Ведущая система восприятия и способы ее определения
Ведущая система восприятия и способы ее определения
Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я пойму.
Древняя китайская мудрость
Е. А. Ямбург приводил как-то пример попытки индивидуального подхода, проделанной без учета особенностей развития ребенка и потому обреченной на неуспех. Подражающий Шалве Амонашвили, молодой учитель начальной школы, проходя между парт, наклонялся и шепотом (индивидуально!) объяснял детям учебный материал. Не принимая во внимание уровень развития слухоречевой памяти, учитель фактически терял и свое время, и время учеников. Те из них, кто плохо воспринимал информацию на слух, не могли должным образом понять и запомнить то, что им объясняли. Недостатки восприятия в одной или более сенсорных модальностях, а также слабая интеграция идущей от разных модальностей информации могут быть причинами не только слабой успеваемости, но и нарушений в поведении.
Умелое использование преобладающего сенсорного канала позволяет учителю с большим коэффициентом полезной деятельности передавать ученикам сложную учебную информацию. Вместе с тем не следует считать подобный метод панацеей. Во-первых, помимо сенсорного канала «Вход» существует и канал «Выход», которые не всегда совпадают. Во-вторых, учителю желательно порекомендовать развивать все каналы, а не только тот, который уже достаточно развит. При этом можно напомнить высказывание Д. Б. Эльконина, который предлагал «ориентировать обучение не на сложившиеся, а на еще только складывающиеся особенности умственного развития».
Для педагогов представляют интерес поведенческие признаки, на основе которых можно сделать примерный вывод о том, какой канал: аудиальный, визуальный или кинестетический — развит у учащегося лучше. Предлагаем рассмотреть приведенную ниже таблицу, но при этом обязательно следует напоминать, что достаточно часто встречаются смешенные типы модальностей.
Особенности восприятия учащимися информации (поведенческие признаки)
Визуал | Аудиал | Кинестетик |
---|---|---|
Хорошо помнит то, что видел. С трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), при этом — хороший рассказчик. Организован, наблюдателен, как правило — спокойный. Имеет живую, образную фантазию. При разговоре подбородок держит в верх, голос может быть высоким. | Легко повторяет услышанное. Чувствителен к интонации. В учебной деятельности предпочитает счет и письмо. Задумавшись, разговаривает сам с собой. Шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Говорит ритмически. Легко отвлекается. В группе часто бывает самым разговорчивым, любит дискуссии. | Лучше обучается, делая. В начальной школе долго неможет избавиться от привычки водить при чтении пальцами по строчкам. Хорошо помнит общее впечатление о событии. Отвечает на физическое поощрение. При общении стоит близко, касается людей. Обилие движений, много жестикулирует. Раннее физическое развитие. Подбородок держит вниз, голос может быть довольно низким. |
В нейролингвистическом программировании, чтобы определить ведущую систему восприятия применяется, в частности, следующий метод, при котором можно использовать различный стимульный материал в зависимости от возраста испытуемого — буквы, цифры, картинки, слова, иероглифы. Количество предъявляемых символов также зависит от возраста — от 7 до 15-17 единиц. Для определения уровня визуального восприятия, испытуемому предъявляют на отдельном листе символы и просят запомнить все, что на нем изображено. Для детей школьного возраста лучше всего использовать буквы и цифры вперемежку (цифр меньше) в количестве примерно 15 (для начальной школы — 10). Время ограничено — на один символ отводится 1-1,5 секунды. После этого лист убирается, и испытуемый записывает все, что он запомнил (порядок можно не соблюдать).
Для определения уровня аудиального восприятия испытуемому зачитывается вслух уже другой набор букв и цифр (либо других символов) с интервалом между символами 3-4 секунды. После того как все символы зачитаны, испытуемый также записывает все, что запомнил.
Для определения уровня кинестетического восприятия третий набор символов «пишется» пальцем у испытуемого на спине (после проведения небольшой тренировки). Задача ученика — понять, запомнить, и только после предъявления всех символов он их записывает.
После проведения тестирования проверяется правильность воспроизведения символов. Ведущей системой восприятия считается та система, где наибольшее количество воспроизведенных символов и допущено меньше всего ошибок. Если же таких систем две, то можно говорить о преобладании двух систем восприятия. Для того чтобы определить, как ученику легче запоминать, а затем восстанавливать информацию в различных модальностях, можно использовать методику, описанную Майклом Грин-дером. В разговоре с учащимися, а иногда и с педагогами важно пояснить, что сравнение интеллектов учащихся при диагностике не подразумевается.
Модальностью «входа» будем называть сенсорный канал, по которому поступает информация. Модальностью «выхода» — сенсорный канал, по которому демонстрируется понимание данной информации. Пример: В/вход — А/выход. Вместе с испытуемым выберите предметы, которые легко определяются как визуально, так и кинестетически (монетки, пуговицы, скрепки — каждого по два). Разделите этот набор на две одинаковые части. Сядьте за стол напротив друг друга, поставьте та стол ширму-перегородку, например большую книгу. Положите любые 4 предмета перед ширмой. Убрав на непродолжительное время ширму, покажите испытуемому свой набор предметов и попросите его их запомнить. После этого закройте ширмой свои предметы и попросите учащегося сложить (из своего набора) те же предметы в том же порядке. Когда он закончит, уберите перегородку и проверьте качество работы. Вы таким образом имитировали ситуацию В/вход — К/выход. Если испытуемый справился слишком легко, следует усложнить ситуацию, увеличив количество предметов или уменьшив время для предъявления предметов. Повторите шаг 3, имитируя А/вход — А/выход, то есть опишите испытуемому последовательность предметов перед ширмой и попросите его рассказать об этой последовательности.
Теперь имитируйте ситуацию В/вход — А/выход (он смотрит, а затем говорит). А/вход — К/выход (он слушает вас, а затем сам раскладывает). К/вход — А/выход (он ощупывает не глядя, затем рассказывает). К/вход — К/выход (он ощупывает не глядя, затем сам складывает). Проанализируйте полученные результаты. Нужно только помнить, что цель этого упражнения — определить одну или несколько самых сильных комбинаций, или самую слабую.
Комментарии закрыты.