Одаренные дети | Дети с проблемами в обучении |
Особенности в развитии высших психических функций |
1. Внимание |
Высокий уровень внимания, умение наблюдать за несколькими процессами сразу, быстрая переключаемость внимания, длительность в сохранении интенсивного внимания, высокий объем внимания | Рассеянное внимание, высокая отвлекаемость, быстрая утомляемость, низкий объем внимания, большие трудности в переключении внимания, неспособность к сохранению интенсивного внимания |
2. Мышление |
Абстрактное мышление: способность классифицировать и категоризировать разную информацию, широко использовать полученный опыт в других сферах познания; склонность к систематизации и реорганизации, потребность в коллекционировании, постоянном обновлении и видоизменении; потребность к познанию и стимулированию разума; ненасытное любопытство, нескончаемый поток вопросов и требовательных приглашений к диалогу; полнота и самостоятельность перспективного планирования, развитый самоконтроль, высокая наблюдательность; взаимозависимость мыслительной деятельности и практических действий (согласованность слов и действий); яркие, широкие, конкретные познавательные интересы; принятие и решение практических задач, требующих предварительного планирования и самоконтроля. | Наглядно-действенное мышление: слабые (или отсутствующие) способности к классификации и категоризации, неспособность использовать накопленный опыт в другой сфере познания; отсутствие склонности к реорганизации, обновлению (оформленная однажды экспозиция всегда постоянна); избегание неуспеха путем отказа принять задачу или выбор задачи минимальной сложности; познавательная ригидность, инфантилизм, безинициативиость; отсутствие потребности в планировании, отсутствие познавательного самоконтроля; большие трудности в соединении теоретических знаний с практическими умениями (рассогласованность в словах и действиях); слабые проявления познавательных интересов. Недостаточная осмысленность или полное отсутствие выраженных познавательных интересов; непринятие или непонимание условий задачи. |
3. Речь |
Ранняя речь, большой словарный запас | Поздняя речь, маленький словарный запас |
4. Память |
Превосходная память: способность принять и обработать большое количество информации, неустанный поиск «пищи для ума»; повышенная биохимическая и электрическая активность мозга; хорошо развиты все виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, но особенно ярко и выразительно — словесно-логическая; основные особенности памяти: произвольная и непроизвольная память срабатывает одинаково стабильно, долговременно, часто ребенок транслирует высокий уровень развития оперативной памяти (например, может мгновенно выучить и рассказать стихотворение на утреннике) | Проблемная память: непринятие большого количества информации, потребность в заучивании (многократном механическом повторении для запоминания); неспособность удерживать информацию длительное время; большие проблемы ребенок имеет со словесно-логической памятью, ему трудно вспомнить и пересказать даже самый короткий учебный текст, что препятствует успешному усвоению знаний; особенно хорошо развита эмоциональная память, фиксирующая положительные и отрицательные эмоции, пережитые чувства, пси- хо-эмоциональные ощущения ребенка, особенностью памяти является кратковременность — ребенку сложно припомнить даже то, что он специально заучивал |
5. Воображение |
Ярко развитое воображение, постоянная потребность фантазировать | Слабое воображение, неспособность к фантазированию, ребенок не любит рассказывать и даже слушать сказки, рассказы взрослых и сверстников |
Психосоциальные аспекты |
Сильно развитое чувство справедливости: наличие личной системы ценностей; хорошо развитое чувство юмора; неустанные попытки решать проблемы, которые «не по зубам»; эмоциональная зависимость, нетерпеливость, несбалансированность, стремление преувеличивать страхи; эгоцентризм — проецирование собственного восприятия на всех присутствующих, неспособность понять, что другие воспринимают мир по-иному; социальное неприятие со стороны сверстников, обостренное чувство самовосприятия; трудности в достижении близких отношений с другими людьми; преобладание лидерской позиции в поведении; легкость в поверхностном общении с разными людьми; способность к партнерству, сотрудничеству | Наличие чувства несправедливого отношения к себе других людей: отсутствие личной системы ценностей; неразвитое чувство юмора; избегание проблем, нежелание ставить и решать задачи; эмоциональная зависимость, нетерпеливость, несбалансированность, стремление преувеличивать страхи; неспособность понять других, неумение, нежелание считаться с требованиями и интересами окружающих; ограниченный контакт со сверстниками и, как следствие, социальное неприятие с их стороны; трудности в достижении близких отношений с другими людьми, ущербное чувство самовосприятия; преобладание ведомой позиции поведения или протеста против педагогического «натиска» |
Психофизические характеристики |
всегда разнообразны относительно роста, веса, здоровья, поведения; чаще всего дети рано отказываются от дневного сна, мало спят; психомоторное развитие — руки нуждаются в тренировке, так как читать и говорить легче и интереснее, что может привести к зависимому поведению; дети могут иметь стабильную и нестабильную нервную систему: вступать в межличностные конфликты, «застревать» на своей точке зрения, тяжело переживают полученные психологические травмы; требуется частая смена форм и видов деятельности, так как ребенок быстро справляется с любым заданием, а также выполняет только то, что нравится ему | всегда разнообразны относительно роста, веса, здоровья, поведения; чаще всего дети много спят, нуждаются в дневном сне в начальной школе для восстановления сил; психомоторное развитие происходит сравнительно ровно — ребенок с удовольствием занимается понятным и привычным и несложным для него делом (вырезает, клеит, складывает и т. п.); дети могут иметь стабильную и нестабильную нервную систему: вступать в межличностные конфликты, «застревать» на своей точке зрения, тяжело переживают полученные психологические травмы; ребенок нуждается в частом отдыхе на каждом этапе работы |