Школьная тревожность — диагностика и коррекция
Школьная тревожность – диагностика и коррекция.
Школьная тревожность — это специфический вид тревожности, проявляющийся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющийся в этом взаимодействии. В ее формировании можно условно выделить как ситуационные (собственно взаимодействие с компонентами образовательной среды), так и индивидуальные (темперамент, самооценка и т, д.) предпосылки.
Необходимо отметить, что тревога является неотъемлемой частью учебного процесса, и поэтому не может рассматриваться как однозначно негативное состояние. Дезорганизующее влияние на учебную деятельность оказывают только частые и/или интенсивные тревожные состояния, которые свидетельствуют о нарушении процесса школьной адаптации. Именно повышенная школьная тревожность препятствует эффективной учебной деятельности независимо от того, осознается она самим ребенком или нет.
Школьная тревожность проявляется в поведении детей по-разному. Универсальными признаками выступают нежелание ходить в школу (вплоть до систематических прогулов), отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий, излишняя старательность при выполнении заданий, раздражительность и агрессивные проявления (вербальная и невербальная агрессия), рассеянность, снижение концентрации внимания на уроках, минимизация контактов со сверстниками и/или учителями, потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях, ухудшение соматического здоровья. В начальной школе эти проявления могут дополняться страхами потерять или испортить школьные принадлежности, опоздать в школу (в том числе ночными), «сверхценностью» школьной оценки. В средней и старшей школе симптомом школьной тревожности являются пробы аддиктивного поведения.
Методы диагностики школьной тревожности на различных этапах школьного обучения
Наиболее распространенные методы диагностики школьной тревожности на различных этапах школьного обучения
Методика |
Возрастной диапазон |
Источник |
Наблюдение |
Школьный возраст |
Микляева А. В. Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, профилактика. СПб.: Речь, |
Экспертные опросы педагогов и родителей |
Школьный возраст |
|
Методика |
Начальная школа |
Практикум по возрастной психологии / Ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002 |
Тест школьной тревожности Филипса |
Средняя школа |
Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. М., 2001 |
Шкала тревожности |
7-11-й класс |
Рогов А. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996 |
Проективные и психосемантические методы (рисунки, незаконченные предложения, ЦАМ А. м. Парачева) |
Школьный возраст |
Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, профилактика. СПб.: Речь, 2004 |
Психологическая помощь детям с повышенным уровнем школьной тревожности
Психологическую помощь детям с повышенным уровнем школьной тревожности можно представить в виде описанных ниже этапов.
- Консультация с родителями и учителями по вопросам оказания поддержки ребенку в период работы с психологом. Необходимо обсудить следующие вопросы: как создать для ребенка ситуацию успеха; как дозировать эмоциональные нагрузки; как оптимально организовать режим дня.
- Углубленная психодиагностика особенностей школьной тревожности данного ребенка (при необходимости).
- Основная работа с учащимся, которая включает в себя актуализацию тревоги, ее разрядку (символическое уничтожение или преобразование) и выработку новых стратегий поведения в тревожащих ситуациях (рисование, разыгрывание, для подростков — консультирование), при необходимости — включение в группу развития коммуникативных навыков или навыков уверенного поведения.
Опишем основные этапы индивидуального консультирования подростков:
- Поддержание (восстановление) позитивного самоотношения.
- Анализ проблемы, операционализация ее проявлений, определение провоцирующих источников и причин.
- Постановка позитивной цели, описание желаемого поведения.
- Построение шагов роста (описание конкретных достижений через день, неделю, месяц).
- Уточнение параметров желаемого результата.
- Определение возможных ресурсов и союзников — тех, кто может помочь в достижении цели.
- Проработку возможных возвращений к старым формам поведения.
- Закрепление результатов с помощью работы по созданию условий для повышения самооценки учащегося, его уверенности в себе.
- Итоговая диагностика (диагностика результатов).
- Итоговые консультации с родителями и учителями.
Более подробно работа со школьной тревожностью описана в следующей литературе:
- Азарова Т. В., Битянова М. Р., АоЬанасьева Е. И., Васильева И. Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001.
- Беглова Т. Нешуточные испытания // Школьный психолог. 2001. №27.
- Безруких М. Л/., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. М.: Академия, 1996.
- Бондаревская Р. С. Организация диагностической и коррекционно-развивающей работы с учащимися 3—5 классов. СПб.: [б, и.], 1994.
- Венгер А. Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М.; Рига: Эксперимент, 2000.
- Герасимова А. Школьная тревожность//Мурзилка. 2001. №9.
- Диагностика и коррекция тревожности в школьном возрасте. Стерлитамак: Изд-во СГПИ, 1993.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001.
- Микляева А. В., Румянцева Я. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, профилактика. СПб.: Речь, 2004.
- Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. №2. С. 11-18.
- Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж: Студия ИАН, 2000.