Как развить финансовую грамотность подростка?

Рекомендации родителям

0 244

Для успешного решения задач взрослой жизни необходима финансовая грамотность, и ее формирование должно начинаться задолго до получения первой зарплаты. Многие навыки, касающиеся ответственного распоряжения деньгами, доступны уже в подростковом возрасте.

Финансовые вопросы возникают практически в любой семье, где есть подросток: давать ли карманные деньги и сколько, как объяснить, что данная вещь слишком дорогая. Давайте посмотрим, как родители могут содействовать развитию финансовой грамотности детей. Эту информацию можно использовать как в групповой работе с родителями, так и в консультировании.

Прежде всего разберемся, что подросток должен понимать, знать и уметь в вопросах распоряжения деньгами.

В 10–12 лет:

– Понимает, как происходит процесс покупки, почему рационально приобретать те, а не иные товары и услуги. Умеет сравнивать по принципу полезность — стоимость.

– Контролирует трату своих карманных денег и понимает необходимость накоплений.

– Умеет составлять список своих расходов за неделю и месяц и список необходимых покупок (продукты, канцтовары для нового учебного года).

– Осознает ответственность за полученную от родителей сумму денег.

– Понимает, как необходимо делать сбережения, практикует это, приобретает что-то на сэкономленные деньги.

В 13-14 лет:

– Имеет представление, как работает банк и какие в целом услуги он предоставляет и может предоставить ребенку в его возрасте.

– Умеет планировать и распределять свой месячный бюджет с учетом накоплений на финансовую цель.

– Понимает, как составляется и работает личный финансовый план.

– Знает, как формируется месячный бюджет семьи, и принимает в этом активное участие.

– Знает свои права в отношении устройства на посильную работу.

– Понимает, где можно найти всю необходимую ему информацию о финансах.

– Умеет распознавать мошенников, которые хотят заполучить его деньги и деньги семьи.

Развитие финансовой грамотности ребенка проходит в несколько этапов:

1. Ребенок знакомится с различными видами денег — номиналы наличности, деньги на банковских счетах, арифметика счета.

2. Ребенок понимает, откуда берутся деньги в семье, что любой труд должен оплачиваться. Проявляет интерес к тому, как он сам сможет зарабатывать деньги.

3. Ребенок понимает статьи семейных расходов, осознает необходимость экономии.

4. Ребенок понимает разницу между желаниями и потребностями.

5. Начало личного финансового планирования.

6. Объяснение принципов накопления и приумножения денег, предложение своей помощи.

Как поэтапно должно происходить прививание ребенку навыков рационального обращения с деньгами? Рассмотрим основные рекомендации для каждого этапа.

Ребенок знакомится с различными видами денег — номинал наличности, деньги на банковских счетах, арифметика счета.Развитие финансовой грамотности у подростков

Методы помощи развитию ребенка со стороны родителей на этом этапе:

– Изучить все купюры и монеты, то есть все денежные номиналы, используемые в России.

– Изучить современное денежное обращение в России — рассказать ребенку, что деньги можно хранить и проводить операции не в наличных.

Вопросы для семейного обсуждения:

1. Какими деньгами в большей степени пользуются в нашей семье: наличными, безналичными? Как часто мы расплачиваемся с помощью банковских карт?

2. Узнайте мнение ребенка и попросите аргументировать его. В какой форме лучше всего хранить свои сбережения: наличной или безналичной?

3. В чем преимущества наличных денег, а в чем преимущества безналичных денег?

Практическое задание

Рассчитайте вместе с ребенком, какую часть денег в процентном соотношении вы тратите, используя наличную форму, а какую часть, используя безналичную.

Предложите ребенку представить следующую ситуацию: вы используете банкомат на улице. После того как вы выполнили необходимую операцию, стоявший сзади молодой человек выхватил у вас сумку с кошельком, в котором была карта. Спросите ребенка, что он бы сделал в такой ситуации?

Ребенок понимает, откуда берутся деньги в семье, что любой труд должен оплачиваться. Проявляет интерес к тому, как он сам сможет зарабатывать деньги.

Методы помощи развитию ребенка со стороны родителей на этом этапе:

– Обсудить с ребенком его потребности и попробовать оценить их в денежном эквиваленте. Договориться о сумме на определенный период (неделя, месяц). По прошествии оговоренного периода обсудить, на все ли хватило денег? Осталось ли что-нибудь? Если оговоренной суммы не хватило, вместе разобраться в причинах, проанализировав траты ребенка.

– Поощрять желание ребенка начать зарабатывать самостоятельно в свободное от учебы время, рассказать о законности его трудовой деятельности. Если ребенок захочет стать «бизнесменом», поощрять идеи, попробовать составить совместный бизнес-план и разыграть реализацию идеи этого бизнеса.

Вопросы для семейного обсуждения:

1. Как мы можем увеличить наши доходы?
2. Какие высшие профессиональные учебные заведения в нашем регионе являются наиболее популярными и почему?
3. Почему в современном обществе необходимо получить хорошее образование?
4. Стоит ли выбирать рискованную профессию ради повышенного дохода?
5. Где получить такое образование, чтобы обеспечить высокие доходы в будущем?
6. Как получить хорошее образование с наименьшими финансовыми затратами?

Практическое задание

Вместе с ребенком разобраться в профессиях. За какой труд родитель получает деньги? Рассмотреть несколько популярных профессий, понять, за что человеку платят. Составить совместную характеристику каждой профессии — где нужно учиться, сколько нужно учиться, сколько получает работник, где можно работать, где в нашем регионе можно работать с этой профессией.

Разберите с ребенком следующую ситуацию. Семья Феди Агеева состоит из пяти человек: Федя, его мама, папа, бабушка и дедушка. Мама, работая врачом в больнице, получает заработную плату 35 000 р. (без учета подоходного налога), папа инженер на заводе, получает зарплату 52 000 р. (без учета подоходного налога), бабушка и дедушка получают пенсию, соответственно 12 000 р. и 14 000 р. Каков совокупный доход семьи Агеевых? Каков доход семьи в расчете на каждого члена?

Ребенок понимает статьи семейных расходов, осознает необходимость экономии.

Методы помощи развитию ребенка со стороны родителей на этом этапе:

– С возрастом приучать ребенка к элементам взрослой жизни — дать ему возможность самостоятельно осуществлять покупки (одежды, маленьких бытовых предметов). Научить ребенка оплачивать счета и предоставить ему возможность самостоятельно оплатить все счета за этот месяц, дать ребенку почувствовать ответственность и важность этого дела.

Развитие финансовой грамотности у подростков
Ребенок и деньги

– Необходимо вовлекать ребенка в составление семейного бюджета и финансовое планирование семьи. Например, после того как родители закончили свое обсуждение, они приглашают младших членов семьи. «Мы с мамой рассматриваем два равноценных варианта каникул: неделя на байдарках или неделя в горах. Чего бы тебе больше хотелось?» Или: «Мы с папой собираемся купить вам подарки к Новому году: что вы хотите — это или это?» Ребенок осознает важность своего мнения и участия в решении финансовых вопросов, понимает, что родители относятся к нему как к взрослому и ответственному человеку.

Вопросы для семейного обсуждения:

1. На каких жизненных этапах находятся члены вашей семьи? Каковы приоритетные траты на каждом из этапов?

2. Нужно ли контролировать расходы в вашей семье?

3. Какой этап в жизни человека вы считаете самым сложным с точки зрения контроля за расходами?

4. Как сократить расходы? (Составьте перечень своих расходов и расположите их в последовательности от самых необходимых до менее необходимых. Обсудите, от каких трат можно отказаться.)

Практическое задание

Проведите совместный эксперимент (с коммунальными платежами, например). Предложите ребенку посчитать разницу из-за переплаты, если, допустим, оставлять свет в его комнате включенным на час дольше. На примере конкретных пожеланий ребенка покажите ему важность экономии, спросите его, какие из его «хотелок» можно было бы приобрести на те средства, которые пошли на оплату дополнительных расходов по счетам.

Покажите ребенку важность осмотрительности при покупках. Вместе сядьте и просмотрите по чеку из супермаркета, все ли купили, не забыли ли чего-нибудь в магазине, за что переплатили, от чего могли бы отказаться.

Ребенок понимает разницу между желаниями и потребностями.

Методы помощи развитию ребенка со стороны родителей на этом этапе:

– Составить с ребенком список обязательных расходов семьи, перенести его на диаграмму из 3–5 секторов и посмотреть, какая часть потребностей будет больше.

– Оставить маленький сектор под «пожелания», чтобы ребенок осознал, какая часть ресурсов семьи предусмотрена на эту статью.

Практическое задание

Разберите с ребенком следующую ситуацию. При составлении бюджета на год возник вопрос о желании заниматься фитнесом (клубная карта стоит 25 000 р. на год). При этом у вас в дополнительном разделе бюджета (необязательные траты) еще значатся на такую же сумму несколько вариантов: покупка нового телевизора на кухню, нового шкафа в прихожую, поездка на новогодние каникулы в соседний город с семьей. Какой вариант вы выберете, от чего в итоге откажетесь и почему? Можно ли в данной ситуации купить и клубную карту на фитнес, и компьютер, и шкаф и отправиться в путешествие?

Предложите ребенку самостоятельно распорядиться выделенным бюджетом в долгосрочной перспективе. Если вы даете ребенку 500–1000 рублей в неделю на карманные расходы, покажите ему, что можно купить, если тратить их не сразу. Ребенок не сразу сможет сделать рациональный выбор. Не волнуйтесь, со временем он этому научится. Помогайте ему: задавайте наводящие вопросы, предлагайте варианты, но не давите и не навязывайте своего мнения.

Начало личного финансового планирования.

Методы помощи развитию ребенка со стороны родителей на этом этапе:

– Предоставить возможность самостоятельно выбрать подарок и обосновать необходимость его приобретения.

– Предложить накопить определенную часть суммы на приобретение подарка самостоятельно из собственных карманных денег и пообещать внести оставшуюся часть.

– Попросить ребенка каждый день записывать свои успехи по сбережению средств и накоплению на желаемую им вещь.

Если ребенок попросит у вас дорогую вещь, предложите ему не покупать ее в тот же день, а занести в список желаний. Пусть ребенок нарисует это или запишет, или приклеит ее фотографию, а вы сделаете яркий ценник на этом рисунке. По мере наполнения списка желаний, предложите ребенку разбить их по приоритетам: «хочу сейчас», «хочу позже», «хочу когда-нибудь». Список желаний учит ребенка расставлять приоритеты и обдумывать свой выбор. Интрига все еще существует, ребенку все еще не терпится заполучить желанную вещь, но теперь он анализирует свои желания и подвергает их осознанной критике.

Практическое задание

Предложите ребенку самостоятельно изучить и сравнить цены на желаемую вещь в разных источниках. Оптимально сделать это в форме захватывающей игры — указать среднюю цену этой вещи на рынке, и, если ребенок найдет предложение выгоднее, при покупке разрешить ему забрать денежную разницу.

Карманные деньги

Финансовая грамотность начинается с умения быть ответственным за свои желания!

Каждый родитель рано или поздно сталкивается с вопросом доверия к своему ребенку. И лучшим способом проверить, насколько ваш ребенок уже взрослый и ответственный, является выдача ему карманных денег.

А зачем ребенку могут понадобиться деньги?

Распространено мнение, что неумение распоряжаться деньгами порождает бедность. Детей нигде не учат, как нужно экономить, рационально тратить, зарабатывать и ценить свой капитал. Этот бесценный опыт можно получить только дома, внутри семьи.

Преимущества карманных денег

Самостоятельность. Развивается за счет того, что ребенку постоянно приходится принимать решение, как потратить средства. Он сам считает их, планирует и совершает покупки.

Уверенность в себе. Когда у ребенка есть на руках какое-то количество денег, он чувствует, что может потратить их в любое время на то, чего он хочет. Это повышает самооценку, помогает казаться взрослым.

Умение обращаться с финансами. Ребенок раньше научится считать деньги, копить их, планировать покупки.

Ответственность. Ребенок анализирует свои по купки, осознает их полезность, а может быть, ненужность. Может предположить, как отнесутся к его приобретению родители. Старается сберечь деньги, относится к ним очень внимательно, поскольку ощущает себя собственником выданной суммы.

Недостатки карманных денег

Привычка. Постепенно ребенок начинает воспринимать карманные деньги как должное. Если по какой-то причине родители не дают ему денег, это может вызвать вспышку агрессии, манипуляции, ребенок будет требовать «свое».

Вредные траты. Часто родители опасаются, что ребенок потратит выданную сумму на лишние сладости или даже сигареты и алкоголь.

Агрессия и давление со стороны сверстников.
Выданные карманные деньги могут украсть или выпрашивать.

Нерациональное распоряжение карманными деньгами. Ребенок приобретает первое приглянувшееся, не задумываясь о том, чего он действительно сильно желает и что ему нужно. Ведь завтра кошелек снова пополнится и можно будет купить что-то другое. У него нет страха остаться без средств.

Неверное отношение к деньгам. Эти средства он получает бесплатно. Ему не надо работать для этого. Он не знает, как тяжело достаются эти средства. В глазах ребенка деньги теряют свою ценность.

Сколько давать денег?

Сумма должна зависеть:
– от материального положения взрослых, их возможностей;
– средней суммы, получаемой сверстниками ребенка;
– необходимых расходов;
– возраста.

Никак не должны влиять на общую сумму карманных средств:
– отметки ребенка, общая успеваемость в школе;
– помощь родителям;
– исполнение домашних обязанностей;
– настроение родителей.

Важно обсудить с ребенком необходимые статьи расходов, вместе подумать, от чего он может отказаться, а на что необходимо увеличить траты. Составьте список с примерными суммами, которые необходимы по разным статьям в день, неделю, месяц,и на основе этого списка определите, какая сумма ему необходима.

Логично, что сумма карманных денег должна увеличиваться по мере взросления ребенка.

Ирина ТЕЛЕГИНА
психолог, бизнес-тренер.
Светлана ШЕВЧЕНКО
психолог-консультант, тренер.
Журнал “Школьный психолог” № 9–10 (556)

Похожие статьи
Подписывайтесь на нашу новостную рассылку
Укажите свой Email, чтобы получать информацию о свежих публикациях прямо на свой почтовый ящик.
Вы можете отписаться в любое время

Комментарии пользователей

avatar
  Подписаться  
Уведомление о