Нужно ли стремиться лучше понимать невербальное поведение?

Могут ли знания о невербальном общении и развитие невербальных навыков иметь негативные последствия. Полезно ли другим то, что мы много знаем об их невербальном поведении, и не могут ли те, кто обладает таким знанием, использовать его в манипулятивных целях? Не станет ли человек, хорошо понимающий невербальные сигналы, несчастным или непопулярным, поскольку он способен распознавать лжецов и лицемеров? И хотя при определенных обстоятельствах все это может случиться, тем не менее пока мы не располагаем информацией о негативных последствиях такого знания. В целом мы уверены в том, что осведомленность о невербальных сигналах — хорошая вещь и что совершенствование коммуникативных навыков идет на пользу и обществу, и индивидам.

Людьми, понимающими невербальные сигналы и имеющими хорошие навыки невербального общения, труднее манипулировать. К тому же даже, казалось бы, уже проверенные приемы воздействия срабатывают не всегда. Можно провести аналогию с наукой убеждать. Искусство убеждающего воздействия изучается уже более 2000 лет, однако еще никто не овладел им настолько, чтобы всегда, во всех ситуациях успешно убеждать любого в чем бы то ни было. Более того, сама природа человеческой адаптации предполагает изменение поведения, если оно становится непродуктивным. Если тех, кто многое знает о невербальном поведении, начинают подозревать в том, что они используют свои знания «против» окружающих, очень скоро предпринимаются попытки их разоблачить или противостоять этому. Само собой разумеется, что на каждом человеке лежит этическая ответственность за то, чтобы не использовать свои знания во вред другим.

Интересно отметить, что, похоже, люди менее благосклонно относятся к идее умелого и осознанного использования невербальных сигналов, чем к идее умелого использования слов, например в убеждении. Складывается впечатление, что люди склонны верить в то, что невербальная коммуникация всегда спонтанное, а потому искреннее, отражение чувств или намерений. До тех пор пока люди верят в то, что все невербальные сигналы — это спонтанные выражения чувств, они будут менее защищены от невербальных манипуляций, а потому более уязвимы. Однако невербальная коммуникация — это нечто большее, чем спонтанная демонстрация чувств. Люди используют невербальные сигналы для самопрезентации и различных иных продуманных стратегических, порой нечестных, целей. Адвокат должен убедить в невиновности своего клиента; психотерапевт должен демонстрировать искреннее участие и заинтересованность состоянием своего пациента, каким бы это состояние ни было; менеджер должен улыбаться и бодро приветствовать своих подчиненных, даже если у него на сердце кошки скребут; родители постоянно и преднамеренно используют невербальные сигналы, чтобы подбодрить своих детей и направить их поведение в социально приемлемое русло. Каждый из нас исполняет в жизни множество ролей, и умелое использование и толкование невербальных сигналов, релевантных каждой из них, важно для нормального функционирования общества и помогает нам сохранять хорошие отношения с окружающими.

Нужно ли стремиться лучше понимать невербальное поведение?

Читайте также:
Невербальное общение.
Невербальные сигналы в рекламе
Невербальное общение в педагогической деятельности.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.