Познавать себя – значит себе удивляться

Философам тоже есть что сказать о том, кто мы на самом деле. Продолжая традиции Сократа и его знаменитого «Познай самого себя», Дени Марке размышляет на эту тему.

Дени Марке (Denis Marquet) — французский философ, писатель, психотерапевт. Автор книг «Гнев» («Col?re», Poche, 2003) и «Отец» («P?re», Albin Michel, 2003).

Что значит познать самого себя? Поначалу познание себя принимает форму знания о себе. Знание – это мудрость, которую можно сформулировать словами: я являюсь тем-то и тем-то. Она сообщает нам о том, что мы называем нашей индивидуальностью. «Выстраивание» – вот необходимое слово. Тот, кому в детстве не удалось выстроить свое «Я», нередко сильно страдает; его мучает неясный страх, и он даже может оказаться на грани распада личности. Но вопрос в том, чтобы узнать, действительно ли это драгоценное «Я», эта личность, эта персона является нами – нашей глубочайшей реальностью, нашей сущностью. Жить, исходя из своей реальности

37-летняя София пришла ко мне на консультацию, которая проходит в форме сократовского диалога*. Ее работа приносит ей удовлетворение, она замужем, у нее двое детей, но иногда она страдает от ощущения одиночества: ее не видят и не слышат такой, какая она есть на самом деле. «Кто вы?» Начинается поиск, София определяет себя: «Я то, я это…» Черты характера, профессиональные навыки, вкусы, склонности – София описывает свою индивидуальность. Движимый желанием узнать ее по-настоящему, я не довольствуюсь ее ответами и продолжаю задавать вопросы. Пока не возникает пауза: «Кто я? Я не знаю… Я больше не знаю… С меня хватит!» София в гневе: «Все это ничего не даст, давайте покончим с этим! Я это… Я есть то, что я испытываю, и…» Я перебиваю: «Простите, что вы только что сказали?» София отметает вопрос, ее фраза кажется ей абсурдной: «Это просто вырвалось».

Вырвалось? Конечно. Для Софии ее истина, именно ее, смогла прорваться на поверхность: она – это то, что она испытывает. Она могла бы сказать: «Мои чувства, мои эмоции, мои самые простые телесные ощущения – все это я всегда исключала из того определения себя, которое я принимала за мое «Я». Но я не что иное, как то, что я испытываю! Все остальное – роли, маски, видимость…» Постепенно София смогла расстаться с тем образом себя, который она всегда пыталась поддерживать, и стала жить ближе к своим ощущениям, к себе реальной.

Сократ, первый философ Запада, говорил: «Познай самого себя». Но он же говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Таков сократовский парадокс: именно в той мере, в какой ты можешь сказать «Я ничего не знаю», ты приближаешься к пониманию себя.

Постоянно создавать себя

Всем нам знакомы эти «мгновения благодати», когда рождается точный жест, верное слово, правильный поступок. Когда мы действуем естественно, не задумываясь, и при этом с несвойственной нам внимательностью. Любовное свидание – и вдруг с непосредственностью, которая смущает нас самих, мы позволяем себе произнести какие-то новые слова, раскрываясь в них не только для возлюбленного(ой), но и для самих себя… Друг в отчаянии – и с наших губ слетает истина, которая открывается нам в тот момент, когда мы ее произносим… А в экстремальных обстоятельствах, когда нужно быть либо героем, либо трусом и когда мы, действуя, обнаруживаем в себе силы и способности, о которых не подозревали? Это своего рода вдохновение: поскольку я сумел освободиться от того, что, как я считал, я знаю о себе, я даю возможность выразиться – спонтанно и творчески – моей глубинной сущности. Самопознание не есть данное нам знание. Это всегда творческий акт.

Настоящее познание себя состоит не в том, чтобы повторяться, а в том, чтобы творить. В это мгновение через меня, но при этом откуда-то издалека рождается неожиданное – непредсказуемые жест, шаг, слово, которые невыводимы из ситуации или обстоятельств, но при этом идеально соответствуют им. Познание себя означает, что мы больше ничего не знаем о себе и вдруг позволяем себе себя же удивить. Это значит не быть таким же. Это значит быть действительно собой.

Почему они так редки, эти моменты, когда мы можем познакомиться с собой? Потому что за них приходится платить безопасностью. Надежно укрывшись в границах нашего «Я», мы знаем, кто мы такие и как нам вести себя в стандартных, заранее известных ситуациях. Мы даем ощущение безопасности другим людям, и они отвечают нам тем же: разве не основана вся общественная жизнь на тонких, но очень мощных ограничениях, которые удерживают людей в границах их предсказуемого «Я»?

Сократ был приговорен всего лишь за то, что осмелился усомниться в этом конструкте, который мы называем своим «Я»! Но не будем обманываться: философ говорит с нами о нашей жизни. Каждое событие, каждая встреча, каждая неожиданность, которые выводят нас из равновесия, побуждают нас покинуть наезженные дороги нашей жизни, осознать тщетность и ужасающую недостаточность всего того, что мы якобы знаем – о других, о мире и о себе, – и дать наконец захватить нас той свободной и вдохновенной стихии, которая живет в каждом.

Родиться в отцовстве

В книге «Отец» Дени Марке описывает отцовство как инструмент самопознания. Он делится с нами этим уникальным опытом.

«…Познание себя – это рождение для себя самого. Но чтобы заново родиться, нужно сначала умереть для себя прежнего. Когда родился мой первый ребенок, я умер для всего того, чем я был – или думал, что был. С первых дней своей жизни сын взялся делать из меня чистый лист, потому что ему был нужен отец, которого раньше не было: свободный от знаний и принципов, отданный в полное распоряжение того нового, уникального и неповторимого существа, которым является ребенок и которое он хочет являть всем своим существованием. Быть отцом – это опыт парадоксального, это опровержение всякого знания, это нескончаемая необходимость позволять себе вдохновляться… Глубочайший философский опыт! Вот почему я захотел рассказать об этом. Ведь философ – это не мозг, пожирающий книги. Мы все философы, когда соглашаемся на то, чтобы жизнь разрушила наше убаюкивающее всезнайство и уютную самоуспокоенность по поводу собственной личности. Философствовать – значит учиться у жизни. А для того, кто хочет выучить урок этого мира, нет лучшего учителя, чем ребенок…»

* Сократовский, или сократический, диалог – метод рассуждений и поиска истины в форме «неудобных», провоцирующих вопросов, который практиковал основатель греческой философии Сократ.

Журнал PSYCHOLOGIES, №31 | Дени Марке
Похожие статьи

Комментарии закрыты.