Иерархия (пирамида) потребностей Маслоу

0
Содержание:
Читайте также:

Маслоу постулировал начало человеческого развития с определения основных потребностей (мотивов), которые лежат в основе пирамиды потребностей и мало чем отличаются от животной мотивации. Когда люди взрослеют и их потребности низшего порядка удовлетворяются, у них развиваются мотивации, больше свойственные исключительно человеку. Таким образом, мотивация изменяется по мере нашего продвижения к вершине иерархии потребностей, или мотивов. Эта иерархия насчитывает пять уровней: четыре уровня дефицитарной мотивации и последний, высокоразвитый уровень, называемый бытийной мотивацией, или самоактуализацией.

Дефицитарная мотивация

Первые четыре уровня иерархии потребности можно рассматривать как мотивацию к преодолению ощущения дефицита, и потому все вместе они называются дефицитарной мотивацией. Если основная потребность на любом из этих четырех уровней остается неудовлетворенной, то она приводит к стремлению, которое направляет действие на удовлетворение данной потребности. Это удовлетворение приносит наслаждение. Разумеется, субъективные переживания «стремления» и «наслаждения» не удалось бы операционально измерить в тех опытах на животных, которые являлись главным исследовательским подходом бихевиористов, у которых учился Маслоу. Однако, по мнению Маслоу, людей можно и должно cпpашивать об их переживаниях.

Что такое эти основные потребности? Маслоу перечислил четыре из них и утверждал, что они проявляются в определенном порядке (рис. 1).

Каждая потребность должна более или менее адекватно удовлетворяться, прежде чем индивид освободится для перехода к «более высокой» потребности. «Более или менее адекватно» — определение не столь точное, как хотелось бы. Одни и те же события могут удовлетворять потребность одного, но никак не другого человека. Маслоу вносит некоторую определенность, предполагая, что угрожающая личности депривация — например, сексуальная фрустрация — оказывается серьезнее, когда интерпретируется: как отвержение или неполноценность (Maslow, 1941). Без этих дополнительных угроз чувству собственной значимости депривация переносится легче и чаще всего не препятствует продвижению в иерархии потребностей.

Иерархия потребностей по Маслоу
Рис. 1 Пирамида потребностей по Маслоу. Когда удовлетворяется потребность на одном уровне, человек переходит на следующую ступень иерархии. Если потребности не удовлетворяются, рост останавливается.

Физиологические потребности в пирамиде потребностей Маслоу

Нa низшем уровне иерархии потребностей находятся физиологические потребности в пище, питье, сне и сексе. Эти потребности жизненно важны для выживания людей и животных. Если их не удовлетворять, то они определяют мотивацию независимо от того, удовлетворены ли также потребности более высокого порядка. Но утверждению Маслоу (Lowry, 1973) «Для отчаянно и опасно голодного человека не существует никаких интересов, помимо пищи».

Низшие животные могут жить неизменно на этом уровне, но люди, проживающие в нормальных условиях, предсказуемо удовлетворяют свои физиологические потребности. Если эти потребности удовлетворяются адекватно (хотя это не всегда приводит к полному удовлетворению), на первый план выступает следующий уровень потребностей. Если после перехода человек сталкивается с ситуацией, и которой физиологические потребности больше не удовлетворяются, то они снопа становятся господствующей мотивацией. В терминологии Маслоу потребности, которые господствуют в определенное время, называются преобладающими. До обеда преобладающей потребностью является голод, после еды — уже пет. Внимание захватывает нечто другое и, следовательно, оказывается преобладающим.

Маслоу (Maslow, 1943) считал, что история человека важна так же, как и существующий уровень удовлетворения потребностей. Он предполагал, что «именно те индивиды, в которых всегда удовлетворялась определенная потребность, оказываются лучше всего подготовленными к ее неудовлетворенности в будущем, а те… кто терпели лишения в прошлом, будут реагировать на существующее удовлетворение не так, как тот, кто никогда не терпел лишений» (Lowry, 1973). Исследование эффектов, которые оказывает на пищеварение диета, подкрепляет эту гипотезу на физиологическом уровне; у людей, которые раньше придерживались диеты, пища быстрее перерабатывается в жир, нежели у тех, кто не прибегал к диете. Можно ли думать, что лица, обделенные любовью или безопасностью, тоже накапливают эти удовольствия, когда те становятся доступными?

Потребности безопасности в иерархии потребностей Маслоу

На следующем уровне преобладающей мотивацией человека становится обеспечение безопасной ситуации. Знакомая обстановка воспринимается как безопасная, поэтому маленькие дети ощущают угрозу при возникновении новых ситуаций (громкие звуки, незнакомые животные, родительские ссоры или развод). Физическое насилие, конечно, тоже угрожает безопасности и детей, и взрослых. В упорядоченном обществе потребности в безопасности удовлетворяются для большей части взрослых людей, но безопасности угрожают экстремальные ситуации — «войны, болезни, природные катастрофы, волны преступности, общественные беспорядки, неврозы, мозговые нарушения [и] хронически скверные ситуации» (Maslow, 1943; Lowry, 1973).

Маслоу интерпретировал некоторые неврозы как попытки гарантировать ощущение безопасности. Компульсивные и обсессивные невротики, стараются сделать жизнь абсолютно предсказуемой, хотя это мешает их функционированию на более высоких уровнях. Другим кажется, что безопасность гарантируется деньгами. Например, некто, чьи деловые предприятия приносят колоссальный доход, но мало любви, может продолжать стремиться к извлечению чувства безопасности из маниакальных финансовых операций.

Потребности принадлежности и любви в пирамиде потребностей

Если физиологические потребности и потребность в безопасности адекватно удовлетворены, то на следующем уровне начинает преобладать потребность в принадлежности и любви. На этом уровне человек ищет любви и дружбы. Маслоу включал сюда же потребность не только получать любовь, но и отдавать ее. Он описывал эти потребности как частый источник дезадаптации в нашем обществе.

На этом уровне секс оказывается проблемой в той мере, в какой он выражает любовь; но секс может функционировать и на чисто физиологическом уровне (то есть на первом уровне иерархии). Маслоу проявлял интерес к человеческой сексуальности, тем самым расширяя свои докторские исследования, в которых он наблюдал за сексуальным поведением животных. Он опросил 120 женщин по вопросам сексуальности — в контексте более широкого исследования их индивидуальных особенностей. Он также планировал изучить проституток, но не закончил эту работу. Позже он сказал: «Если бы я мог все начать сначала, я стал бы изучать гомосексуальность… как средство к глубокому пониманию человечности» (Maslow, 1968а). Его работа предшествовала бурному развитию сексологии и носила менее статистический характер, чем более поздняя деятельность Альфреда Кинзи и др. Он описал сексуальную неудовлетворенность как важную «дефицитарную потребность» и мечтал: «Если бы я смог открыть способ улучшить сексуальную жизнь хотя бы у одного процента нуждающихся, то сумел бы улучшить весь род».

Потребности самоуважения в иерархии потребностей

Следующей в иерархии проявляется потребность в самоуважении и уважении другими людьми. Уважение должно быть «стабильным [и] прочно основанным», что в понимании Маслоу означало следствие наших фактических способностей и достижений. Репутация, основанная на ложных предпосылках, не удовлетворит этой потребности.

Мы можем интерпретировать стремление к успеху как проявление потребностей самоуважения потому, что общество чтит преуспевших. Дональд Трамп, например, чьи физиологические потребности и потребности в любви и безопасности удовлетворялись благодаря финансово устойчивой и любящей семье, был высоко мотивирован к карьерному успеху. Иерархическая концепция Маслоу предполагает также, что люди, которые чувствуют себя нелюбимыми, возможно — отвергнутыми родителями, будут и впредь функционировать на третьем уровне иерархии и не будут мотивированы потребностями самоуважения. Быть может, именно в этом ключе можно понять трагическую историю жизни Мерилин Монро.

Если эти потребности не удовлетворяются, мы ощущаем неполноценность. Маслоу (Maslow, 1943) отмечал, что Адлер, который так много писал о чувстве неполноценности, уделял больше внимания потребностям самоуважения, чем делал это Фрейд. Если потребности удовлетворяются, мы испытываем «уверенность в себе, собственную значимость, силу, способность и умение быть полезным и востребованным в мире» (Lowry, 1973). Научное исследование подтверждает эту идею; студенты с более высокими показателями самоактуализации (Опросник личностной ориентации, рассматриваемый ниже) имели также большие оценки уверенной физической самопрезентации, чем менее самоактуализирующиеся студенты (Ryckman, Robbins, Thornton, Gold & Kuehnel, 1985).

Хотя потребности самоуважения являются высшими из дефицитарных мотиваций Маслоу, они все-таки соответствуют лишь четвертому этапу развития из пяти. Высший уровень, самоактуализация, настолько отличается от остальных, что поставлен отдельно как недефицитарный мотив.

Бытийная мотивация

Когда дефицитарные потребности оказываются более или менее адекватно удовлетворенными, человек функционирует на более высоком уровне, который Маслоу назвал бытийной мотивацией как противоположность дефицитарной мотивации. Этот уровень — кульминация развития и предмет основного внимания в теории Маслоу.

Потребность в самоактуализации

На этой высшей стадии человек больше не мотивирован лишениями и руководится потребностью «актуализировать» или реализовать свой потенциал. «Для полного счастья музыкант должен играть, художник — рисовать, а поэт — писать. Человек должен быть тем, чем он может быть. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией» (Maslow, 1943; Lowry, 1973). Это желание «сделаться всем, на что достанет способностей». Удовлетворив потребности низшего порядка субъективно человек ощущает скуку, но он от нее освобождается, стремясь к самоактуализации.

Поскольку люди обладают различным личностным потенциалом (по сравнению с их одинаковыми физиологическими потребностями), постольку отдельные модели поведения, мотивированные потребностями самоактуализации, варьируют от человека к человеку. Для Маслоу (Maslow, 1968b) «самоактуализация идиосинкратична, ибо каждый человек отличается от других». Похоже, что на этот шаг повлияло описание процесса индивидуации в зрелом возрасте, данное Карлом Юнгом (Schott, 1992).

Различия между D-мотивацией и B-мотивацией

Потребности низшего порядка проявляются раньше при развитии индивида и ниже — в филогенетической схеме (где сравниваются виды). Так как потребности низшего порядка обязательны для выживания, они не могут быть отложены с той же легкостью, как потребности высшего порядка, и если не удовлетворяются, то ощущаются более настоятельными. Маслоу (1954/1987) приводит пример: «По сравнению с едой или безопасностью уважение оказывается расточительной роскошью». Существование на уровне высших потребностей, роскошь они или нет, приводит к лучшему телесному здоровью и большему субъективному счастью и безмятежности.

Чтобы подчеркнуть их отличие от дефицитарной мотивации, Маслоу описывал людей, находящихся на уровне самоактуализации, как метамотивированных. На этом уровне они мотивируются «метапотребностями» или «B-ценностями» от becoming, становление) — такими как красота, истина и справедливость. Они не мотивированы в традиционном смысле слова, что означает, что они не ищу i способов ослабить потребность в поддержании гомеостаза. На этом высшем урок не меньше детерминизма (основанного на возможности удовлетворить потребность в данной среде) и больше психологической свободы (Maslow, 1955). Восприятие больше не сфокусировано и не ищет объектов для удовлетворения потребностей: оно может быть более пассивным и восприимчивым. Такова B-мотивация как противоположность D-мотивации (дефицитарной мотивации). На уровне B-мотивации межличностные отношения приобретают совершенно отличное качество. Маслоу описал B-любовь как несобственническую и приятную. Напротив, D-любовь часто омрачается ревностью и тревогой. B-любовь дает партнерам больше независимости и автономии и способствует развитию каждого из них (Maslow, 1955).

Можно поддаться соблазну и интерпретировать теорию Маслоу просто: каждая потребность преобладает, пока ее не удовлетворят, и потом исчезает. Однако эта интерпретация, которая означала бы, что самоактуализация не возникает как потребность, пока не будет пройдена вся иерархия, является сверхупрощенной (Maslow, 1968b). Сложность заключена в том, что элементы самоактуализации возникают даже на ранних уровнях иерархии — например, любопытство, а также креативные наклонности и таланты. Таким образом, тенденции самоактуализации могут обнаруживаться на протяжении всей жизни. Они, однако, не будут для нас господствующими до тех пор, пока и если мы не достигнем высшего уровня иерархии потребностей. Поскольку мы не попадаем на этот уровень прежде, чем будут достаточным образом удовлетворены потребности низшего порядка, постольку иерархия потребностей обеспечивает набор предпосылок для становления полно ценно развитыми человеческими существами. Опираясь на эту иерархию потребностей, мы можем заявить, что люди имеют определенные права — такие как право на безопасность и уважение, если они предполагают развиться до полной реализации потенциала даже в случае, когда эти люди страдают различными болезнями (Schultz, 1996). Такой перечень потребностей может направлять тех, кто занимается вопросами приспособления людей к инвалидизирующим условиям, и выявить психологические потребности, которые оказываются первостепенными для их пациентов (Calabro, 1997). Помимо этого, иерархия потребностей предлагает обществу модель для расстановки приоритетов в стремлении обеспечить своих членов, способствовать их развитию как людей: гарантировать им питание, безопасность, достойную работу и т. д.

Опытная проверка иерархии потребностей

Основной постулат теории Маслоу гласит, что пять потребностей проявляются в описанной им последовательности. Мы могли бы ожидать, что голод и нищета вое препятствуют высшему функционированию, но многие примеры говорят об обратном. Психиатр Роберт Коулс (Coles, 1971а, 1971b) наблюдал за людьми, находившимися в отчаянном материальном положении, которые, с очевидностью противореча концепции иерархии потребностей, казались функционирующими на высших уровнях человеческого потенциала. Вопреки иерархической теории Маслоу, при всем зверстве, царившем в нацистских концентрационных лагерях, не все их узники регрессировали к низшим уровням человеческого функционирования. Люди совершают самоубийства, что явно расходится с их потребностями в безопасности; голодающие отказываются от людоедства или от поедания мяса священных коров, если их вера не разрешает подобные действия. Солдаты умирают за политику. Кое у кого эти примеры, как и данные эмпирических исследований (обзор которого предложен Wahba & Bridwell, 1976), вызывают желание отказаться от иерархии потребностей (Fox, 1982).

Тем не менее другими изысканиями постулат иерархии потребностей подтверждается. Уильям Грэхем и Джо Бэллоун (Grahem & Balloun, 1973) провели опрос людей из разных слоев общества. Высшие потребности в иерархии были расценены как удовлетворенные меньше, чем низшие, а потребности, воспринимавшиеся как менее удовлетворенные, расценивались как более желательные для удовлетворения. Исследователи интерпретировали эти находки как доказательство иерархической модели. Опросы студентов колледжей показывают, что те почувствовали бы себя хуже, если бы не смогли достичь целей, стоящих внизу, а не вверху иерархии. И наоборот: их чувства были бы позитивнее, если бы они достигли целей, расположенных в иерархии не ниже, а выше (Wicker et al., 1993). Межкультурологические антропологические отчеты также согласуются с моделью: люди сначала прислушиваются к своим физиологическим потребностям и только после — к потребностям безопасности (Davis-Sharts, 1986). Анализ китайской истории и литературы согласуется с концепцией Маслоу об иерархии потребностей; на протяжении 2000 лет крупнейшие литературные достижения соответствовали периодам мира, дававшим писателям большую безопасность, хорошую жизнь и свободу (Kuo, 1987).

Другие исследователи измеряли удовлетворенность на некоторых или на всех пяти уровнях иерархии Маслоу (Haymes & Green, 1982; Lester, 1990; Lester et al., 1983; Pierson, Archambault & Iwanicki, 1985; Poole & Evans, 1989; Strong & Fiebert, 1987; Williams & Page, 1989). Результатом этой стратегии явилось некоторое подтверждение того, что потребности, как и предполагает иерархическая теория Маслоу, последовательно важны для различных возрастных групп; физиологические потребности важнее в детстве, тогда как принадлежность — в подростковом и зрелом возрасте (Haymes & Green, 1982). Сообщалось, что самоактуализация повышается с возрастом (Hyman, 1988). Пожилые люди с большей, чем молодые, готовностью исповедуют гуманистические ценности (Prager, 1998). Однако есть и данные, говорящие о некоторых несоответствиях в возрастной последовательности. В одном исследовании было установлено, что лица весьма преклонного (68-84 лет) возраста по некоторым субшкалам демонстрировали меньшие показатели самоактуализации, чем лица не столь пожилые (56-67 лет) (Plouffe & Gravelle, 1989). Впрочем, с позиции теории Маслоу такую находку можно объяснить возрастными изменениями, которые снижают удовлетворение основных потребностей у очень старых людей.

Другие исследования показывают, что психическое здоровье крепче, когда удовлетворяются основные потребности. У студентов, сообщающих об удовлетворении своих потребностей более низкие показатели нейротичности (Lester, 1990), больше убежденность во внутреннем локусе контроля, чем у тех, кто сообщает о меньшем удовлетворении потребностей (Lester et al., 1983). Оценки удовлетворения потребностей по Оценочному опроснику Маслоу (MAS) положительно связаны с самоуважением и негативно — с нейротичностью и депрессией (Williams & Page, 1989).

Иерархия (пирамида) потребностей Маслоу

Читайте также:

Гуманистическая психология и теория личности А. Маслоу

Самоактуализация по Маслоу

Похожие статьи

Оставьте ответ