Пентаграмма Гингера

Каким бы ни был инструментарий и технические приемы психотерапевта, очень важно рассматривать различные стороны человеческой личности одновременно, а не чередовать вербальный или интеллектуальный, телесный или эмоциональный подход, элементы социального или культурного поля. Именно это Гингер хотел отразить через символ Пентаграммы.

Символический1 язык — это настоящее ментальное esperanto, универсальная речь, инфра- и суправербальная в одно и то же время, непосредственно обращающаяся в глубину человеческого существа. Этим обусловлены три функции, которые он выполняет: посредническая, социализирующая и терапевтическая.

Пентаграмма символизирует человека в соответствии со старинной традицией, восходящей к Пифагору и распространившейся, в частности, благодаря знаменитому рисунку Леонардо да Винчи.

Отметим, что традиционная «активная» пентаграмма, т. е. острым концом вверх, представляет стоящего Человека: верхняя точка — это голова, затем две раскинутых руки и широко расставленные ноги. В перевернутом виде, т. е. острым концом вниз, пентаграмма представляет дьявола (падшего человека) в виде рогатой козлиной головы с торчащими в стороны ушами и заостренной бородкой. В таком виде пентаграмма считается «пассивной» и символизирует зло.

Почему же пятиконечная звезда? Полисемия числа «пять» отличается особенным богатством, и ее символическая значимость признана повсеместно. В Китае, Индии или Японии, в землях ислама, у индейцев (ацтеки, майя, инки…) или же у кельтов и древних греков. Этот символ также широко используется франкмасонами.

Повсеместно число пять представляет Человека, который синтетически олицетворяет принцип жизни, энергию излучения и трансформации взаимодополняющих сил: женской (двойка — парное число и принцип женского равновесия) и мужской (тройка — непарное число и мужской принцип динамизма).

Он также мысленно вызывает пять чувств, связывающих человека с миром, пять пальцев одной руки, символизирующих интеграцию индивидуума в группу2.

В символике Пифагора, воспроизведенной, в частности, каменщиками в готических кафедральных соборах, пентаграмма, или «Пламенеющая Звезда», располагается в центре крестовины других элементов, т. е. является квинтэссенцией, «пятой сутью», основополагающим и чистым принципом.

pentagramma-gingera-2356-1
Рис. 1. Пентаграмма Гингера

Число «пять» символизирует осуществление, уравновешенное единение и гармонию. Это — центральное число, расположенное между четырьмя основными точками Мирозданья.

В зависимости от традиции, в центре пятиконечной звезды, символизирующей Человека, размещают либо сердце, либо половой орган, либо букву «G»3.

У древних греков звездная пентаграмма была посвящена Гигие — богине здоровья и хорошего самочувствия, а письма начинали с пятиконечной звездочки — символа приветствия, заканчивая каждую строчку начальной буквой имени богини. Эта традиция продолжилась у латинских народов, которые приветствовали в своих посланиях пятью буквами — «SALVE» («приветствую» или «будь здоров»).

На этой же волне хочется добавить пять основных аспектов человеческой деятельности4.

  1. Физический аспект: тело, ощущения, функция движения, сексуальность.
  2. Аффективный аспект: «сердце», чувства, любовные отношения, «другой».
  3. Рациональный аспект: «голова» (вместе с двумя полушариями мозга), мышление и креативность.
  4. Социальный аспект: отношения с другими людьми, человеческое окружение и культурная среда.
  5. Духовный аспект: смысл человеческого существования, место человека в космосе и глобальной экосистеме.

В центр звезды Гингер помещает «G» (начальная буква слова «гештальт»), символизирующую взаимодействие пяти основополагающих аспектов.

Разумеется, Гингер расположил все эти «аспекты» именно в таком порядке не случайно: на его схеме человек твердо стоит на двух ногах (физика и метафизика5, материя и дух, которые обеспечивают его закрепление на Земле и в Мире).

Две его руки обеспечивают вступление в отношения с «другими», где левая рука (сторона сердца) — привилегированные аффективные отношения, а правая (более активная) — разнообразные общественные отношения.

Отметим, что левая часть пентаграммы касается внутренней жизни человека (тело, сердце, голова), тогда как правая — его ближайшего окружения, поля (социального) или глобального (космос).

Двигаясь от одного луча к другому по часовой стрелке, мы последовательно переходим от Одного к Целому.

1. Мои отношения с собственным телом, в которые вовлечен только я (одиночество).
2. Мои отношения с избранным человеком (пара).
3. Мои интеллектуальные связи (с разными людьми).
4. Мои связи с общественными группами (коллектив, сообщество, объединение).
5. Моя принадлежность к Целому (Вселенной).

Таким образом, круг отношений постепенно расширяется: одно существо, два, несколько, множество, Вселенная. То есть на протяжении всей жизни человек должен стараться поддерживать равновесие между моментами:
— отношения с собой (размышления, чтение, медитация…);
— отношения двоих (дружба, любовь, сексуальность…);
— отношения с коллективом (обучение, работа, свободное время, культура…);
— отношения с обществом (экономика, политика…);
— отношения с Миром (экология, философия, духовность, религия..).

Это также и порядок онтогенеза, в соответствии с которым развивается человек с момента рождения и до смерти.

    1. младенец в основном сконцентрирован на собственном теле;
    2. в раннем детстве он устанавливает приоритетные аффективные отношения с матерью;
    3. затем ребенок, вступая в сознательный возраст, распространяет свои отношения на школу;
    4. далее подросток и взрослый активно участвуют в общественной жизни;
    5. и наконец, пожилой человек с приближением конца жизни обычно все более открывается для духовности.

Серж ГингерСерж ГингерНесомненно, поведение человека стимулируется пятью аспектами в целом: организмом, ощущениями, желаниями, связями, мыслями или решениями, а также социальной средой, в которой он развиваюсь и которая частично обусловливает его развитие. Поведение также взаимодействует с экосистемой и со Вселенной в целом: климат, времена года, Земное тяготение или Солнечный свет… и, несомненно, коллективное бессознательное и Бог.

И наконец, Гингер хотел бы отметить, что такое выделение пяти основных полюсов, каждый из которых расположен на одном из пяти лучей звездной пентаграммы, относится не только к гармоничному развитию отдельно взятого человека. Эта репрезентация может экстраполироваться на очень многие другие ситуации. Например, такие как пара, семья, институция, предприятие, общество в целом.

На взгляд Гингера, это не просто результат игры ума и даже не дидактическое пособие для студентов, а очень практичное «орудие труда», имеющее определенную эвристическую6 ценность, применимое как при диагностике, так и для изучения любого индивидуального случая, ситуации в паре или в группе.

1 Напомним, что «символическое» противопоставляется «дьявольскому»! В самом деле, dia-ballein по-гречески: разметать в разные стороны, разделить (роль дьявола), тогда как sym-ballein означает соединить, собрать, откуда и symbollon — «отличительный знак» (предмет, разделенный на две половины, каждая из которых хранилась у одного из друзей. Воссоединение двух частей свидетельствовало об их давних отношениях).

2 На персидском языке одно и то же слово (daste) имеет два значения — «рука» и «группа».

3 Пятая согласная латинского алфавита, которая у разных авторов имеет различные значения: Земля (Geo), Бог (God), Грааль, Генерация и т. п. (а почему бы и не гештальт?!).

4 См.: Гингер С. и А. Гештальт — терапия контакта. СПб.: СпецЛит, 2001; Гингер С. Гештальт — искусство контакта. М.: Академический Проект, 2009.

5 Если я и разместил метафизический и духовный аспекты ближе к земле, а не «во главе», так это для того, чтобы подчеркнуть, что, с моей точки зрения, именно они и являются имманентными производными корнями, а не трансцендентное человеческое всемогущество.

6 Эвристический — тот, который способствует открытию и придает смысл.

Пентаграмма Гингера.

Читайте также:
Гештальттерапия.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.