Методы повышения психологической компетенции педагогов



Путь к обновленной педагогике это мобилизация всех культурных ресурсов.
Е. А. Ямбург

Формулируя основные задачи школьного психолога, доктор психологических наук Ю. 3. Гильбух в конце 1980х годов на первое «место ставил «повышение психологической культуры учителей, родителей и учащихся». Второй главной функцией он считал организацию «изучения педагогами интересов, склонностей и способностей школьников в связи с дифференциацией обучения….»

Вопрос организации обучения учителей не так прост. Педагоги нередко проявляют выраженный консерватизм, если речь заходит о том, что ктото будет их обучать их же профессии. «Я, знаете ли, уже 25 лет учителем проработала, и все эти ваши премудрости давнымдавно знаю», — вот достаточно типичное объяснение нежелания присутствовать на очередном психологическом семинаре. В этой ситуации заинтересовать слушателей можно поразному: через участие в интересных, хорошо подготовленных консилиумах, после индивидуальных бесед и консультаций, а также при помощи таких средств обучения, при использовании которых слушатели имеют возможность принимать самое активное участие в создании «конечного продукта» (программ, памяток, инструкций и т. п.). В последнем случае педагоги оказываются сопричастными к получению конечного результата, могут на него влиять, имея при этом свободу выбора.

Авторы обращают внимание на значимость именно активных методов обучения, когда между обучающим и обучаемыми (в данном случае — педагогами) возникает постоянное взаимодействие в процессе получения знаний. Таким образом, по определению В. И. Натарова, «активные методы обучения направлены на создание таких условий обучения, в которых преподаватель и обучаемый выступают в качестве партнеров, получающих в процессе совместной деятельности новые для обучаемого знания». Залогом успешной работы психолога с педагогами также является многообразие применяемых форм и методов психологического сопровождения: консилиум, организационноделовая игра, профессиональные студии с элементами тренингов, тренинги, бинарная лекция, научнопрактический семинар, дискуссия, открытый психологический анализ     урока.     Практически     все     эти     формы взаимодействия психолога и педагога могут одновременно являться активными методами обучения. Ниже можно более подробно познакомиться с некоторыми из перечисленных форм, особое внимание  уделяя индивидуальному сопровождению педагогов, работающих в школе первый год, так как для них необходим особый период профессиональной адаптации (знакомство с особенностями детей, их родителей, школьной «команды» и т. д.). В одних случаях предлагается достаточно подробный план проведения занятия, в других материалы, обработав которые, школьный психолог может составить собственный сценарий тренинга, студии, игры.

Выбирая форму работы с педагогами, нелишним будет учесть коэффициент полезного действия разных способов подачи информации. Так, по мнению психологов из организации «Гуманитарный проект» (Новосибирск), лекция позволяет усвоить в среднем около 5% информации, чтение — 10%, аудиовизуальные средства — 20%, использование наглядных пособий — 30%, обсуждение в группах — 50%, обучение практикой действия — 70% , выступление в роли обучающего — 90%. Конечно, представляется заманчивым взять самый эффективный «90 процентный» способ, но для этого необходима немалая предварительная работа.


Методы повышения психологической компетенции педагогов.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.