Эрик Эриксон (Хомбергер) биография
Эрик Хомбергер (Эриксон) родился в 1902 году в Германии, неподалеку от Франкфурта. Его воспитывали мать, еврейка датского происхождения, и отчим, работавший педиатром, еврей по национальности, с которым мать познакомилась, когда Эрику было три года. Мальчик не знал, что он незаконнорожденный, считал отчима своим настоящим отцом и носил его фамилию, Хомбергер (Hopkins). Его настоящий отец, датчанин, протестант по вероисповеданию, расстался с его матерью еще до рождения сына. Высокий, голубоглазый блондин, Эрик в большей степени воспринимался окружающими как датчанин. Однако воспитанный в иных традициях, он себя таковым не считал. Позже Эриксон признавался, что именно это — несколько запутанное происхождение — способствовало его острому интересу к идентичности.
В юности Эриксон изучал живопись и странствовал по Европе, мечтая стать художником (Wurgaft). Приятель предложил ему работу: давать уроки изобразительного искусства детям из «окружения Фрейда». Джоан Серсон, будущая жена Эриксона, училась на психоаналитика и познакомила его с психоанализом (любопытно, что в дальнейшем психоаналитиком стал он, а она — художницей). На протяжении трех лет Эриксон проходил психоанализ у дочери Фрейда, Анны, после чего был принят в ряды аналитиков как «аналитик светский» — поскольку у него не было медицинского образования. В 1933 году Эриксоны покинули Германию, где антисемитизм приобретал все более агрессивные формы.
Они ненадолго остановились в Дании, а затем отбыли в Соединенные Штаты. Именно тогда, желая подчеркнуть произошедшее в его жизни изменение идентичности, Эрик Хомбергер взял себе фамилию Эриксон.
Эриксон, хотя у него не было степени бакалавра (и даже университетского диплома), работал детским аналитиком и преподавал в Гарварде. Он был принят в Гарвардскую психологическую клинику под руководством Генри Мюррея (Erikaon и стал автором Драматургического теста в хорошо известном исследовательском отчете Мюррея Explorations in Personality (1938). На разных этапах своей карьеры он также сотрудничал с Йельским институтом человеческих отношений, отделением консультативных исследований при Институте человеческого развития в Калифорнийском университете Беркли и Центром Остен Риггс в Беркшире. Помимо клинических исследований и изучения развития личности, он вел антропологические исследования и наблюдал особенности личностного развития в среде двух американских индейских культур: сиу в Пайн Ридж, Южная Дакота, и юрок, калифорнийского племени рыболовов. В период, когда Эриксон был профессором психологии и читал лекции по психиатрии в Калифорнийском университете Беркли, Соединенные Штаты захлестнула волна паники из-за «коммунистического засилья» в сфере образования. В итоге от сотрудников факультета требовали, помимо традиционной, дополнительной присяги на верность конституциям государства и штата. Эриксон и еще несколько человек отказались, что привело к их увольнению, хотя оно и было опротестовано судом. Поскольку Эриксон стал гражданином Америки в зрелом возрасте, а в годы Второй мировой войны по заказу правительства проводил психологические исследования, анализируя речи Гитлера и занимаясь другими изысканиями военного характера (Hopkins), его нельзя было обвинить в антиамериканизме из-за занятой им позиции. Объясняя свой поступок, Эриксон (Erikson) заявил, что антикоммунистическая истерия, спровоцировавшая требование присяги на верность, представляла опасность для исторической роли университета как места свободного поиска истины и смысла, в котором студенты обучаются критическому мышлению. Вне всяких сомнений, подобные взгляды Эриксона подкреплялись личным «знакомством» с германским тоталитаризмом при нацистах.
Хотя Эриксон считал себя фрейдистом, он предложил много теоретических инноваций, подчеркивавших роль социальных факторов в развитии эго. Наиболее показательным является его теоретическое положение о развитии эго на протяжении всей жизни. И я 80 лет он и его жена по-прежнему сохраняли активность, интервьюируя группу пожилых калифорнийцев, чтобы глубже познать особенности этого этапа человеческой жизни (Erikson, Erikson & Kivnick). Эриксон скончался в доме для престарелых в Массачусетсе. 12 мая 1994 года, в возрасте 91 года.
Невзирая на то, что у Эриксона не было «ни медицинского образования, ни какой-либо ученой степени, за исключением сертификата Ассоциации учителей им. Монтессори» (Fitzpatrick), его вклад в психологию преобразил наше понимание человеческого развития и отношений между индивидом и обществом. Наиболее важным вкладом Эриксона была модель развития личности, которая охватывает весь период человеческой жизни. В результате его деятельности концепция развития эго (при том, что она никоим образом не является исключительной заслугой Эриксона (ср. Hartmann; Loevinger) приобрела гораздо большую популярность.
Эрик Эриксон (Хомбергер) биография.
Читайте также:Ганс Айзенк и теория типов личности.
Психоаналитическая теория Фрейда.
Аналитическая психология — теория Юнга.