Самоактуализация человека по А. Маслоу

0
Содержание:
Читайте также:

Самоактуализация человека это ключевое понятие гуманистической психологии А. Маслоу. Маслоу предпочитал термин самоактуализация таким выражениям, как психологическое здоровье (или недуг). Его термин обозначает полное развитие человеческого потенциала, основанного на биологической природе. Он подразумевает полноценный потенциал человечности. В отличие от термина приспособляемость, данный термин не означает приспособления к какой-то отдельной культурной ситуации. Маслоу (Maslow, 1968b) предложил не употреблять слово «болезнь», а говорить о «человеческом спаде или задержке» — хотя бы в плане психологии. С его точки зрения, болезнь поражает человека, когда тот отрицает свой внутренний потенциал, идя против собственной природы. То же самое отмечала Карен Хорни, когда описывала отчуждение от реального «я» при неврозе, и Маслоу отдавал ей должное как теоретику, чьи идеи совпадали с направлением, которое он отстаивал для психологии.

После удовлетворения основных потребностей человека (первые четыре уровня иерархии потребностей) мотивация направляется в сторону самоактуализации, которую Маслоу определил (Maslow, 1968b) как

непрерывную актуализацию потенциалов, способностей и талантов, как исполнение миссии (или зова, рока, судьбы или призвания), как более полное знание и принятие человеком своей собственной внутренней природы, как непрекращающееся стремление к внутреннему единству, интеграции, или синергии.

Маслоу (Maslow, 1954/1987) был убежден в необходимости для психологии изучать ее самых здоровых, самых развитых людей, если она хочет познать человеческий потенциал. Он замечал, что

здоровые люди настолько отличаются от среднестатистических — и не только количественно, но и качественно, — что они порождают два очень различных вида психологии. Все больше и больше становится ясным, что изучение ущербных, мелких, незрелых и нездоровых субъектов способно породить лишь ущербную психологию и ущербную философию. Изучение самоактуализирующихся людей должно быть основой для более универсальной психологической науки.

Маслоу сообщил об исследовании самоактуализирующихся людей, отобранных среди его личных друзей и знакомых и из числа общественных деятелей, как современных, так и исторических. При опросе около 3000 студентов колледжа он нашел всего одного субъекта, который удовлетворял его критерию самоактуализации. Это неудивительно, так как самоактуализирующимися становятся совсем немногие, и выборка по студенческой молодежи вряд ли могла включать в себя лиц, достигших этого уровня личностного роста. Маслоу (Maslow, 1968b) утверждал, что самоактуализирующимися являются менее 1% всех людей.

Конечно, его решение насчет того, был ли или не был самоактуализирующимся тот или иной человек, имело субъективный характер. Там, где это казалось уместным, он подключал тесты Роршаха (что, конечно, не касалось исторических фигур). На раннем этапе своих наблюдений он обнаружил, что «Предполагаемые испытуемые, узнав о цели исследования, проявляли сознательность, замыкались, высмеивали всю затею или разрывали отношения. В результате этого первого опыта все более пожилые испытуемые изучались косвенно, а на деле — почти украдкой» (Maslow, 1954/1987).

В число общественных деятелей Маслоу включил Авраама Линкольна и Томаса Джефферсона, самоактуализированность которых не вызывала сомнений, и еще семерых, о которых сказал, что они «скорее всего» были самоактуализирующимися: Альберта Эйнштейна, Элеанор Рузвельт, Джейн Аддамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Бенедикта де Спинозу. Поименное перечисление индивидов как образчиков душевного здоровья показательно для читателей, так как легче рассматривать прототипы, чем абстрактные концепции. Изучение индивидов, в данном случае — Элеанор Рузвельт, обнажает и те особенности, которые не отражаются в показателях самоактуализации, выведенных на основании самоотчетов, среди которых можно назвать центрированность на проблемах и сострадание, а также черты, упущенные описанием Маслоу — например, смирен не и справедливость (Piechowski & Tyska, 1982). Однако описывать индивидов с точки зрения их самоактуализации — рискованная стратегия. Эверетт Шостром (Shostrom, 1972), когда писал для широкой аудитории, назвал Ричарда Никсона, находившегося тогда в зените своей президентской славы, примером самоактуализировавшегося человека. Последующий Уотергейтский скандал, приведший Никсона к отставке во избежание импичмента, дискредитировал эту оценку и высветил опасность приравнивания публичного успеха к самоактуализации (Anderson, 1975; Shostrom, 1975). Концепция самоактуализации трудна для точного определения. Психологи могут ошибочно назвать самоактуализирующимися успешных людей. На самом деле многие успешные люди не удовлетворяют критериям Маслоу. Самоактуализация по Маслоу

Характеристики самоактуализирующегося человека

Основываясь на своих наблюдениях, Маслоу идентифицировал ряд характеристик самоактуализирующихся людей.         

Эффективное восприятие реальности     

Самоактуализирующиеся люди обладают «необычной способностью распознавать в личности фальшь, неискренность и лживость и в целом судить о людях корректно и эффективно» (Maslow, 1954/1987). В отличие от других людей, они не склонны обманываться своими собственными защитными механизмами, желаниями, ожиданиями или стереотипами. Скорее, подобно мальчику из сказки, они увидят, что король-то голый, если это действительно так. Возможно, эта зоркость развивается благодаря тому, что их не отпугивает неизвестное, а фокус их внимания не сужен суетными потребностями (Maslow, 1955).

Принятие

Самоактуализирующиеся субъекты Маслоу больше принимали себя, других и при роду, чем принимает среднестатистический человек, включая принятие своего «животного уровня»; они хорошо едят, хорошо спят и получают удовольствие от секса. Они принимают и дурное и доброе, являясь, таким образом, терпимыми. Исследование предполагает, что самоактуализирующиеся люди (что проявляется в малом расхождении между «я» и идеальным «я») меньше боятся смерти (Neimeyer, 1985а). Атрибут alt

Самоактуализирующиеся люди ведут себя спонтанно, просто и естественно, хотя внешне, как правило, не выделяются. Эта спонтанность проистекает из тесного контакта с внутренними импульсами и субъективными переживаниями. Они не прячутся за социальной маской. Исследование обнаруживает, что у пожилых женщин самоактуализация (измеренная при помощи Опросника личностной ориентации) позитивно коррелирует с импульсивностью, но этого не наблюдается среди мужчин (Plouffe & Gravelie, 1989).

Центрированность на проблемах

Самоактуализирующиеся люди фокусируются на внешних проблемах. Они центрированы на проблемах, а не на себе. Задачи могут проистекать из чувства общественного долга.

Потребность в приватности (уединении)

Самоактуализирующиеся люди больше, чем большинство людей, любят уединение. Маслоу высказал предположение, что они легче, чем другие люди, переносят сенсорную депривацию (осуществленную экспериментальными психологами). Они способны на глубокую концентрацию и живут своим умом, не позволяя другим принимать решения за них.

Независимость от культуры и окружения (автономия)

Самоактуализирующиеся люди не зависят от других людей или окружающего мира в удовлетворении своих потребностей. Они «самодостаточны» и жизнерадостны перед лицом трудностей. Благодаря тому, что самоактуализирующпйся человек мотивирован внутренними потребностями вместо того, чтобы реагировать на внешние воздействия, он ощущает большую «психологическую свободу» (Maslow, 1968b).

Свежесть оценки

В самоактуализирующихся индивидах всегда живо чувство благоговейного удивления перед жизнью. Оно может вызываться эстетическими переживаниями, социальными встречами или другими причинами. Многим испытуемым Маслоу сексуальное наслаждение придавало «те жизненные силы и обновление, которые некоторые люди черпают из музыки или природы» (Maslow, 1954/1987).

Вершинные переживания

Наверное, самой известной характеристикой из описанных Маслоу является способность к мистическим переживаниям, которые он назвал вершинными переживаниями. Маслоу (Maslow, 1954/1987) описывал их как

чувства бескрайних горизонтов, открытых взору; одновременное ощущение себя более могущественным и более беспомощным, чем когда-либо прежде; чувство великого экстаза, и удивления, и трепета; утрата места во времени и пространстве в сочетании наконец с убежденностью в том, что произошло нечто исключительно важное и ценное, так что подобные переживания даже в обычной жизни трансформируют и укрепляют субъекта.

Такие переживания могут порождаться многими событиями. Иногда они возникают как реакция на природу; иногда имеют религиозный характер; иногда наступают в процессе медитации, а иногда даже сопровождают сексуальную близость. Однако не все самоактуализирующиеся люди «покоряют вершины» — последнее выпадает на долю людей поэтического, музыкального, философского и религиозного склада. Вершины недоступны более практичным индивидам, занятым в социальном мире в сфере реформ, политики и прочих земных областях. Все говорит за то, что Маслоу больше восхищался покорителями вершин, которых называл «трансцендирующими», нежели теми, кто не входил в их число, именуя таких людей «просто здоровыми».

Люди часто не сообщают о своих вершинных переживаниях, ибо те носят очень личный характер (Davis, Lockwood & Wright, 1991). Гэйл Прайветт (Privette, 1983, 1985, 1986) пишет, что сообщениям о вершинных переживаниях присуще отчетливое выражение «радости, совершенства и неизбывной значимости… а для некоторых — духовной… ясности процесса, отличающегося сосредоточенностью, смыслом, ощущением “я”, свободой и непосредственностью» (Privette, 1986). Хотя само по себе вершинное переживание преходяще, оно зачастую оказывает стойкий эффект, который способен даже перевернуть всю жизнь (Lanier et al., 1996).

Описанные в самоотчетах вершинные переживания коррелируют с восприимчивостью к гипнозу и романтической любовью (Mathes, 1982). Ответ на нерешенные вопросы могло бы дать дополнительное исследование измененных состояний сознания в их отношении к душевному здоровью. Студенты, художники и риэлторы, невзирая на различия в возрасте и поворотных жизненных ситуациях, описывают вершинные переживания одними и теми же словами (Lanier et al., 1996; Yeagle, Privette & Dunham, 1989). Являются ли эта вершинные переживания попросту следствием совершенного выполнения неких действий? Нет. То, как субъекты описывают вершинные переживания, отличается от описываемых ими же вершинных достижений, в случае которых они отлично выполняли свою работу (Privette & Bundrick, 1987). Эти попытки количественно измерить субъективные переживания достойны похвал, однако неясно, с чем именно совпадают вершинные переживания Маслоу: с этими субъективными переживаниями или с описаниями, основанными на межличностной коммуникации (Gordon, 1985), или на опыте обитателей йогического ашрама (Wilson & Spencer, 1990).

Маслоу не говорил, будто вершинные переживания бывают только у самоактуализирующихся людей, но он утверждал, что среди таких индивидов они встречаются чаще (Daniels, 1982; Maslow, 1968b, 1969). В своих поздних теоретических рассуждениях Маслоу признавал, что некоторые люди испытывают вершинные переживания в детстве, когда они еще не могут быть самоактуализирующимся, что подтверждается ретроспективными сообщениями взрослых (Hoffman, 1998). Стамателос (Stamatelos, 1984) сообщает, что вершинные переживания могут испытывать даже умственно отсталые. Наверное, такие эпизоды следует отнести к исключениям, о которых Маслоу упоминал, замечая, что не все вершинные переживания являются подлинным «осознанием бытия», то есть свидетельством о самоактуализации (Maslow, 1968b). При всей оправданности мнения, согласно которому некоторые люди, остановившиеся на низших уровнях развития, должны быть слишком косными, чтобы позволить себе переживать измененные состояния, которые Маслоу описал как вершинные переживания, нет никаких данных за то, что эти переживания свойственны исключительно самоактуализирующимся людям.

Человеческое родство

Самоактуализирующиеся люди идентифицируют себя с человеческими существами вообще, испытывая чувство родства с человеческой расой. Они лишены предвзятости благодаря тому, что отождествляют себя со всеми людьми, а не с какой то отдельной группой.

Скромность и уважение

Самоактуализирующиеся люди скромны и чувствуют, что могут многому научиться у других людей, даже у представителей иного класса или расы. Они не авторитарны, демократичны и не настаивают на поддержании своего превосходного положения.

Межличностные отношения

Самоактуализирующиеся люди способны к «большему единению, большей любви, более совершенной идентификации, большему стиранию границ между эго, чем сочли бы возможным другие люди» (Maslow, 1954/1987). Однако они проводят разграничения, выискивая других самоактуализирующихся людей, и потому поддерживают тесные отношения лишь с немногими, избегая более широких, но поверхностных связей. Они также притягивают к себе поклонников, которые могут быть абсолютно им преданы и даже становиться учениками, хотя самоактуализированнные люди не поощряют этого почитания.

Этика и ценности

Самоактуализирующиеся люди обладают прочными этическими стандартами, хотя последние часто не являются привычными стандартами правды и кривды. Их не волнует то, что Маслоу (Maslow, 1954/1987) рассматривал как тривиальные этические вопросы — например, «игра в карты, танцы, короткие юбки, обнажение головы (в некоторых храмах) или сохранение ее покрытой (в других), употребление вина или поедание мяса одних, но никак не других животных, или вкушение его лишь в определенные дни». Их ценности вырастают из принятия человеческой вообще и своей собственной природы, включая собственный уникальный потенциал.

Разграничение между целями и средствами

Субъекты Маслоу были четко сфокусированы на конечных целях своих усилий и подчиняли этим целям средства. Тем не менее они могли оценить удовольствие, приносимое средствами.

Чувство юмора

Самоактуализирующиеся индивиды обладают безобидным чувством юмора и не высмеивают людей. Их чувство юмора отличается большей философичностью, чем то же чувство у большинства людей; оно касается условий человеческого существования. Хотя в целом субъекты Маслоу были больше серьезными, чем склонными к шутке.

Креативность

Креативность — единственная характеристика, которая, по словам Маслоу, была присуща всем его самоактуализирующимся субъектам без исключения. Он понимал креативность не в том смысле, в каком зачастую понимаем ее мы. Она не обязательно требует какого-либо творческого продукта типа произведения искусе i па или музыки — того, что Маслоу (Maslow, 1954/1987) называет «креативноестью». связанной с особым талантом» в противоположность «самоактуализирующеш я креативности». «Могут быть творческие сапожники, или плотники, или клерки Креативность можно увидеть даже в ребенке».

Хотя креативность Маслоу не требует выражения в традиционных искусствах, для многих людей последние могут стимулировать такую креативность и самоактуализацию. Например, результаты одного исследования показывают, что художественная деятельность стимулирует принятие себя и открытость — два важных аспекта самоактуализации (Manheim, 1998). Исследователи сообщают о корреляции между показателями самоактуализации и креативности, включая оцененную креативность писательских и художественных проектов (Buckmaster & Davis, 1985) и креативность, измеренную в письменном тесте (Runco, Ebersole & Mia/, 1991). Креативность самоактуализировавшегося человека естественно развивавается из прочих характеристик: спонтанности, устойчивости к окультуриванию, эффективности восприятия и т. д. Эта способность свойственна всем детям, но многими утрачивается по мере того, как ранняя креативность замещается неврозами и тем, что психоаналитики называют вторичным процессом (Maslow, 1958).

Устойчивость к «окультуриванию»

Самоактуализирующиеся люди не «приспосабливаются» к обществу за счет собственного характера, а «сохраняют определенную внутреннюю отдаленность (и культуры, в которую погружены» (Maslow, 1954/1987). Они традиционны, когда это легче или не столь разрушительно, но это поверхностная адаптация, которая с готовностью отступает перед их автономной натурой. В других случаях на них не так-то легко повлиять. При выполнении теста на умозаключения студенты, продемонстрировавшие высокие показатели самоактуализации, пребывали под меньшим влиянием утверждений, которые подводили их к оценке своих действий как слабых или удачных, нежели те, которые были не столь самоактуализировавшимися (Bordages, 1989).

Разрешение дихотомий

Самоактуализирующиеся люди не мыслят в понятиях «или—или», как это часто делают менее здоровые люди. Маслоу (Maslow, 1954/1987) предложил несколько примеров дихотомий, которые уже не кажутся таковыми самоактуализирующимся людям, например: рассудок—эмоции, эгоистично—неэгоистично, серьезно смешно и мужское—женское. Вместо того чтобы усматривать конфликт между благом для индивида и тем, что служит обществу, они рассматривают то и другое как действующее совместно, «синергично» (Maslow, 1964). Это слияние личных и общественных интересов может возникнуть и на культурном уровне, ведя к лучшему общественному устройству, утопии, или, если воспользоваться термином, который предпочитал Маслоу, Эупсихее. Сознательно мысля и действуя в духе синергии, высокоразвитые люди могут помочь разрешить некоторые социальные проблемы, порожденные менее развитым, дихотомическим мышлением (Carlsen, 1996).

Несмотря на то, что его испытуемые отличались столь многими замечательными качествами, Маслоу (Maslow, 1954/1987) не считал их совершенными.

Им тоже свойственны глупые, расточительные или бездумные привычки. Они могут быть занудными, упрямыми, раздражающими. Они ни в коей мере не свободны от весьма поверхностной суеты, гордыни, пристрастности к своим творениям, семье, друзьям и детям. Не является редкостью и потеря самообладания.

А в силу своей автономии они «периодически способны на экстраординарную и неожиданную безжалостность» — например, разрывают дружбу или брак или быстро (слишком быстро, сказало бы большинство людей) оправляются от смерти любимого человека.

Список характеристик самоактуализирующихся людей, составленный Маслоу, служит описанием душевного здоровья; того, чем люди станут, если полноценно реализуют свой потенциал. Уиллард Миттельман (Mittelman, 1991) интерпретировал эти характеристики как следствие «открытости» личности, имея в виду, что такой человек не прибегает к защите, когда впитывает информацию и переживания.

Измерение и исследование самоактуализации

Маслоу не слишком старался разработать инструменты измерения, предпочитая в основном вести более целостные наблюдения за людьми в соответствии с его концепцией рецептивного, или даоского, научного метода. Однако он сотрудничал со своей женой в разработке Арт-Теста Маслоу «для проверки холистического восприятия и интуиции путем тестирования способности определять стиль художника» (Maslow, 1966). Эта способность, которую, вероятно, можно описать как интуитивный когнитивный стиль, не обязательно улучшается подготовкой в сфере искусств, а иногда может даже ослаблена ею. Маслоу ценил измерявшуюся в тесте рецептивную способность и полагал, что она, в сочетании с умением мыслить абстрактными, номотетическими понятиями традиционной науки, могла бы позволить психологам разработать новый подход, который он рисовал в своем воображении.

Маслоу (Maslow, 1968b) сознавал, что его идеи пребывали на ранних стадиях научной валидизации. Он признавал, что его труды «полны утверждений, которые основаны на пилотных исследованиях, отрывочных свидетельствах, личном наблюдении, теоретической дедукции и голой интуиции… Это гипотезы, то есть то, что подлежит проверке, а не истины в последней инстанции». Другие ученые подкрепили эти идеи следующим логическим шагом. Ключевое понятие в теории Маслоу — самоактуализация. Если Маслоу исследовал этот конструкт в наблюдениях, а не через формальные измерения, то другие попытались оценить самоактуализацию при помощи опросника.

Опросник личностной ориентации

Опросник личностной ориентации (РОГ) (Shostrom, 1964) представляет собой опросник из 150 утверждений альтернативного выбора, который содержит две главные шкалы, выведенные из теории Маслоу. По шкале Направленности на себя измеряется степень, в которой субъект обеспечивает поддержку себе самому (по контрасту с обращенностью к другим).

Шкала Компетентности во времени подзывает степень, в которой субъект живет в настоящем. Кроме этого, имеются субшкалы для измерения ценностей самоактуализации, экзистенциальности, эмоциональной реактивности, спонтанности, заботы о собственных интересах, самопринятия, природы людей, синергии, принятия агрессии и способности к близким отношениям.

Эверетт Шостром (Shostrom, 1964) описывал, что в его опроснике проводилось разграничение между группами, признанными клиницистами как самоактуализиующиеся и несамоактуализирующиеся, и что в процессе психотерапии произошли значительные изменения в итоговых баллах. В ряде работ POI получил подтверждение через ключевое групповое исследование: группы, считавшиеся более самоактуализирующимися, продемонстрировали более высокие показатели, чем те, что расценивались как менее самоактуализирующиеся. Например, баллы терапевтических больных были выше баллов алкоголиков, баллы которых были выше баллов шизофреников (Murphy, DeWolfe & Mozdzierz, 1984). При синтезе данных многих исследований, проведенных в различных группах, метаанализ подтверждает прогноз, согласно которому группы, считавшиеся более самоактуализирущимися, изменяются в соответствии с результатами обследования по POI  (Hattie Cooksey, 1984). Группы, прошедшие подготовку (консультанты) или имевшие опыт групп встреч, в целом продемонстрировали более высокие показатели, нежели беспорядочно выбранные взрослые, а смешанные группы в целом набирали более низкие баллы.

Исследователи часто использовали Опросник личностной ориентации в качестве ключевого мерила психического здоровья. Показатели повышаются в результате терапевтических вмешательств, включая группы центрированного на клиентах тренинга для студентов-консультантов (Elizabeth, 1983); изучение гештальт-терапии на постоянной основе как противоположное сжатому летнему курсу, который был не столь успешным (Peterson-CoQney, 1987); тренинг нейролингивистическо-программирования (Duncan, Konefal & Spechler, 1990); медитацию (Delmonte, 184); литературу по психологической самопомощи (Forest, 1987); и физические упражнения (Gondola & Tuckman, 1985). Однако возрастание баллов обнаруживается не всегда (Giltinan, 1990).

Опросник личностной ориентации позитивно коррелирует с другими показателями психического здоровья, включая Тест на выносливость (Campbell, Amerikanei, Swank & Vincent, 1989), сложность концептуальных структур (Hageseth & Schmidt, 82), креативность (Yonge, 1975) и уверенность в себе (Ramanaiah, Heerboth & Jinkerson, 1985). Есть некоторые свидетельства в пользу того, что самоактуализая по POI коррелирует с большей духовностью, измеренной в письменном тесте Tloczynski, Knoll & Fitch, 1997). Те лица из брачных пар, которые набрали более высокие баллы, сообщают также о большем удовольствии от секса (McCann & Biaggio, 1989). Была разработана краткая версия Опросника личностной ориентации и, состоящая всего из 15 пунктов (Jones & Crandall, 1986), равно как и другие показатели самоактуализации (например, Buckmaster & Davis, 1985; Sumerlin & Bundrick, 1996, 1998), но ни один из них не используется так широко, как POI.

Препятствия к самоактуализации

Если самоактуализация — это врожденный потенциал, то почему он не развивается у всех? Человеческие существа постоянно сталкиваются с ситуациями, в которых должны выбирать между ростом и безопасностью. Выбор безопасности взывает к себе, но только выбор роста приближает нас к самоактуализации. Если мы думаем не об опасностях роста, а о позитивных влечениях и о возможной скуке вместо социального одобрения того, что представляется безопасным выбором, то наши выборы чаще будут продвигать нас в направлении самоактуализации. Родители, чтобы побудить детей к такому выбору, должны иметь мудрость избегать как гиперопеки (которая ориентирует детей к безопасности), так и чрезмерного одобрения (которое фокусирует ребенка на чужом мнении вместо собственного переживания). Когда все идет хорошо, ребенок открывает, что выбор роста предлагает развлечение, а выбор безопасности приводит к скуке. В обстоятельствах не столь идеальных выбор роста кажется опасным, а выбор безопасности сулит одобрение (рис. 2).

Выбор между безопасностью и ростом
Выбор между безопасностью и ростом. По Maslow, 1962

Этот постулат подтверждается исследованием, которое сообщает о более низких уровнях подверженности скуке по шкале самоотчета среди студентов с высокими показателями Краткого индекса самоактуализации (McLeod & Vodanovich, 1991).

Помимо этой внутрипсихической тяги к самоактуализации есть и другие причины, по которым самоактуализация встречается не часто. Потребности высшего порядка развиваются лишь тогда, когда благоприятные внешние условия (такие, как адекватное питание и жилье) позволяют удовлетворить более ранние потребности. Кроме того, потребности высшего порядка слабее потребностей низшего порядка, поэтому им приходится соперничать с ними.

Внешние силы могут затмить наши внутренние мотивации с большей легкостью, чем мотивации у животных.

У людей больше пет инстинктов в животном смысле — могущественных, безошибочных внутренних голосов, которые недвусмысленно подсказывают, что, когда, где, как  и с кем делать. Все, что у нас осталось, это пережитки инстинктов. И сверх того: они слабы, тонки и неуловимы; их очень легко вытеснить научением, культурными требованиями, страхом, неодобрением (Maslow, 1968b).

Чтобы подчеркнуть слабость людских инстинктов, Маслоу (Maslow, 1955,1965) снабдил их окончанием -оид, назвав инстинктоидами. Слабость высших инстинктоидных импульсов означает, что порой они оказываются неадекватными и не ведут нас к полноценной самоактуализации.

Кроме того, люди порой обладают комплексом Ионы, что означает их убежденность в невозможности сделать нечто очень важное и, таким образом, устранение от полноценной реализации своего потенциала. Маслоу (Maslow, 1976) упрекал своих учеников за отсутствие в них стремления сделать важный вклад в развитие сфер их деятельности. Он спрашивал их: «Если не вы, то кто?» Он предупреждал, что крах устремления к высшему потенциалу, самоактуализации, оставит их глубоко несчастными.

Похожие статьи

Оставьте ответ