Гуманистическая психология и теория личности А. Маслоу

0
Содержание:
Читайте также:

Основоположник гуманистической психологии Абрахам Маслоу считал, что люди проходят в своем развитии ряд уровней, стремясь к полной реализации своего потенциала. Высшего уровня развития достигают немногие; такие люди называются самоактуализирующимися. Большинство, однако, останавливается на более низком уровне. Маслоу проявлял огромный интерес не к большинству, а к тем немногим, кто достиг наивысшего развития. Он видел в них маяки, указывающие человечеству путь к полноценной реализации своего потенциала.

Предварительный обзор  теории личности А. Маслоу

Как показано в табл. 1, гуманистическая психология Маслоу затрагивает основные теоретические вопросы.

Таблица 1

Индивидуальные различия Об индивидах можно сказать, что они различаются по своему положению в иерархии потребностей, то есть уровнем развития в направлении самоактуализации. Самоактуализирующиеся люди полностью реализуют свой уникальный потенциал
Адаптация и приспособляемость Лишь немногие достигают высшей стадии развития, самоактуализации. Маслоу детально описывает таких индивидов
Когнитивные процессы Самоактуализирующиеся люди с точностью воспринимаю мир и отличаются креативностью
Общество Можно представить себе более совершенное общество (Эупсихею). Необходимо вызвать изменения в учебных заведи пнях, на рабочих местах и в религиозных институтах. Для стимуляции развития можно организовать центры роста
Биологические влияния Биологические мотивации являются основой личности, но они теряют значение, как только удовлетворяются. Биология влияет на половые различия
Детское развитие Необходимо удовлетворять физиологическую потребность детей, а также потребности в любви, безопасности и само уважении. Изменения в школьной системе могли бы способствовать развитию
Взрослое развитие Лишь немногие взрослые достигают в своем развитии пол ной реализации потенциала. Такое положение можно было бы изменить путем производственных и других преобразований

Психология с точки зрения Маслоу

Абрахам Маслоу (Maslow, 1966) не доверял методам господствующей психологии. По его словам, традиционные научные методы не просвещают нас, а препятствуют полноценному познанию человеческой природы. Психологические теория и исследование не сосредоточиваются на важнейших аспектах человеческой природы — высших функциях, которые отличают нас от животных. Разумеется, мы, как и животные, питаемся, размножаемся и учимся. Однако развитие людей позволяет им выйти за рамки этих примитивных процессов. Теория, которая ограничивается этими уровнями, не может объяснить здоровую личность — не больше, чем теория цветового зрения способна объяснить то, что мы видим на картинах Пикассо. Вдобавок к этому, Маслоу критиковал теории, основанные на опыте клинической работы с невротичными индивидами, не реализовавшими полностью человеческий потенциал. Здоровье есть нечто большее, чем простое отсутствие болезни или расстройства.

Психология стремилась принять окостенелые научные формы, и Маслоу утверждал, что такие старания подорвали самую цель психологической науки. Строгая паука могла рассматривать только определенные феномены, оставляя за бортом много интересного. Традиционная научная методология является центрированной на методе. Те человеческие переживания, которые нельзя изучить традиционным образом, объявляются «ненаучными». Взамен этого Маслоу рекомендовал подход, центрированный на проблеме, при котором приоритет отдается не методам, а подлежащим изучению вопросам. Эту точку зрения разделяли и другие гуманисты — например, Карл Роджерс. Гордон Оллпорт, которого хотя и относили к теоретикам черт личности, тоже ратовал за акцент, центрированный на проблеме. Маслоу выражал свое неприятие центрированного на методе подхода в следующем положении: «Не надо хорошо делать то, что вообще не стоит делать» (Maslow, 1966).

Как и философии науки, ни научному детерминизму, ни логическому позитивизму не удалось развернуть психологию к уникальным человеческим переживаниям, с которыми сталкиваются теоретики личности и клиницисты. В качестве альтернативной философии Маслоу (Maslow, 1968b) предложил экзистенциализм из-за его акцента на опытном знании и поиске идентичности. Если психология стремится понять глубокую осмысленность жизни, «предельное одиночество индивида» и подлинную неопределенность будущего, то она должна выйти за рамки более ограниченных детерминистских теорий, существующих в бихевиоризме и психоанализе. Рождалась психология третьей силы, во многом находившаяся под влиянием экзистенциализма. Маслоу получил широкое признание как духовный отец этой новой третьей силы, американского гуманизма.

Маслоу не хотел полностью отбросить традиционные научные методы. Скорее он хотел дополнить их более честным признанием опытной основы исследуемых проблем. Вместо того чтобы фокусироваться на тех симптомах и поведении, которые наблюдаются извне, Маслоу интересовался субъективными переживаниями людей. Затем на основе этого опытного знания должны быть построены эмпирические методы проверки гипотез. Любой акцент, взятый отдельно, оказывается неадекватным: методологией без «души» или опытным знанием без перекрестной валидизации научного метода. По мнению Маслоу (Maslow, 1966), оба эти подхода менее антагонистичны, чем принято считать. Он замечал, что «эмоция не всегда выступает врагом истины и объективности».

Коль скоро традиционная методология оказывается неадекватной, для понимания нормальной личности необходимо разработать инновационные методы. Маслоу (Maslow, 1966) бился над определением такого нового подхода. Он описывал свои представления как Даосскую науку, которую противопоставлял «контролирующей науке». Даосская наука должна быть субъективной и базирующейся на жизненном опыте, а не объективной и абстрактной. Она должна почитать и даже любить объект изучения, вместо того чтобы относиться к нему с холодным безразличием. Она должна быть межличностной (в духе «я — ты» — подхода Мартина Бубера), подлинно участвующей в межличностном взаимодействии с объектом исследования. Она не должна настаивать на ложном разделении наблюдателя и субъекта. По-другому ее можно было бы назвать «сплавом знания». Более того – она должна открыто затрагивать ценности. Все эти соображения попирают традиционные взгляды на научные методы, которыми, по утверждению Маслоу, нельзя адекватно изучать здоровые личности.

Единственное препятствие к развитию такой науки — ограниченное развитие ученых как человеческих существ. Традиционная наука порой функционирует как механизм защиты, суля безопасность и предсказуемость. При изучении высших людских возможностей ученые склонны испытывать сопротивление истине, поскольку эта тема бросает вызов им лично, тогда как с внечеловеческими или клиническими темами этого не происходит (Maslow, 1966).

Практическое применение и выводы из теории личности Маслоу

Поскольку теоретические построения Маслоу имели целью улучшение условий человеческого существования, постольку справедливо, что его идеи нашли применение в различных областях. Взятые вместе, эти пути применения являются частью движения за человеческий потенциал, которое стремится улучшить жизнь людей, стимулируя развитие индивидов до полной реализации их потенциала при помощи специальных центров тренинга и трансформацию социальных институтов типа мест занятости и школ.

Терапия

В пределах психологии из теории Маслоу следуют выводы для психотерапии. Согласно Маслоу, многие люди обращаются за психотерапевтической помощью из- за неудовлетворенности их потребности в любви и принадлежности. Терапевтический прогресс требует удовлетворения этих потребностей. Маслоу считал, что терапевтический подход должен учитывать данного конкретного пациента. Тяжелым невротикам мог бы помочь традиционный фрейдистский подход. Более здоровым индивидам могли бы больше подойти групповая психотерапия и группы встреч.

Центры развития

Идеи Маслоу используются в центрах развития, занятых развитием человеческого потенциала. Самым известным является Институт Исален в Биг-Шур (штат Калифорния). В этих центрах человеческий потенциал повышаются благодаря групповым переживаниям наряду с изменением стиля жизни, часто предполагающим совместное проживание.

Рабочее место

Иерархия потребностей Маслоу стала главной концепцией для индустриально организационных психологов (Massarik, 1992). Те, кто помогает людям выбран, карьеру, могут консультировать эффективнее и даже их помощь людям становится в процессе этого более действенной, если они учтут уровень иерархии потребностей, на котором находятся клиенты (Sackett, 1998). Рабочее место — главная арена для развития самоактуализации, а работники оказываются более эффективными, когда функционируют на уровне высших потребностей.

В 1962 году Маслоу был внештатным сотрудником калифорнийской корпорации NonLinear Systems, занимавшейся высокими технологиями. Он обнаружил, что самоактуализирующиеся менеджеры установили с подчиненными позитивные, поддерживающие межличностные отношения, а их деятельность была более продуктивной и творческой. К сожалению, многие менеджеры не являются самоактуализирующимся, но мотивируются невротическими потребностями во власти. Задача бизнеса — укомплектовать административные должности наиболее высоко развитыми индивидами, несмотря на тот факт, что самоактуализирующиеся люди могут не слишком интересоваться этими постами (Schott, 1992).

Рекламное дело

Стремясь продать товары или услуги, рекламные деятели подают свои сообщения так, чтобы привлечь потенциальных заказчиков. Иерархия потребностей Маслоу обеспечивает структурную основу, позволяющую достучаться до возможных потребителей (Kahle & Chiagouris, 1997). Многие товары можно рассматривать с различных уровней потребностей. Продукты, например, удовлетворяют физиологические потребности, по также затрагивают потребности самоуважения, как признала моя приятельница, беря в магазине консервированные грибы более изысканной марки вместо ножек и шляпок, которые стоили дешевле, но были такими же питательными.

Религия

Маслоу обстоятельно размышлял над вопросами религии, сравнивая ценности, выведенные из его теории, с религиозными традициями. При схожести их заботы об исцелении и росте, самоактуализация и духовность понятия не взаимозаменяемые (Benjamin & Looby, 1998; DeHoff, 1998). Те клинические и консультирующие психологи, разделяющие христианские верования, обычно предпочитают в терапии другие (когнитивно-бихевиоральные) направления гуманистическим или экзистенциальным подходам, которым, в свою очередь, отдают предпочтение те, кто больше склонен к мистицизму и восточным религиям (Bilgrave & Deluty, 1998). Религиозные традиции, оказавшие наибольшее влияние на гуманизм и экзистенциализм, по сути мистические (Martinez, 1998). Как неоднократно показывала история, религия зачастую оказывалась инициатором преследований всех, кто находился вне их группы, хотя ей не следовало выступать в такой форме (Burris & Tarpley, 1998). В религии, как и в других сферах, Маслоу решительно выступал против догматических взглядов. Он интерпретировал переживания религиозных пророков как вершинные переживания. Такие мгновения порождают важные откровения, полезные не только для индивида, но и для человечества вообще. Задача религии — передавать эти откровения своим приверженцам. К сожалению, часто случается гак, что узаконенные религии привлекают лиц, неспособных подняться к вершинам, передать пророческие переживания и заменяющих прозрение догматической косностью (Maslow, 1970). Отчасти это неизбежно из-за трудности перевода правополушарного трансцендентального переживания на язык, который является функцией левого полушария (Frank, 1977).

Хотя Маслоу не поддерживал традиционную узаконенную религию, он сетовал на десакрализацию человеческого опыта как профессионалами (включая психологов и врачей), так и обществом. Устранение чувства святости — высочайших человеческих ценностей благоговения — и обращение с людьми как с животными или роботами явилось тяжелой потерей. Он надеялся, что психология будет способствовать «ресакрализации» человеческого опыта, даже если это будет означать экспериментирование с новыми формами — такими как публикация поэзии и личных характеристик в научных журналах.

Образование

Маслоу (Maslow, 1976) видел задачу образования в «самоактуализации человека, в становлении полноценной человечности, в достижении максимальной высоты, на которую может подняться человеческий род или отдельный индивид». Конечно, эта цель отличается от простого приобретения технических навыков. Маслоу сознавал, что его теория подразумевает коренные изменения в образовательной практике, аналогичные тем, что были выдвинуты Карлом Роджерсом. Гуманистическое образование должно стимулировать, а не притуплять естественное детское любопытство. В большинстве школ детей не побуждают к творческому мышлению, а приучают вести себя так, как нравится учителю.

В идеальном колледже обучение должно быть гораздо больше направлено на себя. Студенты должны следовать своими собственными путями, подсказанными изнутри, ведя осмысленный и честный диалог с преподавателями. «Там не будет ни регалий, ни степеней, ни обязательных курсов» (Maslow, 1976). Конечно, для успеха такой системы студентам и преподавателям придется быть самоактуализирующимися, чтобы их выборы были по-настоящему направлены к росту.

Гендер

Маслоу (Maslow, 1954/1987) побуждал и женщин и мужчин соответствовать их полноценному потенциалу. Самоактуализирующиеся люди не связаны жесткими половыми ролями. В любви и жизни и мужчины и женщины могут быть как пассивными, так и активными. Тем не менее Маслоу считал, что существуют врожденные половые различия биологического характера (было бы странно, если бы психолог, чья докторская диссертация была построена на наблюдении за сексуальным поведением обезьян, отказался от этой концепции). Есть данные, свидетельствующие о том, что Опросник личностной ориентации, мерило самоактуализации, может настраиваться в пользу мужской роли; в любом случае по Опроснику половых ролей Бема итоговые показатели позитивно коррелируют с мужественностью и негативно — с женственностью (Faulkender, 1991). Маслоу предполагал, что мужчины и женщины достигают самоактуализации различными путями или средствами — концепция, с которой соглашаются отдельные психологи феминистского толка (например, Gilligan, 1982), но не все. Если гендерно обусловленные пути к самоактуализации различны, то было бы полезно разработать лучшие показатели для их отражения.

Вызов, брошенный гуманистической психологией Маслоу традиционной науке

Применять традиционные научные методы и придерживаться объективности всегда труднее, когда объектами исследования оказываются люди. Из-за своего акцента на субъективном переживании и уважения к переживанию и развитию гуманистическая психология с особенным постоянством встает перед проблемой научного метода, который представляется неадекватным для изучения реально значимых феноменов. Маслоу четко сформулировал эту проблему и пошел дальше многих гуманистических психологов — во всяком случае, дальше Карла Роджерса — в оспаривании пригодности традиционной науки для изучения человеческой психологии.

Маслоу обвиняли в подмене научных наблюдений личными ценностями, в навязывании своего описания концепции самоактуализации. Имеется в виду, что его перечень характеристик самоактуализирующихся людей может быть попросту списком качеств, которыми Маслоу восхищался (ср.: McClelland, 1955). Например, его акцент не на разуме, а на мистическом, иррациональном опыте может отражать личную склонность (Daniels, 1988; М. В. Smith, 1973). Высказывалось мнение, будто ценности, представленные в иерархии потребностей, присущи исключительно западной культуре. Была предложена альтернативная иерархия, отражающая китайские ценности, в которой высшим уровнем является не индивидуальная самоактуализация, а «самоактуализация в служении обществу» (Nevis, 1983).

Очевидно, что концепция самоактуализации Маслоу наполнена смыслом, выходящим за рамки научной теории личности. Она была описана, как миф, для стимуляции индивидуального развития и социальных изменений (Daniels, 1988), хотя и ограниченный в способности поддерживать определенные политические программы (Prilleltensky, 1992; Sipe, 1987). Майкл Дэниелс описывает концепцию самоактуализации как «одну из самых оптимистичных и жизнеутверждающих [концепций], когда-либо высказывавшихся в психологии». Однако такая мифическая функция не укладывается в стандарты, которыми обычно оценивается научная теория личности.

Маслоу откликнулся на обвинения в отходе от традиционной методологии, в неподкреплении положений статистическими данными и в допущении столь вопиющего влияния ценностей на свою работу. Он заявил, что это его нисколько не смущает:

У меня есть секрет. Я говорю поверх голов стоящих передо мною людей, обращаясь к моей собственной, личной аудитории. Я обращаюсь к людям, которых я люблю и уважаю. К Сократу, Аристотелю, Спинозе, Томасу Джефферсону и Аврааму Линкольну. И когда я пишу, я пишу для них. Это ограждает меня от многого вздора (Maslow, 1968а).

В противоположность высказанной цели валидной научной теории, которая заключается в составлении прогнозов, Маслоу парадоксальным образом ожидал, что его подход сделает людей менее предсказуемыми. Гуманистическая наука повысит способность людей делать выбор и выражать свою спонтанность.

Конечно, Маслоу знал о силе научного убеждения. В своем предисловии к книге «К психологии бытия» (Toward a Psychology of Being} он отмечал: «Наука есть только один способ протолкнуть истину в узкое горло» (Maslow, 1968b). Он считал, что его убеждения насчет человеческой природы, если они истинны, «обещают научную этику, естественную систему ценностей, суд последней инстанции в определении хорошего и дурного, правильного и ложного». Новая этика родится из его взгляда на людскую природу (Maslow, 1955; McClelland, 1955).

Маслоу (Maslow, 1968b) прозрел дальше своей психологии третьей силы с ее акцентом на человеческих ценностях.

Я… рассматриваю гуманистическую психологию, психологию третьей силы как переходную, как подготовку к еще более «высокой» четвертой психологии — трансперсональной, трансчеловеческой, с центром, пребывающим в космосе, а не в людских интересах и потребностях.

Принятие подлинно космической точки зрения отводит простым человеческим заботам неопределенную роль; вероятно, что Маслоу просто хотел привлечь внимание к возможности для высокоразвитых людей выйти за рамки своих индивидуальных потребностей ради универсальных ценностей типа истины и справедливости (Koltko-Rivera, 1998). Сегодняшним днем, с его осознанием глобальных планетарных проблем и конфликта между людскими желаниями и ограниченными планетными возможностями самосохранения, видение Маслоу «четвертой психологии» кажется пророческим. И все же он не убедил привычную психологию в необходимости отбросить традиционный научный метод ради его более даоски- рецептивной, интуитивной модели экспериенциального знания. Традиционный научный метод показал себя слишком ценным, чтобы даже многие преданные гуманисты отказались от него теперь во имя гуманизма ли, феминизма или постмодернистской мысли, или любого другого, популярного ныне нового образа мышления (Smith, 1994). В качестве эскиза направления, в котором должна двигаться психологическая наука, гуманистические изыскания в понимании Маслоу необходимо дополнить четкими операциональными определениями (McClelland, 1955; Rychlak, 1988), если они претендуют на преобразование психологии как науки. Многие гуманистические психологи активно разрабатывают методологию поиска — так чтобы исследование личности могло оставаться научным и не отбрасывать человека как целостное, здоровое, процветающее существо (Giorgi, 1992; Polkinghorne, 1992).Гуманистическая психология и теория личности Маслоу

Теория личности Маслоу – кратко

Маслоу выдвинул гуманистическую психологию третьей силы, отличающуюся меньшим детерминизмом и большей сфокусированностью на ценностях, чем это свойственно психоанализу или бихевиоризму. Он предположил, что люди, развиваясь, проходят через пять уровней иерархии потребностей: физиологический, безопасности, любви и принадлежности, самоуважения и самоактуализации. На четырех низших стадиях человек мотивирован лишениями. На высшей стадии самоактуализации человек мотивируется бытийной мотивацией и обладает отчетливыми характеристиками, главная из которых — креативность. Вершинные переживания представляют собой мистические состояния сознания, которые особенно свойственны самоактуализирующимся людям.

Теория личности Маслоу затрагивает многие сферы и прочно связана с движением за человеческий потенциал. Он ратовал за меньшую догматичность религии и ее большую озабоченность ростом. Помимо психотерапии, его деятельность способствовала становлению таких центров развития, как Исален, где люди могли жить сообща, что продвигало самоактуализацию. Он призывал работодателей уделять больше внимания потребностям роста своих служащих, а педагогов — поощрять личностный рост и креативность среди учащихся.

Маслоу настойчиво выступал за большую озабоченность психологии человеческими ценностями. Он критиковал привычную психологию за центрированность не на проблемах, а на методе, и утверждал, что научное исследование высших возможностей человека требует развития новых моделей науки.

О ключевых понятиях гуманистической психологии читайте в специальных статьях:

Иерархия (пирамида) потребностей Маслоу

Самоактуализация по Маслоу

Глоссарий. Основные понятия гуманистической психологии

Бытийная мотивация — мотивация высшего уровня, в которой преобладает потребность в самоактуализации.

В-любовь — любовь без собственничества, характерная для самоактуализировавшегося человека.

Вершинные переживания — мистические состояния сознания, характерные для многих, но не для всех самоактуализирующихся людей.

Даоская наука — альтернатива, выдвинутая Маслоу традиционному научному методу, подчеркивающая ценности и субъективность (вместо объективности).

Движение за человеческий потенциал — социальное движение, направленное на стимуляцию полноценного развития индивидов, находящее отражение в центрах роста и трансформации общественных институтов.

Десакрализация — утрата чувства священного, или духовного.

Дефицитарная мотивация — мотивация на низших уровнях развития.

D-любовь — эгоистичная любовь, характерная для несамоактуализировавшегося человека.

Иерархия потребностей — упорядоченная последовательность мотивов, начиная с основных физических потребностей и вплоть до мотивов наиболее развитых че­ловеческих существ.

Инстинктоид — слабоинстинктивные мотивы, характерные для людей.

Компетентность во времени — шкала Опросника личностной ориентации для из­мерения озабоченности человека настоящим, а не прошлым или будущим.

Комплекс Ионы — отказ от полноценного развития своего потенциала в силу убеждения, что все равно не удастся совершить ничего важного.

Метамотивированный — мотивированный потребностями, находящимися на вер­шине иерархии.

Направленность на себя — шкала Опросника личностной ориентации для изме­рения тенденции человека к получению поддержки не от других людей, а от себя.

Опросник личностной ориентации — самый популярный инструмент для измере­ния самоактуализации.

Опытное знание — то, что мы знаем благодаря личному переживанию.

Основная потребность — фундаментальная дефицитарная потребность.

Преобладающий — самый могущественный в настоящее время; обозначает потреб­ность, которая, если не удовлетворяется, оказывается самой могущественной в данный конкретный момент.

Самоактуализация — полноценная реализация потенциала человека.

Третья сила — термин Маслоу для обозначения его теории, подчеркивающий ее противоположность психоанализу и бихевиоризму.

Центрированный на методе — научный подход, ставящий процедуру над содержанием.

Центрированный на проблеме — научный подход, ставящий предмет изучения над процедурой.

Центры развития — места, где люди собираются для полноценного развития свое­го потенциала (например, Исален).

Эупсихея — утопическое общество, в котором равно удовлетворяются индивиду­альные и социальные потребности и где общество поддерживает индивидуальное развитие.

Похожие статьи

Оставьте ответ