Улыбнись жизни! Профилактика суицида в школе

Проблема суицида, как никогда, остро стоит в нашем обществе. Что толкает людей к такому страшному шагу, как сведение счетов с жизнью? Проблемы в личных отношениях, материальные трудности, страх перед будущим, безответная любовь? Наверное, причины каждого случая нужно рассматривать отдельно. Но есть несколько моментов, которые присутствуют, наверное, почти в каждом случае совершенного суицида: отсутствие рядом человека, который смог бы вовремя выслушать, понять, принять и просто физически не допустить этого, и потеря веры в положительные изменения в собственной жизни.

К сожалению, среди так называемых суицидентов большой процент подростков и молодых людей. Еще толком не распробовав вкус жизни, они приходят к выводу, что в ней нет ничего интересного, обнадеживающего, что она полна проблем, одиночества, страхов…

На психологов, работающих в образовании, возлагают большие надежды в вопросах профилактики суицидального поведения подрастающего поколения. Конечно, эти специалисты владеют определенным багажом методов и приемов, с помощью которых можно определить степень склонности человека к самоубийству, оказать необходимую помощь и предотвратить ужасный шаг. Следует отметить, что работа эта очень тонкая и деликатная, так как человек, который стоит на пороге жизни и смерти, может проявлять безразличие ко всему, что происходит вокруг него, и ко всем, кто его окружает, и может быть чрезмерно чувствительным к любому шагу в его сторону. Излишнее внимание тоже способно сыграть и с клиентом, и с психологом злую шутку.

За много лет работы в школе нам приходилось сталкиваться с подростками, которые, как им казалось, были загнаны в тупик определенными обстоятельствами; уйти из жизни было, на их взгляд, единственным решением. Мы работали также с родителями и близкими как людей с суицидальным поведением, так и тех, кто уже совершил попытку суицида. Работу с данными категориями клиентов хорошо описывает кризисная психология. А в этой статье мы бы хотели поделиться своим опытом профилактики этого трагического социального явления.

Основная цель нашей работы по данному направлению — способствовать формированию позитивного мышления (отношения к жизни) у всех участников образовательного процесса. Реализуем мы эту цель через тематические групповые занятия, семинары, игры, создавая мультимедийные презентации, готовя и проводя школьные радиоэфиры, а также демонстрируем позитивное мышление на личном примере, принимая участие в КВНах, музыкальных концертах и проектах, при неформальном общении с коллегами и учащимися. Большой популярностью у школьников пользуются различные тематические акции. Уже несколько лет два раза в год в нашей школе проводятся Дни позитива. Первый раз — осенью, в рамках Всемирного дня борьбы с суицидом (8 сентября), а второй раз — в конце марта, с целью профилактики сезонной депрессии.

Вашему вниманию мы предлагаем набор форм и методов, с помощью которых можно провести подобного рода мероприятия в ваших школах. Большую помощь при подготовке акций оказывает Интернет. Там создана большая коллекция мотиваторов, которые мы используем при создании презентаций, раздаточного материала и при оформлении школы.

ДЕНЬ ПОЗИТИВА

Подготовительный этап

1. Создание творческой команды

К подготовке и проведению акций мы привлекаем учеников школы. Это, как правило, актив школьного самоуправления, а также ребята, которые требуют особого педагогического внимания. Желательно, чтобы ребята-волонтеры имели отличительные атрибуты. Это могут быть значки, бейджи, майки, кепки, яркие напульсники, галстуки или что-то еще.

2. Разработка акции

Каждая наша акция имеет девиз. Например: «Мой статус: смотрю на жизнь позитивно!» Также мы стараемся выбирать и придумывать несложные техники и использовать материалы, которые находятся под руками и не требуют больших финансовых затрат. Составление плана проведения акции.

3. Подготовка презентаций о позитивном отношении к различным жизненным ситуациям
Одинокий ребенок
Такую форму работы можно использовать как способ коррекции, поручив создание тематических мультимедийных роликов ребятам, которые имеют склонность к суициду или по каким-то причинам эмоционально угнетены. Другой вариант — конкурс среди классов или отдельных авторов на лучшую презентацию на тему, например, «И жизнь хороша, и жить хорошо!». Презентации и ролики готовятся заранее и в день проведения акции транслируются на информационных панелях, которые размещены в фойе школы. Можно предложить ребятам разработать и выпустить информационный буклет на данную тематику.

4. «Позитив через объектив»

Это название фотомарафона, который стартует за пару недель до дня проведения акции. В фотомарафоне могут принять участие как ученики школы, так и учителя и родители. На фотографии должно быть запечатлено все то, что, по мнению автора, может вызвать позитивные эмоции. Фотографии в электронном виде могут транслироваться, как и презентации, на информационных панелях в День позитива.
Другой вариант — оформление фотовыставки. Фотографии заранее просматривают организаторы с целью отбора тех, которые соответствуют тематике акции.

5. Реклама акции

Накануне Дня позитива по школе развешиваются рекламные листовки с программой данного мероприятия. Эта же информация транслируется по школьному радио и публикуется на школьном сайте (см. приложение).

6. Оформление школы

Для создания праздничной атмосферы в образовательном учреждении мы используем воздушные шары, картинки-мотиваторы, шуточные высказывания, которые можно прикрепить на стены и двери кабинетов.

Основной этап

 

1. Радиоэфир

В день акции на переменах звучит музыка, создающая радостную атмосферу, транслируются школьные новости, программа акции, притчи. Можно провести радиоэфир по заявкам. Такой вариант пользуется успехом не только у ребят, но и у педагогов. Слушатели с удовольствием передают друг для друга (и для классов) приветы, поздравления, песни.

2. «Поделись улыбкою своей»

На переменах в фойе школы работает «Солнечный фотограф». В его роли может выступать и кто-то из сотрудников школы, и старшеклассник, который увлекается фотоделом. Он фотографирует всех желающих, и эти фотографии транслируются на информационных панелях. Главное условие для фотомоделей — радостная улыбка!

3. «Позитивный оракул»

Эту форму работы мы использовали для педагогов на переменах и проводили в учительской. Но ее можно также применять при работе со старшеклассниками и родителями. Заранее готовятся жизнеутверждающие высказывания или положительные суждения. Они распечатываются (выписываются) на отдельных листках бумаги, которые затем сворачиваются и складываются в одну емкость. Педагогам предлагается задать себе какой-либо актуальный вопрос или вспомнить какое-то важное желание и достать из сосуда метафорический ответ.

4. Площадка «Солнце спрятано в каждом!»

Здесь работают волонтеры, которые красками и гримом рисуют на лицах всех желающих смайлик или солнышко. Эту площадку очень любят младшие школьники. В процессе рисования художники говорят о том, что солнечное настроение зависит не только от погоды, но и от улыбок людей, хороших поступков, приятных событий. Каждый человек может сиять, как солнце, и дарить тепло и радость окружающим.

5. «Сделаем жизнь цветной»

В фойе на полу из обычных черно-белых газет выкладывается линия — метафорическая дорога жизни. Для того чтобы удобно было работать, газеты между собой соединяются скотчем или клеем. Всем участникам акции предлагается раскрасить эту дорогу жизни разными красками, которые ассоциируются с приятными и важными событиями, хорошим настроением, положительными эмоциями и пр. Изобразительные средства желательно подготовить заранее. Это могут быть акварельные краски или гуашь, маркеры, восковые мелки.

6. «Коллекция теплых слов»

Для данной техники понадобится один или несколько (в зависимости от активности участников акции) листов ватмана. Листы крепятся на стену или специальные подставки, около них на переменах дежурят волонтеры. Волонтеры объясняют участникам, что в рамках проводимой акции создается коллекция теплых слов. Ребята могут записать на лист слова или фразы, от которых на душе становится теплее, которые могут поддержать в трудную минуту, заставить улыбнуться.

7. Флэшмоб «Улыбнись жизни, ты ей нравишься»

Группа волонтеров перемещается по школе, приветствуя всех кричалками-мотиваторами и запуская в воздух мыльные пузыри.

Заключительный этап

 

1. В «Корзине отзывов» все участники могут оставить свой отзыв о проведенном дне, закончив предложение: «Сегодняшний день для меня…»
2. Оформляется «Коллекция теплых слов» и размещается на информационных стендах в фойе и в учительской, а также на сайте школы.
3. Позитивные презентации, созданные участниками акции, используются в дальнейшем педагогами на классных часах.
4. С группой волонтеров проводится обсуждение акции, выделяются наиболее интересные моменты и то, от чего можно было бы отказаться при проведении следующих акций.

Это лишь небольшая часть техник и мероприятий, которые можно проводить в День позитива. Здесь мы не описывали стандартные опросы, которыми стараемся охватить всех участников образовательного процесса, тематические встречи с родителями и педагогами по проблеме суицида. Во-первых, потому что уверены: в практической копилке наших коллег такие формы работы занимают достаточно места, а во-вторых, потому что это заслуживает отдельной статьи. Мы предложили вашему вниманию то, чем сами стали пользоваться относительно недавно, и считаем это интересным и полезным. Если активность участия в такой акции высокая, то День позитива может плавно перерасти в Позитивную неделю. И в завершение мы хотим пожелать вам с улыбкой встречать каждый новый день, любить то, чем занимаетесь, и заниматься тем, что любите!

 

Приложение

Обращение к участникам акции

20 марта в нашей школе проходит День позитива под девизом:
«Пусть всегда будет солнце!»

В нашей программе:

«Коллекция теплых слов».

На специально подготовленный лист ватмана вы можете вписать слова, от которых в трудную или грустную минуту становится светлее и теплее на душе!  Давайте вместе создадим коллекцию таких ВАЖНЫХ и ДОБРЫХ СЛОВ!

«Солнце спрятано в каждом!» — наши позитивные художники предлагают с помощью красок и кисточки нарисовать на вашем лице солнце! Если вам эта идея по душе — ищите наших художников и становитесь в очередь!

«Поделись улыбкою своей!» На большой перемене в холле школы будет работать

Солнечный фотограф, который с радостью сфотографирует ваше позитивное настроение, и уже через урок все смогут это увидеть на наших плазмах!

«Банан». Приглашаем принять участие в энерджайзере—игре, которая поднимет вам настроение и зарядит энергией! Присоединяйтесь к нашим аниматорам!

«Иду по жизни легко!» Уважаемые педагоги! Для вас мы подготовили сюрприз — прекрасную уникальную возможность сделать вашу жизнь гармоничнее, ярче, радостнее! Более подробно об этом вы узнаете в учительской на большой перемене! На личном опыте проверено, что пускать мыльные пузыри в большой компании — очень увлекательное занятие! И если у вас совершенно случайно в школьной сумке оказалась баночка с мыльными пузырями — то приглашаем на большой перемене присоединиться к нам!

ХОРОШЕГО ВАМ НАСТРОЕНИЯ!

 

Ирина СУКАЛО, Людмила МАХОВА
педагоги-психологи, ГУО «СШ № 161», г. Минск, Республика Беларусь

Улыбнись жизни! Профилактика суицида в школе.



На ту же тему:
Профилактика суицида в школе. Семинар для педагогов
Суицид. Как предотвратить самоубийство? — презентация
Диагностика суицидального риска. Подборка методик
Похожие статьи
1 Комментарий
  1. Никелла говорит

    Очень интересно, спасибо за идею!!!

Комментарии закрыты.