Профилактика разводов

Семья и школьник: профилактика разводов

Чем может помочь классный руководитель?

У меня всегда комок в горле, когда пересказываю аудитории слова малыша, рассуждавшего в слух:
— Почему у человека две руки? А-а-а! Чтобы одной держаться за маму, а другой – за папу…

Можно сколько угодно пустословить о том, что развод ныне – явление обычное, что у многих ребят в классе либо изначально нет отца, либо тот бросил семью, либо таков, что лучше бы его и не было. Но в каждом случае ребёнок, подросток, даже молодой человек, если жизнь не успела вытравить в нём всё человеческое – мучительно больно переживает отсутствие отца (а иногда и матери), воспринимает себя своего рода «инвалидом», у которого нечто важное «не как у всех». Словно, у него одна рука, когда полагается две.

И это переживание, как правило, неизбежно в той или иной мере калечит психику. Недаром говорят, что неблагополучная семья – первый по своим масштабам социальный источник преступности. Что ж? Если даже жертва развала семьи не встала на преступную стезю, у неё всё равно на всю жизнь комплекс неполноценности с соответствующими сдвигами в сознании и поведении. Короче говоря, сочувствие вызывает, а зависть – нет.

Понятно, эту беду «упразднить» невозможно. Но постараться её предотвратить или, по меньшей мере, смягчить её последствия – это вполне в силах человеческих. Надо только знать причины беды и способы её профилактики или минимизации последствий. Лучше всего это получается у священника. Или у психолога. Кстати, духовная помощь в данном случае – прямая обязанность того и другого. Но священников у нас маловато. Психологов тоже. И здесь, как во многих других случаях жизни, роль «палочки-выручалочки» приходится играть педагогу вообще, классному руководителю в особенности.

Почему люди разводятся?

По многим причинам. В том числе по весьма уважительным. Среди наиболее уважительных – так называемое несходство характеров, когда супругов сильно раздражает друг в друге нечто существенное. Иногда очень многое. А иногда – всё целиком. Коварство этого «несходства» в том, что его зачастую трудно обнаружить до свадьбы или до истечения медового месяца, когда сознание и поведение человека отличаются от последующего. А иногда «несходство» возникает, как раковая опухоль, спустя годы и годы. Во всехслучаях сосуществование становитсямучительным, и чем быстрее развести такую пару – тем лучше для супругов и их детей. Как говорится, лучше ужасный конец, чем бесконечный ужас.

Свадьба

Другая уважительная причина – возникшее сильное чувство к кому-то третьему. Не просто влюблённость, а самая настоящая Любовь (с большой буквы), когда твоя жизнь словно «растворяется» в жизни любимого человека – как жизнь нормальной матери в жизни её ребёнка. Тут, чем скорее развод, тем меньше мучений. И для родителей, и для их детей.

Правда, подлинное несходство – сравнительно редкое явление. Несколько случаев на каждую сотню разводов. И опыт показывает, что при надлежащем такте обоих супругов сохранить семью – ради детей – во многих случаях даже при сильном несходстве характеров всё же удаётся.

Настоящая Любовь (не просто возникающая и проходящая влюблённость) – явление ещё более редкое. Недаром о ней годами судачат знакомые. А наиболее потрясающие случаи, детально описание в классической литературе, стали легендами.

Ну, на суде-то у разводящихся, разумеется, сплошь и рядом «несходство характеров», «сильное чувство» и пр. Ещё чаще – «супружеская измена», «грубость», «рукоприкладство» и т.п. Тут же возникает вопрос: в чём именно несходство характеров? Почему и какая «измена»? Когда вспыхнула «любовь», не по пьяной ли лавочке на прошлой неделе? Почему вдруг появились грубость, рукоприкладство и прочие нехорошие вещи, полностью отсутствовавшие, надо полагать, когда жених и невеста отправились расписываться в загс.

И не так уж редко выясняется, что всё это не причины, а следствия, послужившие непосредственным мотивом развода. А есть действительные, «глубинные» причины, так сказать, первопричины, которые предпочитают скрывать, но которые на самом деле обусловливают мотив, выдвигаемый на суде.

Четыре «дракона»

Таких первопричин – всего четыре. Четыре «дракона», пожирающих семью, играющих роковую роль, по меньшей мере, в девяти разводах из десяти. А может быть, даже в какой-то мере и в девяноста девяти из ста.

Наркотики

Первый, самый часто встречающийся «дракон» — наркотик. С уточнением, что алкоголь и никотин – тоже наркотики, только действующие слабее кокаина или марихуаны.

Правда, никотин разваливает семью сравнительно редко. Нужно практически круглосуточно дымить, как паровоз, не считаясь с некурящими окружающими. И вонять, как давно нечищеная пепельница, чтобы вызвать у некурящего спутника жизни отвращение и ожесточение. Алкоголь же «работает» в этом смысле очень активно. Всё может вынести женщина, особенно русская, но когда домой чуть не каждодневно вваливается в самом буквальном смысле сумасшедший – точнее, сам себя с ума на несколько часов сведший (причём нередко буйно-помешанный) – и начинается мучительная пытка жены и детей, то терпение лопается. Увы, всё чаще в роли персонажа из дурдома выступает и женщина. А у нас таких «персонажей» — по одному-два в каждой пятой семье, не менее 15 млн. на 148 млн. населения страны.

Не говоря уже о сильнодействующих наркотиках, поскольку наркоман, как правило, намного страшнее самого страшного алкоголика. Правда, наркоманов у нас пока что вдесятеро меньше, чем горьких пьяниц, но число их быстро растёт.

Словом, пресловутая пол-литра – это «бомба», чаще иных причин разносящая семью в клочки.

Тёща

Вторая такая же «бомба» (она же «дракон №2») – любимая тёща, души не чающая в своей дочери и внучатах. Реже – свекровь, со своим любимым «мальчиком» лет двадцати с хвостиком и не менее любимыми внучатами. «Реже» — потому что в действительности дело вовсе не в тёще-свекрови, а в жилищных условиях молодой семьи. Куда деваться молодожёнам? Купить квартиру по силам только двум процентам населения («новые русские»), а снять комнату – ещё максимум восьми процентам («вышесредний класс»).

Остальные девяносто процентов либо мыкаются по углам – общежитиям, либо в большинстве своём вынуждены пристраиваться на родительской жилплощади. Одной из неразгаданных загадок природы является тот факт, что гораздо чаще «он» уходит в зятья, нежели «она» — в снохи.

Однако суровый закон жизни гласит: один дом (квартира) – одна семья. Пусть даже патриархальная, с десятком зятьёв и снох, но одна. А когда в доме (квартире) появляется две или даже больше семей, причём одна материально целиком зависит от другой, как Израиль от США, а ведёт себя как Золотая Орда в покорённых странах – точнее, как постоялец в бесплатной гостинице – то только чудо взаимной предупредительности может сохранить мир. Слишком часто в дело вступает «дракон №1», а ещё чаще -№3 и №4 (о них чуть ниже), и терпение тещи-свекрови лопается, зять-сноха со скандалом изгоняются, и семье конец.

Бытовой паразитизм

«Дракон№3» — самый обычный бытовой паразитизм. Раньше домашние обязанности чётко делились на мужичьи и бабьи. Мужику было стыдно стирать бельё или нянчить ребёнка, бабе – чинить избу или рубить дрова. Сегодня городской образ жизни привел к полному исчезновению «мужичьих» обязанностей, тогда как «бабьих» хватает на 16 часов каждые сутки. И если одна с утра до ночи мечется на работе и по дому, а другой часами сидит у телевизора или стоит у пивного ларька – раньше или позже крах семьи почти неизбежен. Справедливости ради надо уточнить, что всё чаще в роли бытового паразита выступает молодуха, но ей всё ещё далеко до безоглядной наглости своего молодца.

Хамство

Наконец, «дракон№4» — самое обычное бытовое хамство. Понимание под ним неумение и нежелание выходить из любой конфликтной ситуации иначе, как диким скандалом и разводом. Раньше возможности такого хамства были ограничены, потому что муж в семье мог самодурствовать, как вздумается, а жена и дети имели право лишь всхлипывать в ответ. И никаким хамством такое самодурство не считалось. А сегодня для хама в семье – раздолье, причём всё чаще оба супруга с упоением соревнуются, кто из них хаме. Да и дети, тем более подростки, не отстают. А семья – в прах. Только по одной этой первопричине.

И какое же «несходство характеров», если сплошное хамство и паразитизм. Какая «измена», если просто случка по пьянке?..

Роль классного руководителя

Наверное, классный руководитель вряд ли окажется педагогом, если выступит в роли прокурора, изобличающего пьяницу, эгоиста, паразита, хама. Скорее, он явится ещё одним «драконом», подливающим масло в синее пламя, которым горят сегодня миллионы семей. Ему уготованы целых три совсем других роли, способствующих минимизации того социального зла, о коем речь.

Одна роль (пожалуй, самая важная) – чисто просветительская. Необходимы знание, умение и такт, чтобы рассказать и школьникам, и их родителям, что развод – не просто беда какой-то одной, отдельно взятой, семьи, а самое настоящее социальное бедствие, наподобие эпидемии чумы или холеры, затрагивающее миллионы семей. Рассказать о первопричинах и следствиях. Не обязательно в том порядке, как изложено выше. Но обязательно предельно абстрактно, без оскорбительного кивания на конкретные личности. Рассказать об особенностях евразийской (скифской) алкогольной цивилизации и об иных, альтернативных цивилизациях, если нет сил отказаться от алкоголя совсем. Рассказать о том, как ухитряются уживаться под одной крышей несколько счастливых семей. Каким образом избавляется счастливая семья от угрожающих ей четырех «драконов», помянутых выше.

И если разговор не пойдет на пользу родителям, то, может быть, к нему прислушаются будущие родители. Может быть, сделают потом свою семью прочнее и счастливее родительской.

Влюбленные

Другая роль схожа с ролью духовника-психолога. Это собеседование с одним из родителей (или, по обстоятельствам, с обоими сразу) по тем же самым сюжетам. Но уже сугубо доверительное. Как говорится, конфиденциальное. Чаще, по понятным причинам, с тем из супругов, кто способен лучше воспринять подобную информацию и довести до сведения другого, не сводя дело к взаимным пререканиям со ссылкой на авторитет педагога.

Третья роль – то же самое, но уже в беседе со школьником. Здесь доверительность должна подняться на ещё более высокую ступень, когда разум полностью торжествует над страстями. Ибо молодости свойственен максимализм, и молодой человек, наслышавшись об особенностях наркотизма, эгоизма, паразитизма, хамства, может кинуться «изничтожать» родителей, ускорять развал родительской семьи. А если подойти к проблеме с умом – может выступить в роли семейного миротворца.

В каждом случае для педагога важна исходная информация о соответствующих социальных проблемах и путях их решения. Нужна методика, позволяющая грамотно провести педагогическую профилактику разводов.

Профилактика разводов. Чем может помочь классный руководитель?



На ту же тему:
Как помочь ребенку пережить горе и смерть?
Помощь при депрессиях.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.