Педагогическое наблюдение как метод изучения личности учащихся
Содержание:
Ценность метода педагогического наблюдения
Ситуации выбора
Дневник/карта педагогического наблюдения
Приложение
Педагогическое наблюдение — это давно себя зарекомендовавший, но, увы, забываемый сегодня метод изучения личности школьников. Его всё реже используют педагоги, о нем всё меньше говорят методисты, его упоминание нечасто встретишь в научных статьях и монографиях. Но, несмотря на это, именно он является основным в системе организации воспитания школьников и планирования работы классного руководителя.
Ценность метода педагогического наблюдения
Анкеты, тесты, опросники очень популярны в современной школе. Но все эти методы имеют смысл только вместе с педагогическим наблюдением. Тем более что последнее по сравнению с другими методами обладает рядом преимуществ.
Во-первых, ребенок, как известно, развивается с гораздо большей интенсивностью, чем взрослые. Его знания, отношения, опыт постоянно претерпевают изменения. Его картина мира динамична. А потому сложно вести изучение личности при помощи анкет или тестов, дающих нам информацию о ребенке лишь здесь и сейчас, не отражающих в должной мере динамику личностного развития школьников. В этом отношении метод наблюдения, дающий нам текущую и постоянно меняющуюся информацию о личности ребенка, в большей мере отвечает особенностям развития школьников.
В-третьих, метод наблюдения позволяет избежать и проблем интерпретации школьниками вопросов анкет или тестов. Случается, что эти вопросы ребенок интерпретирует совсем не так, как ожидали того разработчики анкет. В результате ответы ребенка оцениваются неадекватно и появляется опасность неверных выводов о личностном развитии школьника. Например, задавая юноше в анкете вопрос «Готов ли ты с оружием в руках служить своей Родине?», мы немного узнаем о его личностных качествах (например, о патриотизме), потому что сама ситуация службы Родине, описанная в вопросе, может быть интерпретирована им по-разному — по причине того, что вопрос не несет в себе подробной контекстной информации, которую, естественно, он додумает сам. Юноша может интерпретировать ее как службу в армии, и ему явятся образы замороженных на аэродромах призывников, строителей офицерских дач, бесправных и беззащитных «шестерок» — тогда его ответ будет одним. Или он может интерпретировать службу Родине как войну, подобную Великой Отечественной…
Иное дело — интерпретация ребенком не вопросов анкет, а окружающей его реальности. Эта ре
Во-вторых, работающий с детьми педагог — классный руководитель, педагог дополнительного образования или учитель-предметник — непосредственно включен в повседневную школьную жизнь тех детей, которых он наблюдает. Он, таким образом, осуществляет включенное наблюдение и в отличие от опросников замечает кажущиеся незначительными факты, которые могут быть признаками важных внутренних процессов личности школьника.
В-третьих, метод наблюдения позволяет избежать и проблем интерпретации школьниками вопросов анкет или тестов. Случается, что эти вопросы ребенок интерпретирует совсем не так, как ожидали того разработчики анкет. В результате ответы ребенка оцениваются неадекватно и появляется опасность неверных выводов о личностном развитии школьника. Например, задавая юноше в анкете вопрос «Го- тов ли ты с оружием в руках служить своей Родине?», мы немного узнаем о его личностных качествах (например, о патриотизме), потому что сама ситуация службы Родине, описанная в вопросе, может быть интерпретирована им по-разному — по причине того, что вопрос не несет в себе подробной контекстной информации, которую, естественно, он додумает сам. Юноша может интерпретировать ее как службу в армии, и ему явятся образы замороженных на аэродромах призывников, строителей офицерских дач, бесправных и беззащитных «шестерок» — тогда его ответ будет одним. Или он может интерпретировать службу Родине как войну, подобную Великой Отечественной…
Иное дело — интерпретация ребенком не вопросов анкет, а окружающей его реальности. Эта реальность предстает перед ним не только как объективно существующий предметный мир, но и как мир знаков, воспринимаемых им исходя из собственного субъективного опыта, собственных знаний, собственных ценностей. Так, для одних детей увиденный в лесу мусор — это знак того, что необходимо его убрать, а для других — прямой указатель на то, что рядом можно бросать свой собственный мусор. У одних ЕГЭ вызывает коннотации испытания, в котором они должны продемонстрировать свои знания, показать свой уровень подготовки, показать себя. У других же ЕГЭ вызывает коннотации пытки, в которой (в целях скорейшего избавления) можно прибегнуть к жульничеству, к поиску правильных ответов через мобильник и интернет.
Ситуации выбора
В этой связи педагогу важно уделять особое внимание наблюдению за поведением ребенка в различных ситуациях, которые побуждают его демонстрировать свою интерпретацию явлений окружающего мира, а следовательно, свои отношения к миру, к другим людям, к себе самому, побуждают его делать выбор. В таких ситуациях выбора ребенок оказывается довольно часто: списать домашнее задание или сделать самому, взять чужое или не взять, помочь или пройти мимо, сказать правду или солгать… В основе этого выбора лежат не соображения удобства, как это может показаться на первый взгляд, не ограничения или опасности. Глубинное основание выбора — это ценности, которые разделяет ребенок. Следовательно, наблюдение за поведением ребенка в сложных, неоднозначных ситуациях выбора может дать педагогу представление о тех ценностях, которые актуальны для ребенка в данный момент.
Некоторые из таких ситуаций блестяще описаны Н.Л. Селивановой.
Ситуация конфликта. Понаблюдайте за тем, как ведут себя ваши школьники во время случающихся конфликтов — друг с другом, с учащимися других классов, с учителями. Какие их личностные качества более всего проявляются в конфликте: чувство справедливости, умение идти на компромисс, умение прощать, злопамятство, безрассудство, злоба?
Ситуация новичка. Как встречают ребята вашего класса новенького? Заботятся ли о нем, равнодушны к нему, унижают его, устраивают ему всевозможные проверки? Как вообще принимают другого человека?
Ситуация соотнесения. Как ведут себя ваши школьники во время соревнований, конкурсов, викторин и в прочих ситуациях, когда им приходится сравнивать себя (свой класс) с другими? Не проявляют ли высокомерие, самонадеянность, излишнюю агрессивность по отношению к сопернику? Умеют ли бороться, не сдаются ли, не опускают ли руки, заведомо считая соперника сильнее?
Ситуация успеха. Как переживают ваши школьники свои (своего класса) успехи и неудачи? В чем видят их причины? Умеют ли пройти испытание медными трубами?
Кроме ситуаций, перечисленных выше, важную роль в процессе педагогического наблюдения могут сыграть и другие подобные обстоятельства.
Ситуация столкновения мнений. Дискуссии, дебаты, споры и прочие организуемые педагогами или стихийно возникающие ситуации столкновения мнений позволят лучше увидеть своих воспитанников, понять их точку зрения по вызвавшей споры проблеме, их отношение к иным точкам зрения, к людям, их высказывающим.
Ситуация игры. Поведение ребенка в той или иной игровой роли определяется не только самой ролью, но и личностными качествами игрока. А значит, даже в игровом поведении воспитанников можно разглядеть их личности.
Дневник/карта педагогического наблюдения
Такого рода ситуации часто возникают естественным образом, но некоторые из них можно и специально создавать.
Для удобства организации педагогического наблюдения можно использовать специальную «Карту наблюдений» (Приложение).
Карта педагогических наблюдений — это таблица, состоящая из четырех колонок.
Колонка первая: предмет наблюдения. Здесь дается перечень тех компонентов личностного роста школьников, которые педагог собирается наблюдать.
Колонка вторая: на что важно обратить внимание. В ней приводится примерный перечень вопросов, которые можно задавать самим себе в процессе наблюдения. Эти вопросы — своеобразный ориентир, который поможет вести осмысленное наблюдение за воспитанниками, осмысленный анализ их высказываний, жестов, поступков.
Колонка третья: необходимые текущие заметки. Она заполняется постепенно, по мере необходимости, и предназначена для текущих заметок, кратких дневниковых записей, фиксации собственных мыслей относительно наблюдаемого поведения воспитанников.
Колонка четвертая: выводы. Колонка заполняется по итогам
двухлетнего цикла наблюдений. Это, в первую очередь, выводы о тех проблемах личностного роста школьников, над которыми предстоит работать в дальнейшем. Формулируя эти проблемы, нужно обращать внимание на следующее:
- удовлетворены ли вы характером и объемом тех социально значимых знаний, которые наблюдаете у школьников вашего класса, достаточен ли он для детей этого возраста;
- удовлетворены ли вы характером отношения класса и отдельных школьников к базовым общественным ценностям, какова направленность этого отношения (в классе оно преимущественно позитивное, негативное, равнодушное?), какова его устойчивость (оно преимущественно устойчиво или ситуативно, то есть имеет склонность меняться в зависимости от ситуации, в которой находятся школьники?);
- какова общая динамика развития личности воспитанников за последние два года;
- каковы наиболее острые, на ваш взгляд, проблемы, над которыми предстоит работать в дальнейшем.
Результаты наблюдения помогут сделать общий вывод о воспитании, социализации и саморазвитии школьников, выделить наиболее проблемные аспекты их воспитанности, увидеть масштабы каждой проблемы в пределах класса и школы в целом. Педагог по итогам наблюдения сможет грамотнее распределять свои ресурсы для решения обнаруженных проблем воспитания, а также качественнее планировать свою дальнейшую воспитательную работу. Он сможет воспитывать не «вообще», а акцентируя свои усилия на наиболее острых для каждой конкретной школы и каждого класса вопросах воспитания, регулярно корректировать цели, задачи, планы воспитания: то есть управлять воспитательным процессом по результатам.
Приложение.
Пример дневника (карты) педагогического наблюдения.
Предмет наблюдения |
На что важно обратить внимание |
Необходимые |
Выводы |
---|---|---|---|
Знание школьниками норм и традиций поведения человека как гражданина своего Отечества, отношение школьников к своему Отечеству |
Соответствуют ли те знания о своем Отечестве, которые вы ожидаете увидеть в ваших воспитанниках, их возрасту? |
||
Знание школьниками норм поведения человека на природе, отношение школьников к природе |
Понимают ли ваши воспитанники, что защита природы – это не столько масштабные экологические акции, сколько выполнение нехитрых повседневных правил: быть умеренным в потреблении товаров и услуг, стараться не покупать одноразовые товары, дикорастущие растения, изделия из меха и кожи диких животных, полиэтиленовые пакеты для упаковки покупок, экономно расходовать воду, газ, электричество, бумагу, не мусорить, стараться собирать мусор, оставленный в природе другими людьми, и т.п.? |
||
Знание школьниками норм и традиций миротворческой деятельности человека, отношение школьников к миру |
Ценятся ли среди ваших воспитанников миролюбие, умение договориться, прийти к согласию? |
||
Знание школьниками норм и традиций поведения человека в пространстве культуры, отношение школьников к культуре |
Какова культура речи ваших воспитанников? |
||
Знание школьниками норм и традиций поведения человека в информационном пространстве, отношение школьников к знаниям |
Любознательны ли ваши воспитанники? |
||
Знание школьниками норм и традиций трудовой деятельности человека, отношение школьников к труду |
Трудолюбивы ли ваши воспитанники? |
||
Знание школьниками норм и традиций взаимодействия человека с другими людьми, отношение школьников к другим людям |
Каково отношение ваших воспитанников к людям, приветливы ли они к посторонним, доброжелательны ли? |
||
Знание школьниками норм и традиций поведения человека в многонациональном, многоконфессиональном, многокультурном обществе, отношение школьников к иным людям |
Каково отношение ваших воспитанников к иным людям – людям иной расы, национальности, веры, культуры? |
||
Знание школьниками норм и традиций ведения здорового образа жизни, отношение школьников к своему здоровью |
Что знают ваши школьники о здоровье и здоровом образе жизни? |
||
Знание школьниками самих себя, знание принятых в обществе норм и традиций самореализации человека, отношение школьников к себе, к своему внутреннему миру |
Адекватна ли самооценка ваших школьников? |
Скачать Дневник (карту) педагогического наблюдения.
Павел Степанов,
К.П.Н., Лаборатория теории воспитания ФГНУИТИПРАО, г. Москва
Источник: журнал «Классное руководство и воспитание школьников» №12 2013 г.
Педагогическое наблюдение как метод
изучения личности учащихся.
Читайте также: Наблюдение как метод определения уровня школьной тревожности.
Методы социальной работы с семьей.
Новые методы оценки персонала при приеме на работу.