Абрахам Маслоу — краткая биография

Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 года в Бруклине, Нью-Йорк. Его родители, эмигрировавшие из России, были бедны и необразованны, но надеялись, что судьба улыбнется их сыну. Отец был бондарем (изготавливал бочки). Абрахам, старший из семерых детей, рос в единственной в округе еврейской семье и «не всегда знал, откуда на него свалится очередная напасть» (Maddi & Costa, 1972). Он описывал свое одиночество: «Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей» (Maslow, 1968а).

Маслоу обладал высоким интеллектом. Его IQ поразительным образом составлял 195 (Maslow, 1954/1987). В колледже он поначалу изучал право, как этого хотелось отцу. Однако не увлекся и бросил это занятие через две недели. Он записался на более эклектичный курс в Корнелле, а после, в 1928 году, перебрался в университет Висконсина, чтобы заниматься психологией. Еще студентом он женился на своей возлюбленной школьной поры (и кузине) Берте; ей было 19, а ему — 20. Его жена была художницей и, без сомнения, поощряла неизменное уважение Маслоу к более глобальным и интегративным подходам к знанию.

С учетом последующей направленности его теоретических построений, забавно вспомнить, что на первых порах Маслоу очень увлек бихевиоризм, который он изучал в университете Висконсина. Когда он писал докторскую диссертацию, его научным руководителем был Гарри Харлоу, изучавший приматов в винсконсинской лаборатории (Харлоу прославился исследованиями, в которых была установлена важность тесного контакта с матерью и поддержки для обезьян). Диссертация Маслоу представляла собой обзорное исследование, касавшееся сексуального поведения обезьян, на которое, по его словам, влияло доминирование. Более того — при установлении иерархий господства обезьяны прибегали главным образом к визуальным сигналам, а не к драке. Харлоу очень высоко оценил работу Маслоу (Lowry, 1973).

Маслоу потерял интерес к бихевиоризму и психологии животных. Он читал литературу по психоанализу, психологии гештальта, философии, и это чтение тошнило почву для экспериментального обращения.

Затем, когда родился ребенок, это было подобно удару грома, и все встало на свои места. Я смотрел на это крошечное, таинственное существо и чувствовал себя полным дураком. Меня ошеломили тайна и ощущение фактической беспомощности. Перед всем этим я чувствовал себя маленьким, слабым и ничтожным. Я готов был сказать, что никто, имеющий маленького ребенка, не смог бы стать бихевиористом (Maslow, 1968а).

У четы Маслоу были две дочери (он рассказывал, что жена предупредила его, чтобы он не устраивал над ними эксперименты!).

Абрахам Маслоу
Абрахам Маслоу

После успешной защиты диссертации Маслоу оставался в университете Висконсина в качестве ассистента-инструктора и педагога-исследователя (1930-1935), пока не перебрался в Колумбийский университета как соратник Карнеги (1935- 1937). Находясь в Колумбии, он брал интервью у студенток касательно их сексуальной жизни (Maslow, 1942), распространяя на людей свои ранние наблюдения за обезьянами. Это исследование вызвало известную полемику, и не исключено, что оно подстегнуло анализ сексуальности, к которому несколькими годами позже приступил Кинзи. Маслоу являлся адъюнкт-профессором Бруклинского колледжа (1937-1951), в котором он был особенно популярен среди студентов-иммигрантов. Он встречался со многими выдающимися психологами, бежавшими в Америку от нацизма, включая Альфреда Адлера, Карен Хорни и Курта Голдштейна. Помимо научной деятельности, Маслоу также был директором предприятия в семейной компании с 1947 по 1949 год (Maddi & Costa, 1972). Он стал профессором и заведующим кафедрой психологии в новом университете Брандеис (1951-1969). Примерно в 1965 году он пережил трудный период, который описывал как «бесконечное проклятье бессонницы и… творческий тупик» (Maslow, 1966), поддавшиеся непродолжительной психотерапии. В 1970 году, находясь в отпуске и работая над выводами, следующими из гуманистической психологии для более широкого круга социальных ценностей, Маслоу умер от сердечного приступа.

Абрахам Маслоу был членом и руководителем ряда профессиональных организаций, включая Общество психологического исследования социальных вопросов, Нью-Йоркскую Академию наук, Американскую ассоциацию психологов и, разумеется, Ассоциацию гуманистической психологии (основателем которой он являлся наряду с Ролло Мэем, Карлом Роджерсом и др.).

Взгляд Маслоу на психологию претерпел влияние со стороны азиатских религий, как явствует из описанного в этой главе «даоского» видения психологии. В свою очередь, деятельность Маслоу привлекла к этим азиатским традициям внимание Запада (Cleary & Shapiro, 1996). Маслоу (Maslow, 1987) поддерживал движение за раскрытие человеческих возможностей — в особенности Институт Исален в Биг-Шур, штат Калифорния, «первый в мире центр развития». Он проводил семинары в Исалене, но чувствовал себя не вполне уютно из-за эмоциональной развязности Фрица Перлза, который перебил первое исаленское выступление Маслоу тем, что пополз к симпатичной женщине, твердя: «Ты — моя мама, я хочу свою маму».

Работа Маслоу была адресована обществу вообще, которое он надеялся улучшить, — в большей степени, чем научной аудитории, чью методологическую косность и недостаточную прозорливость он подвергал критике. О его последних книгах говорили как об «одновременно гуманистических и мессианских» (Mackli & Costa, 1972).

Похожие статьи

Комментарии закрыты.