Модели взаимодействия взрослого с ребенком

Введение

От количества и качества общения зависит уровень будущих способностей ребенка, его характер, его дальнейшая жизнь.
Надо хорошо понимать, что такое общение и какую роль оно играет в разные периоды детства.

Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.

Для педагогической деятельности родителям необходимо овладеть теоретическими знаниями. Если они не будут знать, чувствовать внутреннюю потребность, побуждающую ребенка вступать в общение, они не смогут его понимать, а значит — и правильно отвечать ему.

Чтобы грамотно выстроить взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.

Коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеют его взаимоотношения со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. Все свои психические качества и свойства личности он приобретает исключительно через общение, так как до определенного возраста у детей нет способности к самообразованию и самовоспитанию.

В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.
Сфера общения — самый мощный источник, определяющий психическое состояние ребенка, его здоровье. Необходимо соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: «Не вреди!». Поэтому от взрослого требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в присутствии детей, так и с самими детьми.

Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми. Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить общаться можно прежде всего примером самих родителей, взрослых.

Глава 1

Модели взаимодействия взрослого с ребенком

Установление контакта с ребенком при его воспитании осуществляется на основе разных моделей взаимодействия взрослого с ребенком: учебно-дисциплинарной, «невмешательства», личностно ориентированной. Особенности учебно-дисциплинарной модели, а также модели «невмешательства» представлены в табл. 1.1.

Таблица 1.1
Особенности учебно-дисциплинарной модели и модели «невмешательства»

Модель учебно-дисципли­нарная

Модель «невмешательства» в жизнь ребенка

В основе:

обучение ребенка умениям и навы­кам

самостоятельность ребенка: с проблемами он должен справляться сам

Способы общения:

— наставление;
— требование;
— запрет;
— угроза, наказание

— холодное наблюдение;
— реагирование уходом;
— реагирование раздраженным неприня­тием

Тактика общения:

руководство и контроль

мирное сосуществование рядом, но не вместе

Результат общения:

подчинение, отсутствие самостоя­тельности, иногда агрессия, жесто­кость

разрыв эмоциональных связей

Этих крайностей можно избежать, если руководствоваться личностно ориентированной моделью взаимодействия взрослого с ребенком. Ее характерные черты представлены ниже.

Цель общения по личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком состоит в том, чтобы:

  • обеспечить психическую защищенность ребенка, доверие его к миру, показать радости бытия (условия для психического здоровья);
  • формировать начала личности (базис личностной культуры);
  • развивать индивидуальность ребенка (не путем «программирования», а прогнозированием и содействием развивающейся личности);
  • формировать знания, умения, навыки как средства полноценного развития личности.

Условия такого общения: принятие и понимание личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умение становиться на позицию другого); также нужно учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения предполагает учет следующих условий:

  • сотрудничество при взаимодействии;
  • создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;
  • использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование.

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).

Поведение ребенка:

  • выполнение и положительное отношение к тому, что взрослый говорит, просит;
  • высказывание собственного мнения;
  • желание достичь результата;
  • обращение за помощью.

Результат:

  • свобода мышления, воображения;
  • исчезает страх;
  • возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке;
  • появляется единство физического и психического здоровья.

* * *

Осуществляя эту модель взаимодействия, свои ожидания и требования к ребенку взрослый координирует с задачей создать благоприятные условия для наиболее полного развития его способностей.

Взрослый прогнозирует и максимально содействует развитию личности ребенка.

Вернуться к оглавлению

Похожие статьи

Комментарии закрыты.