Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности

Продолжение. Начало: «Диагностика школьной тревожности»

Используя метод наблюдения, можно фиксировать различные параметры и характеристики деятельности группы детей (или одного ребенка), в зависимости от задач, поставленных психологом.

 Такое наблюдение можно осуществлять в различных учебных и внеучебных ситуациях, например, во время урока или во время перемены, в различное время дня — на первых уроках или на последних, на различных предметах.

 Основная задача наблюдения — выделение детей, чье поведение или отдельные характеристики развития отличаются от поведения основной массы детей, в частности — выделение детей «группы риска» по показателю школьной тревожности.  Цель методики. Цель приводимой карты наблюдения — диагностика уровня школьной тревожности учащихся посредством анализа ее проявлений в поведении.

Возрастные ограничения. Методика может применяться в широком возрастном диапазоне (1-11 класс).

Процедура диагностики. К условиям проведения психодиагностики с помощью метода наблюдения необходимо отнести обязательную договоренность с учителем о времени и целях посещения психологом класса или группы детей. При этом предупреждать детей не следует, поскольку «незаметность» психолога снижает вероятность демонстрации детьми нетипичных для них форм поведения, что вполне вероятно, если визит психолога расценивается как «проверка». Желательно сесть на одной из последних парт и не проявлять живого и эмоционального интереса к тому, что происходит вклассе. Процедуру наблюдения лучше начать не с первого, а со второго или третьего посещения класса, когда присутствие на уроке постороннего человека для учащихся станет привычным. Наблюдение, как правило, проводится в несколько этапов, на различных уроках, возможно, проводимых различными педагога-ми, что позволяет диагностировать устойчивость проявлений школьной тревожности от одной ситуации к другой. Этапность наблюдения выражается и в том, что объем внимания наблюдателя имеет определенные ограничения, и наблюдать более 6-8 учащихся одновременно — задача практически невыполнимая.

Предлагаемая нами карта наблюдения позволяет осуществлять диагностику в урочное время (не на перемене). Необходимые материалы. Для проведения диагностики необходимы заранее заготовленные бланки карты наблюдения. Если психолог плохо знаком с детьми, ему требуется «шпаргалка» — план расстановки парт в кабинете, на котором отмечена рассадка учащихся.

Карта наблюдения (табл. 4) представляет собой апробированную авторскую разработку и выглядит следующим образом.

Таблица 4
Карта наблюдения (бланк)

Признаки Учащиеся
1 2 3 4 5 n
Вербальные «Я боюсь» (и смысловые эквиваленты)              
«Я не знаю» (и смысловые эквиваленты)              
«Я не буду отвечать» (и смысловые эквиваленты)              
Невербальные Мимика Непроизвольное подергивание век              
Расширенные глаза              
Потупленный взгляд              
Лицо без эмоций              
Бледность лица              
Покраснение лица              
Испарина              
Взгляд «мимо доски», «мимо учителя»              
Плотно сжатые губы              
Поза Втягивание головы в плечи              
Наклон к парте              
Раскачивание на стуле              
Подсовывание рук под ноги              
Привставание в момент поднимания руки              
Небрежное понимание руки              
Напряженное поднятие руки («трясущаяся рука»)              
Жесты Закрывание лица руками              
Подергивание рукой, ногой              
Покусывание ручки, карандаша              
Перекладывание предметов по парте              
Заламывание пальцев, рук              
Интонация Прерывистый голос              
Плаксивая интонация (вплоть до слез)              
Тихий голос              
Вопросительная интонация в утвердительных предложениях              
Итого:
невербальных признаков тревожности
вербальных признаков тревожности

В карте фиксируется каждое проявление тревожности.
Обработка результатов. Обработка результатов наблюдения представляет собой подсчет количества поведенческих проявлений,  свидетельствующих о том, что учащийся испытывает тревожность.  Вербальные и невербальные проявления оцениваются отдельно.

Интерпретация результатов. Метод наблюдения предполагает  прежде всего качественную интерпретацию данных. Важно учитывать, что невербальные признаки тревожности значительно более информативны, чем вербальные, поскольку посредством анализа  невербальных проявлений можно выявить тревожность, не осознаваемую самим испытуемым. Высказывания, свидетельствующие  о переживании учащимся тревоги (вербальные признаки), требу-ют осознания этого состояния, что случается не всегда. Стандартизированных количественных показателей, позволяющих интерпретировать результаты наблюдения, на настоящее  время предложить не удается. В самом общем виде можно сказать, что если в поведении учащегося отмечается более 50 % признаков тревожности, перечисленных в карте наблюдения, психологу следует обратить на него особое внимание.

Ниже представлены результаты наблюдения за двумя детьми —  Ю. Ж. и С. М., учащимися 5-го класса, проведенного в течение одного урока — урока математики (табл. 5). Для Ю. Ж. характерен повышенный уровень школьной тревожности. Школьная тревожность С. М. находится в пределах нормы.

Таблица 5
Результаты наблюдения на уроке


Признаки
С.М. Ю.Ж.

Вербальные

«Я боюсь» (и смысловые эквиваленты)   **
«Я не знаю» (и смысловые эквиваленты)   ****
«Я не буду отвечать» (и смысловые эквиваленты) *  

Невербальные

Мимика

Непроизвольное подергивание век    
Расширенные глаза   *
Потупленный взгляд *  
Лицо без эмоций    
Бледность лица    
Покраснение лица   ***
Испарина    
Взгляд «мимо доски», «мимо учителя»   *****
Плотно сжатые губы *  

Поза

Втягивание головы в плечи   ***
Наклон к парте    
Раскачивание на стуле **  
Подсовывание рук под ноги *  
Привставание в момент поднимания руки   *
Небрежное понимание руки    
Напряженное поднятие руки («трясущаяся рука»)   *

Жесты

Закрывание лица руками    
Подергивание рукой, ногой *  
Покусывание ручки, карандаша   ***
Перекладывание предметов по парте    
Заламывание пальцев, рук    

Интонация

Прерывистый голос    
Плаксивая интонация (вплоть до слез)   **
Тихий голос    
Вопросительная интонация в предложениях   *

Итого:
невербальных признаков тревожности
вербальных признаков тревожности

7
1
6
32
6
26

Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности.

На ту же тему:

Похожие статьи

Комментарии закрыты.