Особенности взаимодействия социального педагога с семьями группы риска
Особенности взаимодействия социального педагога с семьями, находящимися в зоне или группе риска.
В социально-педагогическом сопровождении ребенка крайне важным является согласованность требований и ожиданий, предъявляемых к ребенку со стороны школы и родители! Очевидно, что формировать личность ребенка возможно только через взаимодействие с семьей.
Модель воздействия социального педагога на ребенка представлена на рис. 1.
В практике школьной работы, как правило, возникает вопрос о «глубине проникновения» в семью. Принцип добровольности сотрудничества родителей действует до тех пор, пока ситуация в семье не представляет реальной угрозы психофизическому состоянию ребенка. Затем социальный педагог, психолог, члены администрации задействуют все рычаги воздействия па семью, предусмотренные законодательными актами с целью привлечения в случае необходимости специалистов различных структур и ведомств: Комиссии но делам несовершеннолетних, УВД, прокуратуры, суда и т. д.
|
Объектом профессионального сопровождения социального педагога являются семьи, попавшие в золу социально-экономического и психолого-педагогического риска. Поскольку любой признак нестандартности семьи по ее статусу, необычному стилю воспитания становится результатом деструктивных форм поведения ребенка в школе, социальный педагог внимательно анализирует возможность неблагополучия в семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. В зону внимания социального педагога попадают: малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, семьи без гражданства, без работы.
Социальный педагог обязан действовать в соответствии с существующей законодательной базой РФ, а именно:
- оказывать данной категории семей единовременную материальную помощь из фонда «Всеобуча»;
- предоставлять бесплатное питание по распоряжению Главы муниципалитета;
оказывать помощь в организации летнего отдыха детей (ФЗ № 120, ст. 14, п. 1.3); - оказывать содействие при определении детей в кружки, секции, клубы по месту жительства (ФЗ № 120, ст. 14, п. 2.4);
- оказывать содействие в трудовом устройстве несовершеннолетних (ФЗ № 120, ст. 11, п. 6; ст. 19);
- оказывать правозащитную и другие виды помощи несовершеннолетним и их семьям.
Эта работа нацелена на то, чтобы помочь семье справиться с трудностями воспитания ребенка в стесненных условиях.
Особое внимание социальный педагог концентрирует на том, существует или нет реальная угроза жизни, здоровью и благополучному развитию ребенка в конкретной семье, находящейся в зоне или группе риска. В том случае, когда выявляются факты жестокого обращения с ребенком, отсутствия контроля за ситуацией его воспитания, обучения и развития, пренебрежения нуждами ребенка и т. п., социальный педагог не только ставит конкретную семью на внутришкольный контроль, но и планирует работу по решению дальнейшей судьбы ребенка.
О.П. Потапенко
Особенности взаимодействия социального педагога с семьями, находящимися в зоне или группе риска.
Ранее опубликовано: