Статус в группе и самооценка

В одних случаях существенно важной для педагога становится задача повышения уровня притязаний личности — школьник невысоко оценивает себя и свои возможности; что приводит к определенной ущербности, устойчивой потере уверенности в успехе.

Общйя психология (под редакцией А. В. Петровского)

Знание особенностей каждого ученика по отдельности не заменит знание особенностей класса целиком, особенностей межличностных отношений. Одним из способов решения этой задачи является определение статуса ученика в группе сверстников.

В дополнение к идеографическому тесту отношений, классической социометрии (анкетирование с последующим составлением таблиц выборов, «воронки» Морено) и методике Рене Жиля целесообразно использование игровых модификаций социометрического метода. В небольшом классе НОУ с младшими подростками эффективно применение методики игровых выборов, выполняющих как диагностическую, так и формирующую функции.

Знание существующего на данный момент у ученика статуса в классе (группе) позволит учителю оценивать результаты работы ребенка таким образом, чтобы помочь ему приобрести оптимальный статус. Кроме того, побуждая ученика давать самостоятельную аргументированную оценку своей работы, учитель поможет ему обрести более адекватную самооценку. Это, в свою очередь, будет способствовать стабилизации эмоциональной сферы ученика. Вместе с «памяткой» о внешних проявлениях модальностей, мы предложили учителям таблицу, показывающую, как уровень самооценки Может отражаться на поведении учащихся.

Особенности поведения учащихся с различным уровнем самооценки

СамооценкаОсобенности поведенияОтношение к ошибкам
Своим Чужим
Адекватная Активность, общительность, оптимизм В целом — адекватное: могут огорчиться; свои стараются исправить, чужим сочувствуют
Высокая Стремление к успехам в разных видах деятельности,
уверенность в своих силах
Чаще предпочтут не исправить, а забыть, не думать о них Сравнительно безразлично
Завышенная Высокомерие,
бестактность. Переоценка
своих возможностей, недооценка чужих
Считают случайным,
вызванными посторонними факторами («плохо себя чувствовал», учитель придирался»)
Считают закономерным, само собой разумеющимися
Низкая Неуверенность в себе, застенчивость, повышенная тревожность Переживают
но не стремятся исправить
Сравнительно безразлично
Заниженная Пассивность, замкнутость.
Постоянная недооценка своих возможностей, переоценка чужих
Считают закономерными, воспринимают как должное Оправдывают, считают случайными

Уровень самооценки учащихся может определяться с помощью направленного наблюдения, анализа их высказываний о себе и других, а также с помощью самостоятельного заполнения ими «Шкалы настойчивости». В последнем случае учащимся дается понятие о таком качестве, как настойчивость (волевая черта личности, при которой человек подчиняет свою деятельность поставленной цели, доводит дело до конца, несмотря та препятствия). Далее предлагается шкала от 0 до 100 (единица измерения — 25), на которой следует отметить уровень собственной настойчивости, с помощь которого может быть определен уровень самооценки. Следует обратить внимание учащихся на особенности шкалирования:

  • от 0 до 20 (я не настойчив, не люблю трудностей и не пытаюсь их преодолеть);
  • от 20 до 40 (бросаю работу, когда первые попытки не приводят к успеху);
  • от 40 до 60 (настойчив, пока не появятся серьезные трудности, с которыми справиться нелегко);
  • от 60 до 80 (настойчив, но когда трудности кажутся непреодолимыми, бросаю работу);
  • от 80 до 100 (очень настойчив, никогда не бросаю начатое дело, даже при наличии непреодолимых трудностей).

Педагогу-психологу рекомендуется обратить внимание на динамику изменения статуса, что особенно важно на этапе адаптации новичков к новому социуму и при составлении программ психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска. При подготовке рекомендаций педагогу по преодолению изоляции и повышения ученического статуса можно использовать следующие:

1) вовлечь ученика в интересную деятельность;
2) помочь достичь успеха;
3) преодолеть эффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость;
4) выработать уверенность в себе;
5) хорошие результаты можно получить и различными косвенными мерами:
6) полезно, чтобы одинокого, робкого ребенка поддержали авторитарные сверстники.

Вместе с представлением на каждого учащегося педагог получает так называемое «сводное заключение», в котором таблицей представлены данные на весь класс.

Обобщенные психолого-педагогические данные по классу             

Фамилия, имя

Ведущая система восприятия

Период
продуктивной
деятельности

Тип
нервной системы

Тип утомления

Статус в группе

Иванов Андрей

Кинестетическая

Первая
половина
урока

Слабый

Истощение

Принимаемый

Петрова Галина

Визуальная

Середина урока

Средний

Пресыщение

Лидер

Имея перед глазами результаты психологических обследований, сведенных в таблицу, учитель может пользоваться ими как своеобразной «шпаргалкой» при подготовке и проведении урока. Общее количество параметров позволяет педагогу решить самые разные задачи:

  • повысить самооценку, статус в группе, мотив к обучению слабоуспевающего ученика, дав ему задание, максимально соответствующее его возможностям в период наивысшей продуктивности;
  • понизить межличностную и ситуативную тревожность;
  • предъявить учебный материал (и проверить его усвоение) в той модальности, которая наилучшим образом соответствует ведущему сенсорному каналу учащегося;
  • в  случае возникновения утомления предложить учащемуся наиболее эффективный способ быстрого восстановления работоспособности во время урока.

Попробуем рассмотреть обычный урок, в котором присутствуют все его традиционные элементы: проверка домашнего, задания, изучение нового материла, повторение и закрепление пройденного.

Для проверки домашнего задания имеет смысл при прочих равных условиях вызвать не самого сильного ученика, у которого период наибольшей продуктивности непродолжителен и соответствует началу урока. В зависимости от избранного способа проверки (устный опрос, выполнение письменного задания или постановка эксперимента) можно выбрать ученика по его ведущему сенсорному каналу (визуал, аудиал, кинестетик).

При изучении нового материала лучше выбрать того, чей период наивысшей продуктивности совпадает с серединой урока и с сильным типом нервной системы, кроме того, полезно учесть и ведущий сенсорный канал ученика, к примеру, это может быть визуал. Наилучшим образом для этого этапа урока подойдет признанный лидер группы или тот, кто претендует на эту роль. Закрепляя пройденный на уроке материал, целесообразно пригласить ученика-аудиала (для устного повторения) или кинестетика (для постановки опыта) из учащихся, чей период наивысшей продуктивности соответствует второй половине.

При такой организации урока учитель использует все сенсорные каналы учащихся, и каждый может получить информацию удобным для себя образом. При этом каждый из учеников имеет возможность проявить себя в период своей наивысшей продуктивности. Смена видов деятельности является профилактикой истощаемости.

Кстати, умение использовать подобную таблицу очень облегчит задачу, стоящую перед учителем, заменяющим своих коллег во время их отсутствия. Даже в незнакомом классе урок можно провести весьма эффективно.


Статус в группе и самооценка


Ранее опубликованно:
Ведущая система восприятия и способы ее определения
Похожие статьи

Комментарии закрыты.