Активизация мышления — лучшие методы

Содержание:
Физиологический метод
Социальный метод
Активация подсознания

Существует множество различных методов активизации мышления. В этой статье мы рассмотрим три наиболее действенных:

  • физиологический;
  • социальный;
  • подсознательный.

И начнем с самого простого, который вы можете использовать хоть сейчас.

Физиологический метод активизации мышления

Этот метод активно использовал Аристотель, и его философская школа даже получила название по имени этого метода. Как это ни странно, столь простой и эффективный, он не получил дальнейшего развития, хотя его эффективность может проверить любой желающий.

Этот метод использовали практически все великие умы. Хотя приходили к нему стихийно. Сам Аристотель считал этот метод настолько очевидным, что специально не заострял на нем внимания. Исследователи творческого мышления нашли массу экзотических вариантов активизации мышления, но не заметили столь простого способа, не требующего практически никаких усилий. Простота метода послужила прекрасной маскировкой.

Насколько метод оказался скрытым, видно по книге бригадного генерала армии США Вашингтона Плэтта «Стратегическая разведка». В этой книге профессиональный разведчик учит замечать самые мелкие детали и подробности при анализе разведданных. И он же приводит пример своего исследования, посвященного активизации мыслительной деятельности. В этом исследовании нескольким крупнейшим американским ученым была разослана анкета с вопросами о том, как они приходят к научному открытию и что этому способствует. Далее Плэтт приводит массу конкретных примеров, характерных для каждого ученого. В том числе, он указывает и на метод Аристотеля, но… не придает ему никакого значения. А теперь посмотрим внимательно на ту фразу, которую пишет Плэтт: «Ряд научных работников заявили, что самые лучшие мысли приходят в голову, когда они утром идут пешком из дома в лабораторию или вечером, когда они возвращаются домой».

Обратите внимание, мысли приходят в голову не в лаборатории, которая собственно и предназначена для научных исследований, а вне ее.

Аристотель первым заметил это, поэтому, когда организовал свою философскую школу Ликей, то предусмотрел в ней крытую галерею для прогулок (peripatos), которая и дала название философской школе. Последователей Аристотеля стали называть перипатетиками — прогуливающимися.

А физиологический метод состоит в том, что если вам нужно решить проблему, то лучше всего прогуляться, раздумывая над этой проблемой.

Затруднились с ответом?
Тут же вставайте и начинайте ходить. В голове сразу прояснится.

Почему же прогулка так влияет на мышление? Одна из причин состоит в улучшении кислородного снабжения мозга. Около половины всего кислорода, который мы вдыхаем, потребляет головной мозг. Кровь протекает через мозг в 5-7 раз скорее, чем через расслабленные мышцы. Как только участок нервной ткани мозга активизируется, ему требуется больше кислорода. Поэтому прогулка на свежем воздухе столь важна. Как только мозг начинает думать, ему нужен кислород, а прогулка дает возможность поставлять кислород в больших количествах.

Другим важным фактором является ритмичность движений. Мышление — это ритмический процесс, поэтому ходьба в ровном темпе позволяет подчинить работу мозга нужному ритму. Сочетание ритмических движений мышц и свежего воздуха дают мгновенный эффект активизации мышления.

Метод кажется очень простым, но дает совершенно поразительные результаты. Гельмгольц совершил самые известные открытия во время ночных прогулок. Ганс Селье, открывший явление стресса, писал, что «хорошие идеи нередко приходили ко мне во время пеших прогулок от дома до гаража». Джон Стюарт Милль с детских лет и буквально до последних дней жизни предавался умственным занятиям во время длительных пеших прогулок. Карл Маркс за время работы над «Капиталом» протоптал дорожку на ковре своей комнаты.

Столкнувшись с трудной проблемой, попробуйте неспешно прогуляться по городскому парку, и вы заметите, насколько более ясным стало ваше мышление.

Существует и прямо противоположный вариант физиологического метода. Его придумал доктор Еширо Накаматс, автор более двух тысяч изобретений, включая дискету, жесткий диск и цифровой дисплей часов. Когда Накаматс раздумывает над очередным изобретением, он ныряет в бассейн с ручкой и пластиковой карточкой. Сидя под водой, он записывает приходящие идеи, пока хватает воздуха. По словам Накаматса лучшие идеи посещают его перед самым всплытием. Врач Роберт Доман объясняет этот эффект тем, что в ответ на повышение содержания углекислого газа в крови сонные артерии, питающие мозг кровью, расширяются, обильно подавая в мозг кислород.

Можете попробовать и вариант Накаматса, хотя, согласитесь, прогулка все же более легкий и приятный для использования метод.

Социальный метод активизации мышления

Всегда досадую, когда встречаю фразу: «Нет слов выразить».
Вздор! Слово всегда есть, да ум наш ленив . ..
Николай Некрасов

Этот вариант активизации мышления хорошо знаком преподавателям, лекторам и иногда его случайно открывают студенты на экзамене. Его секрет состоит в том, что диффузные понятия не могут быть основой мышления. Для того чтобы перевести диффузные понятия в стереотипные, нужно мысленно подобрать термины, которые описывают ситуацию. Но это очень трудно сделать именно потому, что в голове каша.

Самый простой выход в этой ситуации — рассказать проблему другому человеку. Возможно, вы сталкивались с ситуацией, когда начинали объяснять кому-либо свою проблему — и в этот момент приходило решение. Это и есть социальный вариант активизации мышления.

Теперь вы уже знаете, в чем секрет, и можете использовать этот вариант сознательно. Данный метод очень хорошо помогает в тех случаях, когда вы разбираетесь в новой и незнакомой проблеме. В вашем сознании появляется масса новых, а потому диффузных понятий. Вам кажется, что вы все понимаете, но сформулировать свое понимание не можете. Обычно так и говорят: «Все понимаю, а сказать не могу». Это иллюзия. Понимание — это умение объяснить, а если вы объяснить не можете, значит, и не понимаете.

Для применения этого метода ваш собеседник совершенно не обязан быть экспертом и даже может совсем не разбираться в ситуации. Вы можете говорить о вашей проблеме школьнику, детсадовцу, грудному младенцу и даже котенку. Вопрос не в том, кому вы это говорите, а в самом процессе объяснения.

Говорить нужно обстоятельно и подробно, тщательно формулируя те затруднения, с которыми вы сталкиваетесь. Стараясь по мере возможности избегать заумных терминов. Вы увидите насколько проблема становится проще, когда описываете ее простыми словами.

Если проблема не слишком занудна, то лучше рассказать о ней не одному человеку, а нескольким. С каждым новым рассказом проблема будет становиться все более простой, пока ее решение не станет практически очевидным. Это хорошо знают преподаватели, что выражено в старой шутке, когда лектор жалуется: «Что за тупые студенты мне попались. Один раз объясняю — не понимают. Второй раз объясняю — не понимают. Третий раз объясняю — уже сам понял, а они все равно не понимают».

Усилить действие данного метода можно письменным описанием проблемы. Этот вариант можно использовать в том случае, если проблема громоздка и ее решение займет продолжительный срок: месяцы или годы. Письменное изложение требует от человека, чтобы он описал все стороны проблемы. И часто получается, что, только начав писать, он понимает, что знает о предмете точно, а что — туманно. И большую ошибку совершают те, кто не любит писать, объясняя это тем, что у них нет способности к писательству. Никаких особых способностей здесь не нужно. Это легко видеть по форумам в Интернете, где самые разные люди легко пишут сообщения по десятку предложений в каждом. А результаты переписки могут занимать десятки страниц.

Хитрость — в том, что человек легко пишет о тех вещах, которые понимает.
Хотите хорошо писать — хорошо поймите, о чем пишете.

Жак Барзун советовал начинающим писателям: «Заставьте поверить, что вы хотите склонить кого-нибудь к вашей точке зрения; иными словами, придумайте тезис и начните его излагать… При небольшом первоначальном усилии — вызов дару слова — вы заметите, что ваша скованность исчезает и вы по-настоящему втягиваетесь в дело. Тема захватывает вас, как это происходит со всеми писателями, у которых работа вошла в привычку».

Студенты часто удивляются, насколько хорошо преподаватель владеет предметом. Но удивительного ничего нет. Он этот предмет не только постоянно объясняет, но и постоянно готовит письменные материалы: лекции, контрольные, методические указания.

Социальный вариант можно сочетать с физиологическим. Математики Гильберт, Гурвиц и Минковский обсуждали математические проблемы во время долгих прогулок.

Активация подсознания

Наиболее эффективным методом активизации мышления является активация подсознания. Его преимущество в том, что интеллект будет работать на вас днем и ночью. А так как интеллект это мощная штука, то существует очень мало задач, которые не поддаются данному методу.

Собственно, этот метод и есть визитная карточка гениев. Их поразительные интеллектуальные достижения кажутся непостижимыми. «Как так, я задачку по арифметике полдня решаю, а он открыл дифференциальное исчисление!» Поэтому очень распространена отговорка, что у гениев особый интеллект и они не такие, как все.

Но все значительно проще. Мозг гениев устроен так же, только они им постоянно пользуются. Вот и вся разгадка.

В чем суть метода? Решать задачи на сознательном уровне не всегда получается. У человека масса житейских забот, которые требуют внимания, поэтому он вынужден постоянно отвлекаться. В результате мозг постоянно простаивает. Мы используем его всего на несколько процентов. Разные исследователи называют разные цифры, но вполне очевидно, что большую часть времени наше сознание занято полной ерундой типа «Сколько стоит вот та блестящая штучка» или «Куда подевались мои тапочки». Но даже если мы сядем и возьмем чистый лист бумаги с намерением сделать гениальное открытие, то непременно зазвонит телефон и ваше сознание опять будет забито всяким мусором. Открытие опять не состоится.

А ведь к нашим услугам всегда действующее подсознание. Почему знание о том, как завязывать шнурки, мы в подсознание кладем, а что-либо более серьезное — нет? Ведь подсознание столь же разумно, как и сознание, нужно только правильно им пользоваться.

Методика активации подсознания очень проста и состоит из трех простых этапов.

  • Сначала сформулируйте тот вопрос, который вас сейчас интересует. Формулировка должна содержать не более семи слов и подразумевать точный ответ.
  • Запишите этот вопрос и приблизительно раз в день останавливайте на нем взгляд. Читать его даже не обязательно. Подсознание само его заметит.
  • Прекратите сознательно обдумывать этот вопрос, но продолжайте внимательно наблюдать и собирать информацию по этой теме.

Что же будет происходить с вашими мыслями? Как только вы четко сформулировали вопрос, в подсознании тут же образовалась комната, куда мышление будет тащить всякую всячину. Краткая формулировка сформирует детектор ответа. И теперь подсознание готово к работе. Каждое вновь принесенное знание будет проверяться детектором, и если он сработает, то подсознание тут же закричит: «Эврика!» — и потащит готовый ответ в сознание.

Реально это будет выглядеть так, что вы совершенно неожиданно сообразите, в чем дело. Это произойдет в любой бытовой ситуации. С Архимедом это произошло в ванне, а с Ньютоном — под яблоней. В обоих случаях подсознание уже имело детектор ответа, а дополнительная информация только дорисовала недостающую деталь.

У этого метода есть очень важное ограничение. Интеллект будет работать только в том случае, если задача вам действительно интересна. В противном случае ваша задачка тут же будет заброшена в самый дальний угол памяти, и интеллект забудет о ней.

Сила этого метода заключается в том, что число вопросов, которые вы можете задавать подсознанию, не ограничено. Именно поэтому гении столь многого добивались. Им было все интересно, и их мозг днем и ночью работал над всё новыми проблемами.

Если вы задали мышлению очень трудную задачу, то оно может решить ее не сразу (иногда это может занять несколько лет) — но рано или поздно все равно решит, поэтому не расстраивайтесь. Альберт Эйнштейн сформулировал очень простой вопрос: «Можно ли определить, что лифт движется, находясь в нем?» Проблема долго не поддавалась решению, но когда все-таки решилась, то Эйнштейн создал теорию относительности. Так что не бойтесь задавать сложные вопросы. Интеллект именно для них и создан.

Активизация мышления — лучшие методы.

Читайте также:
Психогигиена мыслей.
Методы самовнушения.
Память человека.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.