Работа со сновидениями в психотерапии

Каждый помнит знаменитый сон Фараона: семь тучных и семь худых коров. За то, что Иосиф сумел его истолковать, он был освобожден из тюрьмы и назначен первым министром Египта.

Сновидение во все времена, несомненно, интриговало человека и заставляло искать ключи к расшифровке посланий: в Месопотамии уже за 3 тыс. лет до н. э. существовали пророческие интерпретации и терапевтическое применение сновидений. Известно, что в эту эпоху интерпретация снов была почитаемой профессией. Согласно легенде, при дворе вавилонского царя служили 24 видных онейролога (специалисты по сновидениям). Однажды царю приснился сон, вызвавший предчувствие, что в нем содержалось важное сообщение. Каждый из онейрологов предложил свою собственную интерпретацию, и царь был смущен. Но на самом деле все 24 предсказания осуществились, тем самым блестяще продемонстрировав полисемию любой формы выражения подсознания.

В Древней Греции было 420 храмов Эскулапа, предназначенных для инкубации сновидений. Здесь укладывались спать прямо на полу, укутавшись в окровавленные звериные шкуры в окружении священных змей, моля о сновидениях, имеющих лечебные свойства!

У евреев считалось, что неистолкованный сон — это непрочитанное письмо, то есть — обида, нанесенная автору.

А действительно, кто же является автором? Что же это — сновидение: способ ли выражения подсознания сновидца (Фрейд)? Или же послание, пришедшее издалека, коллективное бессознательное (Юнг)? «Трансперсональное» сообщение, чем можно было бы объяснить вещие сны (Грофф, Декамп)?

А может быть, это — естественное биологическое явление (Жуве, Димент, Гобсон)?

Фрейд, Юнг… и другие о сновидениях.

Фрейд называл сновидение «царской дорогой» к бессознательному. Перле, отец гештальт-терапии, не отрекается от своего учителя, по крайней мере в этом вопросе. Он даже заявляет, что подробный анализ одного сновидения мог бы дать пищу для полного курса психотерапии! Фрейд считал, что во власти сновидений исцелять и утешать. А его последователь Ференци признавал за ними травмалитическую роль («рассасывания» и «переваривания» психологических травм). Особенно это касается «рецидивных» (повторяющихся) снов, призвание которых — постепенное стирание аффективного ореола вокруг шокирующих воспоминаний. У Фрейда сновидение — не трансцендентное послание свыше, а имманентное сообщение снизу, исходящее из «черного континента» бессознательных импульсов (влечений).

Юнг вновь придает сновидению более возвышенное значение, признавая, что оно имеет не только психологические и биографические основания, но и является отражением бессознательного восприятия общечеловеческих культурных глубин. Согласно Юнгу, сновидения бесконечно простираются и к прошлому, и к будущему: они не скрывают какое-то вытесненное желание, а наоборот, вскрывают информацию коллективного бессознательного (архетипы) и могут обретать даже эзотерический смысл.

Современные исследования сновидений.

Психоаналитический подход преобладал в период с 1900-х по 1960-е гг. В наши дни ситуация изменилась, в частности, вследствие выхода в свет работ французского профессора Мишеля Жуве (1961).

Сегодня известно, что сны видят только высшие животные. Хладнокровные (рыбы, рептилии) никогда не видят снов, но их нервная система имеет свойство восстанавливаться в течение всей жизни (постоянный нейрогенез), обновляя свои нейроны, подобно остальным более «примитивным» клеткам организма. Таким образом, они ограничены врожденным инстинктом и не способны приобретать и сохранять новые навыки. В самом деле, воспоминания закрепляются главным образом во время сна.

Именно в это время животное особенно уязвимо: оно временно слепнет, почти глохнет и частично парализовано. Ничего удивительного, что прежде всего сновидение требует ощущения безопасности. Так, коровы видят сны почти в три раза чаще в стойле, чем на пастбище! А самоуверенные крупные хищники позволяют себе роскошь проводить 40% времени, отведенного на сон, в сновидениях, тогда как несчастные животные, за которыми они охотятся, смеют посвятить сновидениям едва 5% времени.

Человек, который по этому показателю занимает промежуточное положение между хищниками и жертвами, проводит в сновидениях в среднем 20% времени, отведенного на сон, что соответствует приблизительно ста минутам за ночь, вне зависимости от того, помнит он эти сновидения или нет. Известно, что сны видят все, но исследования продемонстрировали, что в среднем уже через 8 минут после пробуждения 95% содержания сна забывается!

Плод начинает видеть сны на седьмом месяце внутриутробного развития(in utero) а значит, задолго до появления сознательных воспоминаний, «подвергающихся цензуре» с целью вытеснения, согласно гипотезе Фрейда, которая противоречит современным научным исследованиям. После рождения 60% времени младенец проводит в дальнейшем формировании своего мозга. И кстати, во время беременности женщина проводит вдвое больше времени в сновидениях для сопровождения нейрогенеза плода. Поэтому нельзя исключать, что часть материнских сновидений способствует бессознательной передаче определенного жизненного опыта, что может вносить вклад в пресловутую «наследственность приобретенного характера».

Сновидение окрестили «пуповиной рода» за то, что оно передает основы поведения, необходимого для выживания. Но сновидение обогащает эти основы, актуализируя посредством интеграции приобретаемого опыта и, таким образом, способствуя индивидуации личности, которая является совокупностью врожденного и приобретенного.

Перле резюмирует отношение к сновидению в гештальте следующим образом: различные элементы сновидения являются фрагментами личности сновидца, которые ему надлежит усвоить, последовательно предоставляя возможность «высказаться» каждому элементу. Вместо анализа сновидения Перле предлагает вдохнуть в него жизнь, проигрывая в настоящем времени. Его ученик Изадор Фромм интересуется сновидением как «ретрофлексией» сообщения, бессознательно адресованного психотерапевту, которому клиент пересказывает свой сон.

Десять подходов к сновидению в психотерапии.

Что касается работы со сновидением,  ниже  приведены десять его терапевтических аспектов, которые могут гармонично сочетаться. Вот они.

1. Даже если исключить любое преднамеренное применение сновидения, оно уже само по себе обладает, как было сказано выше, множеством биологических «терапевтических» свойств адаптации и саморегуляции. Кстати, эти свойства не требуют безусловного сознательного воскрешения сновидения в памяти: пересмотр и актуализация нашего генетического наследия, запоминание, «индивидуация» поведения (Жуве), постепенное растворение травмирующих воспоминаний (Ференци).

2. Обычный пересказ сна после пробуждения способствует его лучшему восхождению к сознанию, возникновению спонтанных ассоциаций и возможной дедраматизации.

3.  Интерпретация сна через ассоциации, вызываемые его содержанием или формой, его символическое декодирование (Фрейд) позволяет обогащающее погружение в индивидуальное бессознательное.

4.  Обращение ко всемирному символизму, к коллективному бессознательному, завуалированным сообщениям, заключающим в себе предсказания (Юнг), — все это делает возможным межличностное (трансперсональное) и духовное «откровение».

5. Сон может быть заново сыгран в форме психодрамы (Морено) для того, чтобы выделить определенные аспекты и обогатить его возможными реакциями различных действующих лиц.

6.  Группа может использоваться в качестве «резонатора», или «звукового усилителя», когда психотерапевт поручает нескольким добровольцам громко произнести перед окончанием работы некоторые ключевые фразы сновидца (Анн Гингер).

7. Сновидение как проекция спящего (Перле) побуждает к объединению различных граней индивидуума через последовательную реапроприацию элементов, a priori разрозненных.

8. Сновидение как ретрофлексия сообщения, адресованного психотерапевту (Изадор Фромм), способствует обогащению обмена терапевт/клиент, который считается сердцевиной любой психотерапии.

9. Сновидение можно рассматривать как незавершенный гештальт (Серж Гингер). Судите сами: природой предусмотрен приход сновидения в самом разгаре сна (когда сон наиболее крепок), а следовательно, вне сознания. Точно так же происходит и процесс пищеварения. Осознанный процесс пищеварения (тяжесть в желудке и т. п.) свидетельствует о какой-либо аномалии. Так же и со сновидением: если оно непосредственно всплывает в сознании во время пробуждения, это значит, что оно частично осталось «непереваренным». И тогда ему нужно помочь завершить прерванную работу. Так, клиенту можно предложить пересказать свое сновидение в настоящем времени, завершая, как он сам пожелает, взяв ответственность на себя (ведь сновидение принадлежит ему!) и совершая действия (монодрама или психодрама), чтобы снять бессознательное психическое напряжение, вызванное незавершенными действиями. Таким образом, клиент самостоятельно строит свое будущее.

10.  И наконец, сновидение можно использовать как обычный предлог (а не как текст, подлежащий расшифровке). В этом случае оно является своего рода вступлением. Затем психотерапевт концентрируется в основном на форме, то есть на как, а не на что (содержание). Внимание обращают на тон голоса, позу, жесты и т. п. Работа проводится здесь и теперь над отношениями с психотерапевтом, в некоторых случаях — даже в ущерб самому сновидению.

Полисемия — многозначность, «многослойность» значений. Встречается в Священном Писании иди, например, в сказках братьев Гримм.
Термин гештальт-терапии, обозначающий бессознательный механизм удержания.

Работа со сновидениями в психотерапии.

Читайте также:
Толкование сновидений — психологические методы.
Сон человека.
Сны, ночные кошмары и здоровье
Похожие статьи

Комментарии закрыты.