Классный час «Мост в будущее»

Постановка целей

Занятие поможет старшеклассникам поразмышлять о своем будущем и о том, как его строить, побудит задуматься о том, кто строит будущее: я сам или внешние обстоятельства? Трудно уместить все эти темы в один классный час, но главное – начать разговор и запустить внутренний диалог. Наиболее вероятная аудитория – ученики 9-х классов. Важно ориентироваться на самих ребят, их актуальные запросы, уровень развития.

Отношение к будущему

Участники сидят в кругу. Ведущий просит каждого сказать, какие ассоциации у него возникают, когда он слышат фразу «Мое будущее». Можно пустить по рядам какой-то привлекательный символический предмет. Например, небольшой макет парусника. Отвечает тот, у кого в руках он оказался.

Ведущий говорит о том, что по отношению к своей жизни, своему будущему можно занимать разные позиции. Например: «плыть по течению», доверить свою жизнь другим людям («всё решают родители, начальники, жены, мужья…»), а можно стать строителем собственной жизни, целенаправленно идти к намеченной цели. Он предлагает школьникам обсудить вопросы:

  • Как стать архитектором своей судьбы?
  • Почему именно архитектором?
  • Чем позиция архитектора отличается, скажем, от строителя?

Важно, чтобы предлагаемая метафора была понятна учащимся.

Линия времени

Ведущий рисует на доске перед участниками линию времени. Фиксирует первую точку: это настоящее, обучение в школе. Если посмотреть вперед, там – «Последний звонок», окончание школы… Дальше – выпускники уже взрослые. Что они хотят видеть в своем будущем? Учитель предлагает ребятам не просто подумать и поговорить об этом, а попытаться представить себе все это воочию.

Участники должны подняться и встать вдоль одной из стен помещения, в котором проходит классный час. На противоположной стене закреплены чистые листы бумаги. Та часть кабинета, которую занимают ученики, воплощает настоящее время, противоположный конец комнаты – будущее. Педагог просит каждого ответить на вопрос: «Что ты хочешь видеть в своем будущем?». Ответы подростков фиксируются на листах бумаги, висящих напротив них.

Если школьники дают негативные ответы, ведущий помогает им найти позитивную форму. Например, ответ: «Не хочу быть нищим» – желательно переформулировать следующим образом: «Хочу быть материально обеспеченным человеком». Таким образом, на стене появляется информация о том, чего хотят добиться в жизни участники. Если в классном часе участвует большая группа ребят, можно раздать им чистые листы, предложить записать на них свои цели и затем разместить их на противоположной стене, при необходимости – помочь переформулировать.

Ведущий отмечает, что пока между настоящим и будущим виден разрыв. Необходимо выстроить мосты, которые свяжут их воедино. Такими мостами являются целенаправленные действия, позволяющие достичь цели. Учитель предлагает участникам назвать хотя бы несколько примеров таких действий, которые связывают воедино настоящее и их будущее.

Архитектор и Золушка

Участники возвращаются в круг. Ведущий говорит о том, что есть люди, которые оказались успешными в своей жизни. Это могут быть как очень известные персоны (политики, музыканты, ученые…), так и те, кто не известен широкой публике. Он предлагает участникам поразмышлять над вопросом: «За счет чего им это удалось?». Ответы участников фиксируются в круге. В одной половине записываются внутренние качества человека, способствующие успеху, во второй половине – ответы, апеллирующие к удаче, случаю, внешней помощи.

Например, ответ «получил наследство» относится к удаче, а «организовал свое дело» – к внутренним качествам человека. При этом ведущий просит участников назвать, какие качества человека позволили ему это сделать. В круг записываются именно качества: целеустремленность, настойчивость, умение решать проблемы.

Учитель вводит метафоры – Золушка и архитектор. Золушка ждет удачу. Она надеется, что в один прекрасный день случится чудо и ее жизнь станет прекрасной.

Архитектор – человек, который понимает, что он хочет в этой жизни. Он сам определяет цели и сам находит возможности реализовать их. Педагог предлагает ребятам разделиться на две группы (лучше всего – с помощью жребия). Каждой группе дается свое задание. Необходимо придумать и показать (рассказать), как поведут себя Золушки и архитекторы в предложенных ситуациях. Группа должна описать ситуацию как от имени Золушки, так и архитектора. Могут быть предложены следующие ситуации: «закончил институт», «потерял работу».

Подводя итоги, взрослому важно удержаться в безоценочной позиции в отношении действий Золушек и архитекторов. Но ему важно сделать акцент на том, что главное качество Золушки – это готовность ждать и бездействовать, а также быть готовой принять тот факт, что принц, возможно, так и не придет. А архитектору нужно целенаправленно развивать у себя определенные психологические качества.

Как стать архитектором своей жизни?

Педагог возвращает участников к разговору о том, какими качествами должен обладать архитектор. Просит дополнить этот список теми качествами, которые они считают важными. Названные школьниками качества записываются ведущим на карточках и прикрепляются на доску.

В классах, в которых между ребятами сложились устойчивые дружеские отношения, эту работу можно дополнить следующей процедурой: ведущий зачитывает качество, записанное на карточке, а участники обсуждают, у кого из присутствующих оно выражено в большей степени. Как это качество проявляется? Данная карточка передается названному участнику. Одно и то же качество может быть присвоено нескольким ученикам. Важно, чтобы в результате у каждого появилась карточка с позитивным качеством.

Строим мост

Ведущий напоминает учащимся о тех целях, которые они определили для себя в жизни. Он предлагает им взять чистый лист бумаги. Поставить на нем точку «настоящее», на противоположной части листа написать цель, которую он для себя выбрал, и между ними положить несколько «опор моста» – тех действий, которые им необходимо совершить, чтобы будущее состоялось. Эту работу подростки делают для себя и лишь при желании могут поделиться с другими тем, что написали.

В завершение классного часа важно сказать участникам о том, что каждый из них начинает реализовывать свой «архитектурный проект», проект будущего. Каждый – архитектор своей жизни. Для этого у всех учеников есть свой ресурс: это собственные цели, психологические качества и способности. Опираясь на них, можно развивать то, что пока не очень получается, и строить свою жизнь по авторскому плану.

Марина Битянова, Татьяна Беглова, Татьяна Меркулова

Классный час для учащихся 9 классов
«Мост в будущее»


Читайте также:
Развитие универсальных учебных действий — классный час.
Выбор профессии – это серьезно — классный час.
«PR-агентство» — деловая игра для учащихся 8–11-х классов.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.