Психологические тренинги для педагогов — особенности

Важную роль в работе с педагогами играет тренинг. Именно он напрямую содействует сохранению их психологического здоровья, предоставляет возможность осуществлять свою профессиональную деятельность, то есть направлен как на самих педагогов, так и на сферу их взаимодействия с учащимися.

Тренинги, направленные на педагогов и проводимые в соответствии с выделенными нами ранее основными компонентами психологического здоровья, должны содействовать повышению у преподавателей уровня принятия себя и других, развитию рефлексии, в том числе эмоциональной, стремлению к саморазвитию.

Для повышения самопринятия и принятия других в тренинги обязательно включаются задания с прямыми «поглаживаниями» — вербальным формулированием достоинств человека, его ценности для окружающих, чтобы каждый имел возможность дать «поглаживания» другим и обязательно получил их сам.

Такие задания стоит выполнять в игровой форме, чтобы снизить сопротивление участников. Иногда полезно предварительно «разогреть» собравшихся, заставить их подвигаться и потом группу не усаживать. Например, достаточно сильным для повышения самопринятия и принятия других является упражнение «Зайчик-хваста»: каждому из участников предлагается подняться на возвышение — стул или стол (пенек) — и из роли зайчика громко произнести 5 утверждений о самом себе («Я — умный», «Я — красивый» и т.п.). Группа при этом стоит вокруг. Если перед упражнением не проводился «разогрев», не каждый участник согласится его выполнить.

«Поглаживания» могут быть не прямыми, а опосредованными, через продукт творческой деятельности участников. Например, каждому из них предлагается сделать из фольги кораблик, а затем рассказать остальным, куда он плывет, как справляется со штормами, какой мудростью обладает его капитан и т.п.

Сложнее выполняются задания, в которых человек сам должен назвать свои достоинства. Часто для этого требуются вспомогательные средства. Можно, например, составить коллаж на тему «Я и мои друзья». Опираясь на него, ведущий задает наводящие вопросы: «Какие качества ценят в вас друзья?», «Какие ваши поступки их привлекают?», «Как вы помогаете им?» и т.п. — таким образом помогая человеку сформулировать свои достоинства.

Для развития рефлексии также нужно предлагать специальные задания, потому что на прямые вопросы типа «Что вы сейчас чувствуете?» обычно отвечают только постоянные участники тренингов. Педагоги охотно принимают различного рода арт-терапевтические техники. Например, можно предложить им изобразить «Чудо» или «Волшебный путь». Когда они будут предъявлять рисунки группе, ведущий, задавая наводящие вопросы, например: «Это у меня ассоциируется с радостью, а у вас?», — может способствовать углублению эмоциональной рефлексии.

Сложнее всего содействовать формированию у педагогов стремления к саморазвитию, поскольку ценность его в нашем обществе чрезвычайно низка. Кроме того, невысокий уровень оптимизма, веры в успех заставляет многих думать не о самосовершенствовании, а о способах самозащиты в страшном окружающем мире. Поэтому здесь необходимо использовать методы, которые, с одной стороны, показывали бы полезность саморазвития, с другой — давали веру в возможность самореализации. Как нам представляется, для этого уместно использовать так называемые терапевтические сказки-метафоры. Обычно выделяют следующие компоненты такой сказки:

  1. метафорический конфликт или возникновение ситуации, когда герою становится плохо из-за имеющейся у него проблемы (непохожести на других, наличия страхов и т.п.);
  2. метафорический кризис — критическая для героя ситуация, несущая символику смерти;
  3. поиск и обретение ресурсов внутри себя — открытие героем в себе новых возможностей, необходимых для разрешения кризиса;
  4. торжество и праздник — возникновение ситуации успеха, признание со стороны окружающих.

Как видно из приведенной структуры, терапевтическая метафора дает человеку возможность доступа к тем ресурсам, без которых невозможно саморазвитие.

психологический тренингПомимо этого, метафора «безопасна» для педагогов, так как внешне она похожа на сказку, хорошо знакомую форму. Стоит отметить также непрямой характер ее воздействия, позволяющий избежать дополнительного сопротивления педагогов.

Понятно, что терапевтические метафоры следует использовать довольно осторожно, предлагая их либо в качестве отдыха, либо для размышления о каких-то особенностях детей.  Откуда брать метафоры? Можно пользоваться уже готовыми, составленными различными авторами для детей или взрослых. Многие психологи успешно пишут их сами.

Помимо содержательного наполнения тренингов, направленных на сохранение психологического здоровья педагогов, необходимо обратить особое внимание на их презентацию учителям, сделанную на доступном языке. Тренингам можно давать названия, но так, чтобы они были понятны педагогам и не вызывали сопротивления, например: «Тренинг по профилактике эмоционального выгорания» или «Тренинг командообразования». Хотя в последнем случае желательно пояснить, зачем нужен такой тренинг. Например, если учителя начинают работать с пятыми классами, где потребуется адаптировать детей к условиям обучения в старшей школе, то важно, чтобы они поняли необходимость согласованной работы всего педагогического коллектива.

Тренинги с учащимися внешне воспринимаются педагогами более спокойно, однако внутреннее сопротивление у многих остается. Поэтому и в эти занятия стоит включать различного рода «поглаживания».

Тренинг — очень эффективная форма работы с педагогами, но при его проведении психолог сталкивается с существенным противоречием: необходимостью добровольного участия в нем и невозможностью реализовать это на практике. Педагоги могут отказаться участвовать в тренинге по разным причинам. Наиболее вероятные: страх раскрыться перед людьми, с которыми придется долго работать, нежелание показаться слабым, имеющим эмоциональные проблемы, непонимание эффективности тренинга, а также наличие других важных профессиональных и семейных дел, на которые тоже нужно выделить время. Данное противоречие нужно решать в зависимости от запроса администрации школы: если она не настаивает на обязательном участии в тренинге всех педагогов, посещение можно делать добровольным, в противном случае приглашать всех учителей, разрешая активно сопротивляющимся пропускать занятия или присутствовать в качестве пассивных слушателей, выполняющих лишь те задания, которые захотят.

Вопрос о составе тренинговой группы в первом случае решается просто: вряд ли число добровольцев превысит допустимое количество участников. Во втором случае состав группы определяется совместно с администрацией школы.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.