Школьная тревожность — диагностика и коррекция

 

Школьная тревожность – диагностика и коррекция.

Школьная тревожность — это специфический вид тревожности, проявляющийся во взаимодействии ребенка с различными компонентами образовательной среды и закрепляющийся в этом взаимодействии. В ее формировании можно условно выделить как ситуационные (собственно взаимодействие с компонентами образовательной среды), так и индивидуальные (темперамент, самооценка и т, д.) предпосылки.

Необходимо отметить, что тревога является неотъемлемой частью учебного процесса, и поэтому не может рассматриваться как однозначно негативное состояние. Дезорганизующее влияние на учебную деятельность оказывают только частые и/или интенсивные тревожные состояния, которые свидетельствуют о нарушении процесса школьной адаптации. Именно повышенная школьная тревожность препятствует эффективной учебной деятельности независимо от того, осознается она самим ребенком или нет.

Школьная тревожность проявляется в поведении детей по-разному. Универсальными признаками выступают нежелание ходить в школу (вплоть до систематических прогулов), отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий, излишняя старательность при выполнении заданий, раздражительность и агрессивные проявления (вербальная и невербальная агрессия), рассеянность, снижение концентрации внимания на уроках, минимизация контактов со сверстниками и/или учителями, потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях, ухудшение соматического здоровья. В начальной школе эти проявления могут дополняться страхами потерять или испортить школьные принадлежности, опоздать в школу (в том числе ночными), «сверхценностью» школьной оценки. В средней и старшей школе симптомом школьной тревожности являются пробы аддиктивного поведения.

Методы диагностики школьной тревожности на различных этапах школьного обучения

 

Наиболее распространенные методы диагностики школьной тревожности на различных этапах школьного обучения

Методика

Возрастной диапазон

Источник

Наблюдение

Школьный возраст

Микляева А. В. Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, профилактика. СПб.: Речь,

Экспертные опросы педагогов и родителей

Школьный возраст

Методика
диагностики школьной тревожности А. М. Прихожан

Начальная школа

Практикум по возрастной психологии / Ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002

Тест школьной тревожности Филипса

Средняя школа

Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. М., 2001

Шкала тревожности

7-11-й класс

Рогов А. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1996

Проективные и психосемантические методы (рисунки, незаконченные предложения, ЦАМ А. м. Парачева)

Школьный возраст

Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, профилактика. СПб.: Речь, 2004

Психологическая помощь детям с повышенным уровнем школьной тревожности


Психологическую помощь детям с повышенным уровнем школьной тревожности можно представить в виде описанных ниже этапов.

  1. Консультация с родителями и учителями по вопросам оказания поддержки ребенку в период работы с психологом. Необходимо обсудить следующие вопросы: как создать для ребенка ситуацию успеха; как дозировать эмоциональные нагрузки; как оптимально организовать режим дня.
  2. Углубленная психодиагностика особенностей школьной тревожности данного ребенка (при необходимости).
  3. Основная работа с учащимся, которая включает в себя актуализацию тревоги, ее разрядку (символическое уничтожение или преобразование) и выработку новых стратегий поведения в тревожащих ситуациях (рисование, разыгрывание, для подростков — консультирование), при необходимости — включение в группу развития коммуникативных навыков или навыков уверенного поведения.

Опишем основные этапы индивидуального консультирования подростков:

  1. Поддержание (восстановление) позитивного самоотношения.
  2. Анализ проблемы, операционализация ее проявлений, определение провоцирующих источников и причин.
  3. Постановка позитивной цели, описание желаемого поведения.
  4. Построение шагов роста (описание конкретных достижений через день, неделю, месяц).
  5. Уточнение параметров желаемого результата.
  6. Определение возможных ресурсов и союзников — тех, кто может помочь в достижении цели.
  7. Проработку возможных возвращений к старым формам поведения.
  8. Закрепление результатов с помощью работы по созданию условий для повышения самооценки учащегося, его уверенности в себе.
  9. Итоговая диагностика (диагностика результатов).
  10. Итоговые консультации с родителями и учителями.

Более подробно работа со школьной тревожностью описана в следующей литературе:

  1. Азарова Т. В., Битянова М. Р., АоЬанасьева Е. И., Васильева И. Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001.
  2. Беглова Т. Нешуточные испытания // Школьный психолог. 2001. №27.
  3. Безруких М. Л/., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. М.: Академия, 1996.
  4. Бондаревская Р. С. Организация диагностической и коррекционно-развивающей работы с учащимися 3—5 классов. СПб.: [б, и.], 1994.
  5. Венгер А. Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков. М.; Рига: Эксперимент, 2000.
  6. Герасимова А. Школьная тревожность//Мурзилка. 2001. №9.
  7. Диагностика и коррекция тревожности в школьном возрасте. Стерлитамак: Изд-во СГПИ, 1993.
  8. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.: Речь, 2001.
  9. Микляева А. В., Румянцева Я. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, профилактика. СПб.: Речь, 2004.
  10. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. 1998. №2. С. 11-18.
  11. Щербатых Ю. В. Экзаменационный стресс. Воронеж: Студия ИАН, 2000.

Школьная тревожность – диагностика и коррекция

.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.