова) причиной детских страхов и тревоги считают особенности воспитания: гиперсоциализированное (сверхориентация на окружающих); непринятие матерью ребёнка; тревожно – мнительное воспитание; эгоцентрическое (ребенок – звезда).

Откуда берутся детские страхи. Что с ними делать? Советы психолога Игоря Романца.

Динамика страхов и тревожности

1. Беременность, роды: плод реагирует на состояние беспокойства матери.
2. Первые месяцы: отсутствие контакта, яркий свет, резкие звуки.
3. 1-3 года  — ночные кошмары (волк, баба-яга).
5. 5 –7 лет — страх смерти, страх войны, стихийного бедствия.
6. 7 — 11 лет — социальные страхи, например, страх двойки.
7. 11 — 15 лет – повышенная тревожность по поводу изменения внешности, навязчивые страхи, например, страх не быть самым лучшим, страх отвержения.

Критерии выявления тревоги у ребёнка:

1. Испытывает постоянное беспокойство.
2. Трудности в концентрации внимания.
3. Мускульное напряжение чаще в области лица и шеи.
4. Раздражительность.
5. Нарушение сна.

Если присутствуют 2-3 критерия, то ребенок тревожен.

Виды страхов

Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

Навязчивые страхи — эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша.

Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.

Преодоление детских страхов

Коррекционная работа психолога ведется в нескольких направлениях:
— консультирование;
— лекции-семинары (для родителей, педагогов);
— стендовый материал для родителей и информационные памятки для педагогов.

Работа по коррекции страхов проходит в несколько этапов:
1­й этап – принятие заявок психологом от родителей или воспитателей на проведение диагностики страхов у ребенка.
2­й этап – проведение психологом работы с детьми и их родителями на основе соответствующих методик.
3­й этап – обсуждение результатов диагностики ребенка с воспитателем и родителями. На этом этапе намечаются пути совместной работы по решению выявленных проблем.

4­-й этап – проведение с ребенком коррекционных занятий.
5­-й этап – проведение повторной диагностики страхов ребенка, результаты которой также обсуждаются с воспитателем и родителями.

Три основных направления в коррекционной работе с тревожными детьми:
1. Повышение самооценки (упражнение «Похвалилки», «За что меня любит мама»).
2. Обучение способам снятия эмоционального и мышечного напряжения (техники с песком, рисование и лепка, массаж).
3. Отработка навыков владения собой в травмирующих ситуациях (ролевые игры:  страх и тревога должны доводиться до абсурда, ребенок должен получать роли сильных личностей, роли героев, преодолевающих трудности).

Игротерапия. Наиболее эффективна в работе с детьми 4-7 лет.
Цели:  отреагировать эмоционально напряжение; ролевое моделирование решения проблемы. Игра позволяет пережить жизненные обстоятельства в условном, ослабленном виде; укрепить уверенность в себе. Используются а) подвижные игры, где проявляется активность, самостоятельность, инициатива ребенка. б) игры-подражания, когда ребенок выбирает роль, компенсирующую его возможности; позволяют отработать навыки управления эмоциями и принятия решений. в) игры-драматизации, помогают преодолеть страх, возникший в результате испуга.

Арттерапия.  Эффективна в возрасте 5-11 лет, когда у детей нет барьеров, они рисуют непринужденно, спонтанно.
Цели:  дать выход переживаниям, перестроить отношение к травмирующим ситуациям. Используется направленное рисование: 1) ребенок рисует свой страх; 2) ребенок рисует свой страх и рядом себя, не боящегося страха; 3) ребенок самостоятельно уничтожает свой рисунок.

Диагностика страхов:

Методика Ч. Спилбергера, тест школьной тревожности «Филлипса» тест  тревожности Тэмпл,  Дорки, проективные методики.

Скриншот презентации «Детские страхи. Диагностика и коррекция»:

Детские страхи

Скачать презентацию «Детские страхи»:

СКАЧАТЬ

Похожие статьи:

Похожие статьи

Комментарии закрыты.