Суицидальное поведение подростков как особый вид отклоняющегося поведения

Содержание:

  • Распознавание суицидальной опасности.
  • Факторы суицидального риска.
  • Индикаторы суицидального риска.
  • Средства решения проблем.
  • Определение степени суицидального риска.

Суицидальное поведение также относится к распространенной патологии поведения подростков. Именно в этом возрастном периоде оно отличается многообразием: это суицидальные мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки.

До 13-летнего возраста суицидальные попытки практически не встречаются. Начиная с 14-15 лет эта активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам. Эти возрастные границы совпадают с возрастом учащихся, обучающихся в старших классах и учреждениях начального и среднего профессионального образования. В связи с этим психологу необходимо очень внимательно отнестись к малейшим признакам предрасположенности того или иного подростка к суициду.

Для своевременного распознавания склонности к такой патологии и оказания психологической помощи специалист должен знать факторы суицидального риска, определять его степень, уметь оказать экстренную помощь при потенциальном суициде.

Немаловажную роль в работе психолога в этом направлении играет и просветительская работа с педагогами, которых необходимо проинформировать о тех особенностях личности и поведения подростков, которые могут спровоцировать суицидальную попытку.

Распознавание суицидальной опасности

Факторы суицидального риска

Многолетние исследования особенностей различных групп людей, покушающихся на самоубийство, выявили определенные медицинские, биографические и другие характеристики, связанные с суицидальным поведением.

Социально-демографические факторы
  • Пол — мужской (уровень суицидов у юношей в три-четыре раза выше, чем у девушек, в то время как у женщин уровень суицидальных попыток примерно в три раза выше).
  • Возраст — подростки и молодые люди 14—24 лет.
  • Семейная ситуация (непонимание со стороны родителей, безразличное отношение друг к другу и т. п.).

Медико-психологические факторы

1.            Психическая патология:
  • депрессия, особенно затяжной депрессивный эпизод в не
    давнем прошлом;
  • алкогольная зависимость;
  • зависимость от других психоактивных веществ;
  • расстройство личности;
  • циклоидная, сенситивная, эпилептоидная, истероидная акцентуации характера.

2.            Соматическая патология — тяжелое хроническое прогрессирующее заболевание:

  • врожденные и приобретенные уродства;
  • потеря физиологических функций (зрения, слуха, способности двигаться, утрата половой функции);
  • ВИЧ-инфекция.

Биографические факторы

  • Гомосексуальная ориентация (подростки обоего пола).
  • Суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом.
  • Суицидальное поведение родственников, близких, друзей,
    других значимых лиц (музыкальные кумиры и т. д.).

Следующие вопросы помогут вам точнее определить биографические факторы и их значение: Что случилось тогда? Что удержало тогда от суицидальной попытки? Пытался ли покончить с собой кто-либо из близких, друзей подростка? Есть ли человек, которым он восхищается (является для него примером), жив ли он? Как он умер?

Индикаторы суицидального риска

Это особенности сложившейся ситуации, настроения, когнитивной деятельности и высказываний человека, которые также увеличивают степень риска суицидального поведения.
Ситуационные индикаторы суицидального риска:

  • смерть любимого человека;
  • расставание с любимой(ым);
  • вынужденная социальная изоляция, особенно от друзей или семьи (переезд на новое место жительства);
  • сексуальное насилие;
  • нежелательная беременность;
  • позор, унижение — «потеря лица».

Вопросы: Какие события недавнего прошлого или происходящие в настоящее время в жизни подростка способствуют его суицидальной готовности? Как давно произошли негативные события? Что он предпринимал, чтобы справиться с ситуацией?

Для консультанта крайне важно не оценивать события с точки зрения своей системы ценностей, а понять, что это значит для самого подростка.

Поведенческие индикаторы суицидального риска:

  • злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
  • эскейп-реакции (уход из дома и т. п.);
  • изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
  • предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
  • «приведение дел в порядок» (письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей).

Вопросы: Как изменилось поведение подростка в последнее
время?

Информацию о поведенческих индикаторах можно получить скорее от близких ему людей, мастера производственного обучения, преподавателей и т. п.

Коммуникативные индикаторы суицидального риска:

  • разрешающие установки к суицидальному поведению;
  • негативная триада, характерная для депрессивных состояний: негативная оценка своей личности, окружающего мира и будущего;
  • «туннельное поведение» — неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы кроме суицида;
  • наличие суицидальных мыслей, намерений, планов; степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только редкие неопределенные мысли о самоубийстве или они постоянны, оформилось намерение совершить самоубийство, и появился конкретный план. Чем более обстоятельно разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации;
  • импульсивность как характерологическая черта играет важную роль в суицидальном поведении. Поэтому, когда мы имеем дело с подростком, важно помнить, что отсутствие суицидального плана в настоящее время ничего не говорит о степени суицидального риска;
  • существенное значение имеет доступность средств суицида
    (фармакологические препараты всегда под рукой или их еще нужно приобрести) и т. п. Подросток чаще использует жестокие средства суицида, такие как прыжки с высоты — в данном случае нет необходимости специально готовиться к суицидальному акту.

Подросток с любыми признаками суицидальной активности должен находиться под постоянным наблюдением взрослых, разумеется, это наблюдение должно быть неназойливым и тактичным. Подростка нельзя предоставлять самому себе.

Эмоциональные индикаторы суицидального риска:

  • амбивалентность по отношению к жизни;
  • депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, отчаяние;
  • переживание горя.

Вопросы: Как пациент чувствует себя в последнее время? Какое у него теперь настроение? Часто ли его охватывает отчаяние? Когда он в последний раз чувствовал сильную подавленность? Сколько времени это продолжалось?

Средства решения проблем

Это те «сильные стороны» человека, которые служат основой его жизнестойкости и увеличивают вероятность преодоления кризиса с позитивным балансом.

Внутренние ресурсы:

  • инстинкт самосохранения;
  • интеллект;
  • социальный опыт;
  • коммуникативный потенциал;
  • позитивный опыт решения проблем.

Внешние ресурсы:

  • поддержка семьи и друзей;
  • приверженность религии;
  • медицинская помощь;
  • индивидуальная психотерапевтическая программа.

Определение степени суицидального риска

Оценивая степень суицидального риска в настоящий момент и в перспективе, необходимо анализировать информацию об учащемся с учетом перечисленных выше факторов и индикаторов.

Пример: В. — юноша 18лет, учится на 2-м курсе профессионального лицея по специальности «технолог сварочного производства», учится плохо, часто прогуливает, никакого интереса к своей профессии не испытывает. Пользуется большой популярностью у девушек, любит хвастаться своими «похождениями», не курит, алкоголем не злоупотребляет, однако принимает «легкие» наркотики. Хроническими заболеваниями не страдает, явно выраженная истероидная акцентуация, обожает быть в центре внимания, чрезмерно следит за своей внешностью. Суицидальные попытки в праймом были, но имели демонстративный характер; у значимых лиц попыток не было.

У юноши неполная семья, отец ушел к другой, старший брат уехал в Германию, но связи с семьей не теряет, помогает деньгами матери и брату; престарелая мать (поздний ребенок в семье) больна неизлечимой болезнью. Практически В. предоставлен сам себе, мать не может оказывать на него воспитательного воздействия в силу болезни.

У юноши широкий круг общения, но настоящих друзей нет. Мальчики его недолюбливают, хотя и не показывают это открыто, в основном он общается с девушками, имеет кличку Казанова.

К своему здоровью относится наплевательски. В разговорах оправдывает самовольные уходы из жизни, считает, что жизнь — это игра. Временами чувствует бессмысленность существования, сам признается, что в такие моменты «под кайфом» может и покончить с этим «ярким миром, в котором правят деньги и власть» (по его словам).О средствах суицида говорит с улыбкой, предпочитая более «мягкие» таблетки, наркотики. В то же время строит планы на будущее, хочет бросить лицей и работать барменом. Желает быть на виду и испытать все краски жизни, хочет помочь материально матери купить дорогие таблетки, облегчающие ее страдания.

Для удобства можно использовать таблицу 1.

Таблица 1
Определение степени суицидального риска

Факторы и индикаторыНаличие факторов и индикаторов у подросткаПримечания
Пол Мужской
Дисгармоничность семьи Неполная семья, воспитывается матерью Мать неизлечимо больна
Медико-психологические факторы Хронических заболеваний нет, истероидная акцентуация
Гомосексуальная ориентация
Суицидальные попытки в прошлом (у подростка, у значимых лиц) 1 попытка в 15-летнем возрасте
Смерть близких
Расставание с любимым(ой)
Вынужденная социальная изоляция
Сексуальное насилие
Нежелательная беременность
«Потеря лица»
Злоупотребление психоактивными веществами Употребляет «легкие» наркотики
Эскейп -реакции в прошлом Несколько раз уходил из дома -любовные похождения
Снижение повседневной активности
Изменение привычек
Предпочтение тем смерти и самоубийства
«Приведение дел в порядок»
Разрешающие установки к суициду +
«Негативная триада»           о себе                                —
о настоящей жизни               +/- Время от времени случается
о будущем                          +/- Время от времени случается
«Туннельное видение»

Наличие суицидальных мыслей, намерений, планов. Депрессивное настроение Суицидальные мысли
Амбивалентные чувства по отношению к жизни +
Переживание горя
Ресурсы (средства преодоления кризиса) Наличие ресурсов у подростка
Внутренние ресурсы: инстинкт самосохранения; +
интеллект; невысокий
социальный опыт;
коммуникативный потенциал; +
позитивный опыт решения проблем. ?
Внешние ресурсы: поддержка семьи и друзей; +
приверженность религии;
медицинская помощь
индивидуальная психотерапевтическая программа. ? +

Заключение:   Риск суицидальной попытки достаточно велик. Необходима работа по коррекции морально- нравственной сферы.

Таким образом, мы сделали вывод о достаточно высокой склонности учащегося к суициду. Использование таблицы помогает структурировать информацию, представить ее в сжатом и наглядном виде, а также облегчает хранение данных. Такие карты  целесообразно заводить на всех учащихся, у которых диагностируется склонность к суициду.

Немаловажную роль в работе по выявлению лиц, склонных к суицидальному риску, может оказать мастер производственного обучения и преподаватели в связи с возможностью систематического наблюдения за учащимися на уроках и во внеурочное время (различные мероприятия, колхозные работы, поездки, общение с семьями учащихся).

Суицидальное поведение как особый вид отклоняющегося поведения подростков


На ту же тему:

Похожие статьи

Комментарии закрыты.