Игрушка как средство развития общения ребенка
Игрушка как средство развития общения ребенка в раннем возрасте
Ребенку раннего возраста игрушки, разумеется, по-прежнему необходимы.
Игрушки позволяют ребенку исследовать мир, складывать и проявлять свои творческие способности, выражать чувства, учат общаться и познавать себя.
Действия ребенка | Действия взрослого |
1. Соотносящие. | Руководит общением |
2. Орудийные. | В общении знакомит с миром простых вещей: |
3. С полифункциональными предметами | В общении: |
Действия ребенка | Действия взрослого |
4. С игрушками (куклами, зайками, мишками и т. п.). | В общении создает игровые ситуации, в которых надо проявить заботу, сопереживать игрушке. Например, вместе с ребенком гладит куклу Алену, обнимает ее, укладывает спать и т. д. Важно показать оценива ющее отношение. Например, спросить: «Ты ведь любишь Алену?» |
С помощью игрушек и других предметов ребенок совершает действия различного вида, необходимые для овладения предметной деятельностью,
Рис. 7.3. Роль взрослого в обучении ребенка игровым действиям
Выбор игрушки — дело серьезное, поскольку она может быть с человеком долгие годы. Поэтому игрушка должна быть красивой и приятной на ощупь. Тем более что в будущем она может стать доверительным другом ребенку. С малышом 2-3 лет можно разыгрывать сюжеты, используя машинки, кубики, конструкторы. Каждое прочитанное ребенку стихотворение можно
В 2-3 года игровая деятельность ребенка постоянно развивается (рис. 7.4).
Рис. 7.4. Развитие игровой деятельности с возрастом
-152-
Ситуация. Папа с Петей (3 года) чинят сломанную машинку.
Как использовать эту (или подобную) ситуацию для развития правильной речи ребенка и для того, чтобы у ребенка укрепилось желание общаться с отцом?
Решение. Папе нужно доброжелательно, эмоционально, в позиции «на равных» разговаривать с ребенком, обозначать словами свои действия: «Ну что, как будем чинить? С помощью отвертки?».
Сын повторяет несколько раз за папой: «Закручиваем болтик отверткой!». В конце концов, каждый остается довольным: сын — отремонтированной машинкой, папа — своим помощником.
-153-
Вопрос. Как организовать общение с трехлетним ребенком при совместном рассматривании картины «Дети на прогулке»?
Ответ. Сначала взрослый сам составляет рассказ по картинке, вызывая положительно-эмоциональное отношение к ней. Затем побуждает ребенка отвечать на вопросы типа: «Что делают дети?», «Во что они одеты?», «Какое время года изображено на картине?», «Как ты это определил?» и т. д.
Вопросы взрослый ставит таким образом, чтобы ребенок использовал известные ему слова, падежные окончания. В то же время взрослый знакомит ребенка с новыми для него словами.
-154-
Ситуация. Для ребенка раннего возраста характерны стереотипность поведения, негибкость, некоторый «консерватизм».
Как сохранить эмоционально-положительный настрой ребенка, например, в ситуации одевания, когда ему неожиданно предлагается новая одежда (в частности, кофточка)? Как развивать самостоятельность ребенка?
Решение. В общении с ребенком взрослый должен предварительно настроить его на новый предмет (в данном случае на новую кофточку). Это позволит снять напряженность отношений, малыш успокоится и легко выполнит предложенное взрослым действие, наденет новую одежду. Общение войдет в привычное русло.
Для развития самостоятельности лучше побуждать ребенка к действию, используя ситуацию выбора.
Итак, взрослому в общении с ребенком раннего возраста необходимо иметь в виду:
- постоянство предмета;
- постоянство времени, последовательность событий;
- постоянство ритуалов (делать так, как принято) и др.