Кризис юности. Какие риски поджидают молодых людей?

Кризис юношеского возраста — время, когда молодые люди заканчивают школу и решают, куда двигаться дальше, на кого учиться. В этот момент ожидания сталкиваются с реальностью, появляется стремление жить отдельно, самостоятельно зарабатывать, строить планы на дальнейшую жизнь. В этой статье мы обсудим особенности возраста 17-20 лет.

Про становление мировоззрения, выбор профессии, желание найти любовь и самореализацию в обществе, освоение законов и социальных норм. С какими рисками сталкиваются молодые люди? Почему разочаровываются в жизни, убегают от реальности в алкоголь, секс, азартные игры, про юношескую депрессию и инфантилизм.

В конце статьи мы дадим рекомендации родителям, как лучше всего построить отношения. Почему вредно контролировать или излишне опекать молодых людей? Нужно ли стремиться быть друзьями? Спойлер — нет. Как правильно давать поддержку? Читайте.

Современные психологи делят кризис юности на два периода – ранний (15-17 лет) и поздний (18-21 год). Общие черты – подготовка старшеклассника к выходу во взрослую жизнь, понимание своих сильных и слабых сторон, выбор профессии, определение с планами на будущее. Молодые люди выходят из-под родительской опеки, совершают первые шаги в сторону самостоятельной жизни – ищут подработку, снимают собственное жилье, получают профильное образование, пробуют строить серьезные отношения. Главная задача этого этапа – встреча с реальной жизнью, которая отличается от иллюзий.

Характерные особенности кризиса 17-21 года

• Вырастает саморефлексия, молодые люди стремятся понять себя, свое предназначение, чтобы не просто реализовать заложенный потенциал, но быть полезными обществу, в профессии.

• Формируется четкая мировоззренческая позиция – у девушек и юношей появляется собственная система принципов и моральных убеждений, ощущение ценности жизни. В чем-то они остаются категоричными, но где-то смягчаются — появляется уважение к другим вкусам, привычкам, стилю мышления. Ребята становятся более зрелыми в восприятии окружающих, несовпадение во взглядах и мнениях не выбивает их из колеи, они проще решают конфликты, готовы к компромиссам.

• На смену подростковому бунтарству приходит принятие законов и социальных норм, по которым живет общество, появляется готовность проявлять себя в гармонии с внешним миром. Молодые люди ищут свое место, хотят сделать вклад в окружающий мир, как-то самореализоваться.

• Растет критика, осознанность, требовательность к себе и окружению. Люди в возрасте 17-20 лет стремятся получить положительную оценку, им действительно важно, чтобы их реальный образ соответствовал идеальному.

Общение перестает быть самоцелью, вчерашние школьники объединяются в группы, чтобы удовлетворить собственные амбиции – проявить лидерские задатки, получить авторитет, признание, узнать себя в дружеских отношениях. А еще активное общение – хороший способ найти любовь.

По типу направленности молодых людей делят на гуманистов (положительное отношение к себе и к миру, зачатки альтруизма), эгоистов (нацеленность исключительно на себя, потребительская позиция) и депрессивных юношей (обесценивают себя и свои возможности, равнодушны к миру). В процессе преодоления кризиса одним удается повзрослеть, научиться принимать самостоятельные решения, другие испытывают проблемы с сепарацией, остаются инфантилами.

Признаки, которые указывают на трудности взросления

• Разочарование в выбранной профессии из-за несовпадения ожиданий и реальности.
• Трудности в учебе, эмоциональное выгорание, студент не тянет нагрузку, сложно уживается с коллективом.
• Постоянные сомнения в выбранном пути («туда я иду или не туда?», «надо было стать журналистом, а не инженером»).
• Деструктивное самовыражение – вызывающее поведение, протесты, убегание в алкоголь, наркотики, секты, асоциальные группировки.
• Депрессия на фоне потери смысла жизни, непонимания себя, своего места в обществе.

Кризис юности и рекомендации родителям

Главное правило, которое нужно усвоить взрослым – не пытайтесь стать друзьями своих детей, не навязывайте им свое общество. Захотят – найдут общение среди сверстников, ваша задача – быть любящим родителем, поддержкой. Измените стиль отношений с формального (требования, ультиматумы, нотации, контроль) на доверительный. Будьте опытным товарищем, который всегда придет на помощь, выслушает, поймет без критики и осуждения.

Все, что вы могли вложить в голову своему ребенку, вы уже вложили, ждите, когда появятся плоды, дайте детям свободу, возможность идти своей дорогой, делать ошибки. Не давите на них силой авторитета, не пытайтесь защитить от всех бурь и невзгод, просто будьте рядом. Свою миссию вы выполнили, с этого момента позвольте ребенку делать самостоятельные выборы – идти на ту специальность, которая вызывает у него интерес, прокачивать собственные таланты и способности, а не ваши амбиции. Даже если вам кажется, что вы лучше знаете, что для него лучше, – не старайтесь прожить жизнь за ребенка.

В юношеские годы основная направленность личности – интеллектуальное развитие, приобретение квалификации, поиск своего места в жизни. Примите тот факт, что ваш ребенок будет искать себя, осваивать разные навыки, сомневаться в выбранном пути, менять планы и снова сомневаться. Горите по душам, старайтесь дать ему объективную оценку его талантов и способностей, в чем он действительно хорош. Помогайте с системой принципов, не бойтесь вести длинные философские разговоры, давать обратную связь. После 21 года ребенок окончательно определится с направлением и перестанет нуждаться в вашей поддержке… но пока вы еще можете быть для него примером.

возрастные кризисыкризисподростки