Индивидуализация обучения и психологическое здоровье учащихся

Содержание:
Тип нервной системы
Память
Внимание
Мышление
Учебная мотивация
Пример памятки для педагога
Приложения
Приложение 1. Пример описания психологического профиля класса.
Приложение 2. Примеры заполнения индивидуальных карт.
Приложение 3. Сводная таблица индивидуальных психологических параметров по классу. «

Индивидуализация обучения в соответствии с общепринятыми представлениями понимается как организация учебного процесса, при которой педагог осуществляет выбор способов, приемов, темпа обучения, соответствующих индивидуальным особенностям детей и обеспечивающих максимальную эффективность их учебной деятельности.

При внешней простоте данного определения реализация его на практике в полной мере является достаточно проблематичной. Не совсем понятно, какие именно особенности должны учитывать педагоги. Список только познавательных особенностей достаточно велик. А на эффективность учебного процесса влияют и личностные качества. Кроме того, учеников в классе много, все требуют различного рода воздействий (дисциплинарных, дидактических и т.п.), и учитель чисто физически даже не всегда успевает подумать о необходимости индивидуализации обучения. Поэтому обычно на практике оказывается, что психологи проводят обширное диагностическое исследование учащихся, но его результаты остаются в папках и хранятся для отчетов, поскольку педагоги не знают, как ими пользоваться.

Предлагаем наш вариант решения этой проблемы, хотя понимаем его ограниченность. Данные рекомендации можно использовать как полностью, так и частично, в зависимости от физических возможностей психолога (количества учащихся, с которыми ему приходится работать).

Для начала нужно определиться с набором параметров, достаточных для организации индивидуализации обучения. Естественно, он должен быть, по возможности, минимальным. Мы полагаем, что для диагностики можно ограничиться следующими параметрами:

  1. Преобладающий канал восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический, аналитический.
  2. Тип нервной системы: слабый, сильный, подвижный.
  3. Преобладающий локус контроля: правополушарный, левополушарный.
  4. Работоспособность или утомляемость: высокая, низкая, скачкообразная.
  5. Мышление: развитие выше нормы, норма, ниже нормы.
  6. Учебная мотивация: высокая, средняя, низкая.
  7. Тревожность: учебная и социальная.

Иногда встает вопрос: почему мы специально не диагностируем память и внимание? Это объясняется следующими причинами. Качественные характеристики памяти обычно коррелируют с ведущим каналом восприятия, поэтому, к примеру, кинестетик лучше запоминает информацию через действия с предметами. Индивидуальные отличия в памяти обычно не являются источником учебных неудач. Характеристики внимания, напротив, сильно на них влияют. Но обычно невнимательных детей замечает учитель, к примеру, по ошибкам в тетради, поэтому соответствующая информация со стороны психолога ему не требуется.

Для диагностики выделенных параметров могут использоваться различные методики, определяемые возрастом учащихся.

Результаты диагностики, дополненные наблюдениями за детьми на уроках и в ходе самоподготовки, сводятся в индивидуальные карты учащихся. В них отмечаются не только познавательные, но и личностные особенности детей, влияющие на успешность обучения и функционирования в школе — уровень самооценки, степень тревожности. При составлении индивидуальных карт важно использовать понятную педагогам терминологию. Кроме того, не вносить сведения,  которые могут как-то навредить ребенку. Стоит допустить вариант, что учитель из лучших побуждений покажет карту родителям. Поэтому текстовая информация должна быть очень аккуратной. За ней следуют краткие рекомендации психолога по оптимизации учебного взаимодействия с конкретным ребенком.

В каждом классе есть вспыльчивые учащиеся с трудностями эмоционально-волевой регуляции. Для них в карте полезно внести графу «табу» — какие действия ни в коей мере не допустимы. А также графу «признаки эмоционального напряжения», которые могут быть предвестниками агрессивной вспышки или плача. Обычно учителя просят в этой же графе приводить рекомендации по поводу того, как избежать вспышки. Там же размещаются рекомендации педагогам по оптимизации собственных действий в отношении учащихся. Примеры индивидуальных карт, составленных А.С. Кривцовой см. в Приложении 2.

Следующий шаг — обучить педагогов пользоваться результатами диагностики. Это нужно сделать на специальном семинаре. Краткий конспект варианта такого семинара приведен ниже.

Конспект семинара для педагогов «Тип нервной системы»

Типы нервной системы

Слабый тип

Такие учащиеся склонны к психосоматическому реагированию на учебные трудности. Для них очень важны позитивные взаимоотношения с учителем. Поэтому следует осторожно подходить к отрицательному оцениванию — оно может существенно понизить качество учебной работы. Лучше постоянно поощрять, эмоционально поддерживать детей, особенно во время контрольных мероприятий. Стоит иметь в виду, что у некоторых учащихся может сформироваться страх неудачи, тогда при выполнении задания они будут ориентироваться не на достижение успеха, а на избегание неудачи, что приведет к снижению концентрации внимания и значительно снизит эффективность работы. Поэтому таких детей необходимо научить переживать неудачу.

Учащимся не следует задавать неожиданные вопросы, требующие быстрого ответа. Иногда им нужно предоставлять возможность давать ответы в письменной форме, время от времени предлагать задания по алгоритму, шаблону, единой схеме.

Нужно иметь в виду быструю утомляемость учащихся. По возможности спрашивать в начале урока, учебного дня, недели. При подаче материала использовать внешние опоры: графики, схемы, диаграммы, таблицы. Не задавать вопросов по только что пройденной теме. Создавать спокойную обстановку, избегать перевозбуждения.

На переменах учащимся желательно двигаться.

Во время самоподготовки предоставить возможность заниматься одному, делать паузы. Полезно планировать выполнение уроков: сначала выполнять более трудные задания. Тщательно контролировать результаты. Можно предлагать использовать наглядные образы при выполнении устных заданий, которые учащиеся потом смогут использовать в своих ответах у доски.

Сильный тип

С такими детьми желательно избегать длительной монотонной, эмоционально неокрашенной работы, она снижает внимание, вызывает истощение. Необходимо менять виды деятельности, предоставлять детям возможность выполнять задания своими способами. Помогать формировать самоконтроль результатов. Учить планировать свое время, помогать осваивать способы повторения пройденного.

Во время самоподготовки побуждать планировать время на выполнение заданий, после чего совместно обсуждать отклонения от графика. Уделять особое внимание контролю правильности решений.

Подвижный тип

Эти дети не выносят длительной монотонной работы. По возможности им надо давать интересные задания, близкие жизненному опыту. Использовать игровые формы подачи материала. Обучать произвольной регуляции действий: умению быть сдержанным, не выкрикивать, способности организовывать учебную деятельность. Побуждать к аккуратному ведению тетрадей, улучшению почерка. Акцентировать чувство взрослости и самоконтроль как его неотъемлемую составляющую. На уроке необходим постоянный контроль учителя.

Иногда им нужно давать возможность подвигаться (вытереть доску, принести учебники, «не заметить», как учащийся крутится, теребит в руках предметы и т.п.). Излишнее сдерживание двигательной активности может привести к тому, что на перемене или следующем уроке ребенок полностью потеряет самоконтроль (начнет бегать, кричать, драться). Такое может наблюдаться после урока учителя, придерживающегося авторитарного стиля преподавания, или же во второй половине дня у авторитарного классного руководителя.

На перемене следует по возможности избегать перевозбуждения.

Во время самоподготовки необходимо помочь учащимся успокоиться. Задания лучше выполнять частями, приносить каждое выполненное задание на проверку учителю, который его оценивает и мотивирует ребенка на решение следующей задачи. Оценивать не только правильность, но и аккуратность выполнения работы.

Память

Следует предлагать учащимся задания, сочетающие приемы произвольного и непроизвольного запоминания. Использовать тексты и задания, близкие жизненному опыту учащихся. Вызывать эмоционально окрашенное отношение к учебному материалу (радость, удивление, интерес). Использовать для запоминания все каналы восприятия (зрение, слух, движение). Учить приемам запоминания, в частности, составлению плана ответа на устных предметах, выделению главных мыслей в тексте, поиску ассоциаций и т.п.

У некоторых учащихся страх перед неудачей ведет к ухудшению запоминания.

Внимание

Периодически стоит использовать приемы повышения коллективного внимания, особенно у учащихся 5—8 классов. Избегать переутомления, перевозбуждения, которые снижают внимание. Побуждать к повышению аккуратности выполнения задания, улучшению почерка. Использовать зрительные опоры или алгоритмы работы. С младшими школьниками допускается шепотное проговаривание своих действий. Необходимо соотносить предлагаемую скорость выполнения заданий с индивидуальным темпом учащихся. Для этого можно использовать работу с карточками. К ним приложить «подсказки» — план выполнения задания либо ответ, с которым учащийся может сравнить свой результат. Работа в темпе, более быстром, чем присущ ученику, приводит к снижению внимания. Полезно менять скорость выполнения заданий.

Следует повышать активность учащихся на уроке различными способами, в том числе игровыми, проблемными. Формировать умственные действия контроля за процессом своей деятельности: планирование и сличение с образцом.

Во время самоподготовки можно предлагать проверять свою работу вслух, карандашом отслеживая место проверки (включать не только зрение, но и слух, движение). У младших учащихся использовать взаимопроверку.

Мышление

Для повышения эффективности учебной деятельности педагогу следует давать ученикам задания, которые вызывают преодолимые трудности.

Особое внимание надо уделять формированию умения сравнивать предметы, явления (находить сходства и отличия, выделять различные признаки и основания для сравнения).

Актуализировать резервные возможности, в том числе опираться на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Учить зрительно представлять изучаемый материал, предлагая соответствующие опоры и выделяя через них главное в учебных текстах.

Повышать учебную мотивацию, для чего периодически давать задания, оцениваемые отметкой «отлично».

Подключать к выполнению сложных заданий эмоциональные переживания: удивление, радость, интерес. Использовать задания, близкие жизненному опыту учащихся. Работать с понятийным аппаратом. Побуждать детей задавать вопросы.

Во время самоподготовки рекомендуется проверять, насколько учащийся понимает тексты учебников, оказывать дозированную помощь, побуждать сравнивать новый материал с уже изученным.

Учебная мотивация

При наличии проблем в учебной деятельности педагогу следует:

1. Повышать познавательный интерес:
— раскрывать значимость и необходимость знаний;
— использовать наглядность и занимательные задания;
— вести урок эмоционально;
— использовать парадоксы;
— применять активные и игровые методы обучения;
— побуждать детей задавать «умные» вопросы;
— уделять особое внимание вопросу оценивания учащихся: оценивать знания следует с опорой на личностное, а не сопоставительное оценивание; имеет значение не только результат, но и процесс работы; важно побуждать детей к само- и взаимооцениванию;
— применять задания, предусматривающие выбор, творческое выполнение.

2. Повышать значимость хорошей успеваемости.
Для этого рекомендуется:
— повышать статус учащихся с хорошей успеваемостью;
— подчеркивать учебные успехи позитивных лидеров (у подростков пользуются успехом негативные лидеры, которые учатся плохо, поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы они воспринимали учебные успехи лидеров как образец для подражания);
— убеждать учащихся в том, что успешность в учении является следствием развития волевых качеств, поэтому должна быть свойственна настоящему человеку, в том числе подростку, который считает себя взрослым;
— рассматривать хорошую успеваемость как важнейший показатель взрослости;
— обсуждать жизненные планы учащихся и рассматривать знания как предпосылку жизненного успеха.

3. Повышать у детей уверенность в себе, в своих возможностях (частая причина лени — неуверенность в себе):
— поощрять даже небольшие достижения (иногда можно не обратить внимания на отдельные недочеты);
— демонстрировать собственную веру в возможности ученика, в том числе используя ободряющие высказывания («Я верю, что ты сможешь…» и т.п.);
— давать задания, в которых ученик обязательно достигнет успеха;
— разъяснять, какие конкретные действия должен предпринять ученик для достижения успеха;
— использовать позитивную лексику.

4. Стремиться стать для учащихся значимым человеком, объектом идентификации:
— проявлять уважение к личности и мнению учащегося;
— демонстрировать собственную внутреннюю уверенную позицию;
— по возможности использовать юмор, создавать атмосферу радости на уроке;
— открыто признавать свои ошибки и слабости (это позволяет учащемуся почувствовать себя сильнее, не переживать слишком остро свои неудачи).

Однако даже после семинара многие педагоги не будут использовать полученную на нем информацию, поскольку, как уже говорилось, на уроке от них требуется много различного рода воздействий. Поэтому полезно составить и раздать им краткую памятку, в которой будут отражены самые общие требования к их действиям.

Пример памятки для педагога

Преобладающий канал восприятия

Визуальный — смотреть на схемы, графики, рисунки, представлять мысленно картинки, образы.
Аудиальный — слушать, проговаривать вслух.
Кинестетический — трогать, перекладывать, раскладывать, вырезать (действовать руками).

Тип нервной системы

Слабый — давать отдых (высокая утомляемость), поддерживать уверенность в себе (существует опасность возникновения страха новых ситуаций, боязни контрольных ситуаций).
Сильный — избегать монотонности, формировать самоконтроль. Подвижный — разрешать двигаться (качаться на стуле, крутить ручку и т.п.).

Преобладающий локус контроля

Правополушарный — поддерживать (свойственна высокая эмоциональность), давать творческие задания, опираться на интуицию, обучать от общего к частному.
Левополушарный — опираться на логику, обучать от частного к общему.

Работоспособность

Высокая — нагружать равномерно.
Низкая — спрашивать в начале урока, дня, недели, трудные задания перемежать легкими для отдыха.
Скачкообразная — допускать колебания в учебных результатах.

Итак, мы рассмотрели работу психолога по диагностике учащихся и составлению индивидуальных карт. Однако учителям-предметникам, которые ведут уроки сразу в нескольких классах и параллелях, работать по индивидуальным картам нереально. Поэтому для них полезно составить общий профиль класса. Пример такого профиля (составлен Н.Г. Вираховской) приведен в Приложении  1.

Другой путь — выделить наиболее значимые параметры, требующие учета, и на их основании составить и раздать педагогам общую таблицу для класса (составлена Н.Г. Вираховской), пример приведен в Приложении 3, что позволит учителям сразу перейти к реализации индивидуального подхода к детям. Сделать это можно, выделив из каждого класса тех учащихся, у которых из-за невнимания педагогов к той или иной их особенности серьезно снижается эффективность учебной деятельности. Ведь многие дети сами умеют компенсировать учебные трудности, вытекающие из их ярко выраженных индивидуальных особенностей. Например, ребенок с низкой работоспособностью (высокой утомляемостью) периодически отвлекается, разглядывая пейзаж в окошке, тем самым дает себе отдых. Правополушарный ученик удовлетворяет стремление к творчеству, разрисовывая заголовки в тетради разноцветными фломастерам и. Тревожный ребенок первым тянет руку и после ответа успокаивается. Педагогу необязательно помнить о специфике таких учеников. А фамилии детей, которых действительно нужно держать в сфере внимания, и их особенности, которые необходимо учитывать, полезно совместно с психологом выделить.

Иногда для такой работы психологу нужно посетить уроки учителей-предметников. Количество их может быть различным в зависимости от психологической компетентности преподавателя.
Подводя итог обсуждению работы по организации индивидуального подхода к учащимся, заметим, что эффективной она будет только при активном взаимодействии с администрацией, которая поможет настроить педагогов на следование рекомендациям психологов.

Приложения

Приложение 1. «Пример описания психологического профиля класса».

Приложение 2. «Примеры заполнения индивидуальных карт».

Приложение 3. «Сводная таблица индивидуальных психологических параметров по классу».

Индивидуализация обучения
как необходимое условие сохранения психологического здоровья учащихся.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.