Работа с учащимися испытывающими проблемы в общении


Работа с учащимися испытывающими проблемы в общении.


Работа с учащимися с несформированными навыками общения или неадекватным ролевым поведением начинается с диагностики. Диагностика коммуникативных сложностей, как правило, проводится с помощью наблюдения, экспертных опросов педагогов и / или родителей или проективных методов:

  1. «Автопортрет», «Несуществующее животное» (Романова Е. С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001).
  2. «Человек под дождем» (Юринова И, Графическая методика «Человек под дождем» // Школьный психолог. 2000. № 33).

Развитие коммуникативных навыков по определению возможно только в группе, которая может представлять собой «сборную солянку» из 5-10 учащихся параллельных или смежных по возрасту классов. Для занятий желательно использовать видеосъемки упражнений. Организационные моменты подобной тренинговой группы классические, соответствуют описанным в разделе «Общие замечания о работе с «трудным классом»».

Работа с младшими школьниками может включать следующие последовательно решаемые задачи:

1. Обучение навыкам анализа ситуаций общения. Этому способствует, в частности, упражнение «Театр». Кукла приходит в гости. У нее грустный вид, она рассказывает, что не поделила игрушку с другом. Дети мимикой и позой показывают обиду, рефлексируют самые напряженные части тела, сочувствуют собачке, дают советы, как помириться. Затем собачка рассказывает об изменившемся состоянии. Схема работы для всех занятий: получение знаний — анализ поведения других — планирование своего поведения — реализация плана.

2. Создание условий для осознания того, что все люди разные. Для этого, например, подходит упражнение «Мы разные». В центр круга по желанию вызывается ребенок, которому все задают вопросы: кто из нас самый высокий, низкий, у кого самые темные волосы, у кого есть бант… Подводя итог, ведущий говорит, что мы все разные, у каждого есть то, чего нет у других. Каждый хорош по-своему.

3. Обучение навыкам эмоционального самоконтроля в общении (проработка агрессивности, конфликтности, застенчивости). Примеры упражнений приведены ниже:

«Спустим пары» (проработка агрессивности). Ведущий беседует с детьми о том, к чему приводит долго сдерживаемый гнев. Обсуждается понятие «безопасная разрядка гнева» (это способы выразить свои чувства, не нанеся вреда ни себе, не окружающим). Затем участникам предлагается сказать, какие
способы безопасной разрядки гнева они знают и используют. Довольно часто участники начинают называть способы, которые приводят не к разрядке гнева, а к отвлечению от негативных эмоций'(например, съесть что-нибудь вкусное, послушать музыку). В этом случае ведущий должен остановиться н прояснить разницу. Затем каждый участник группы выбирает оптимальные для себя способы разрядки гнева и использует их в группе. При выполнении упражнения нужно следить за соблюдением правил безопасности.

«Спина к спине» (проработка конфликтности). Проводится в парах, когда партнеры сидят спиной к спине. Необходимо договориться о том, какой рисунок они будут совместно рисовать. Во второй части упражнения общение организуется лицом к лицу. Обсуждаются ощущения в обеих коммуникативных позициях, их эффективность.

«Изобрази чувство» (проработка застенчивости). Ведущий называет участнику какое-нибудь чувство. Задача этого участника — показать данное чувство невербально. Группа отгадывает.

4. Обучение навыкам доверительного общения. Для этого подходит, например, игра «Клад«. Упражнение проводится в парах. Один из партнеров получает план помещения, на котором отмечен «клад». Второй ищет клад под руководством первого.

5. Обучение навыкам эффективного взаимодействия в команде. Для этого подходят любые формы организованной совместной деятельности учащихся, в частности, как в упражнении «Дом«. Детям предлагает на одном большом листе бумаги нарисовать дом, в котором могла бы жить вся группа. Предварительно необходимо договориться о том, кто что рисует.

Работа подростковой группы может преследовать следующие цели:

1. Создание условий для обращения участников к собственному опыту общения на модели игровой ситуации. Примером упражнения, направленного на решение этой задачи, является игра «Час общения«. Участникам предлагается изобразить циферблат часов, на котором они могли бы отмечать время назначенных встреч с другими людьми. Необходимо договориться друг с другом о встречах, имея в виду следующие условия: каждый должен встретиться с каждым; встречаются только один на один; каждая встреча длится «час»; каждый «час» должен быть заполнен встречей. Поскольку число участников обычно не позволяет точно выполнить все условия встреч, после небольшого замешательства можно предложить им встречаться по трое, причем третий договаривается не с одним из участников уже сложившейся пары, а с обоими. После того как назначены все встречи, ведущий начинает отсчитывать время, имея в виду, что «час» соответствует трем минутам. Через каждые три минуты ведущий называет время и громко объявляет тему, на которую могли бы общаться партнеры (например, «Любимые лакомства«). Участники в течение трех минут общаются с партнером на заданную тему стараясь не создавать пауз. По итогам упражнения в ходе ненаправленного обсуждения создается «Копилка трудностей» и обсуждаются их психологические причины, сводимые к темам следующих занятий.

2. Выявление наиболее эффективных способов начала общения, поиск путей и тренировка навыков поддержания контакта. Для этой цели можно использовать упражнения типа приема «Легенда«. Участники делятся на две группы. Каждый член первой группы придумывает себе «легенду» — имя, адрес, образ, работы и т. д. Во второй группе все остаются сами собой. Члены второй группы должны познакомиться с кем-то из первой группы участников, которые ведут себя как «трудные», то есть не желающие вступать в контакт, открываться, категоричные и т. д. Оговаривается ситуация взаимодействия (транспорт, школа, улица, пляж, другой город и т. д.). После проигрывания ситуаций группы меняются ролями. При необходимости можно ограничить время 2—3 минутами для каждого участника. В заключение обсуждаются типичные действия, позволяющие войти в процесс общения.

3. Тренировка конструктивных способов выхода из взаимодействия. Примером подобного упражнения является упражнение «Вежливый отказ«. Оно начинается с обсуждения: в каких ситуациях человеку хочется завершить разговор или вообще не вступать в общение с другим человеком? Затем организуется работа в парах. Каждая пара получает игровую карточку, на которой написаны две ситуации из числа упомянутых в ходе обсуждения. Участники подготавливают и разыгрывают сценки, входе которых один из партнеров, играя роль известного сказочного или литературного персонажа, в стиле выбранного героя отказывается продолжать общение с человеком или вообще вступать с ним в контакт. По завершении первого круга упражнения партнеры меняются ролями и разыгрывают вторую ситуацию из написанных на карточке по аналогичному алгоритму. В заключение обсуждается, какие способы завершения контакта являются наиболее эффективными и наименее неприятными для обеих сторон, перечисляются конструктивные и деструктивные способы выхода из контакта.

4. Создание условий для осознанного выбора участниками того или иного стиля общения применительно к различным жизненным ситуациям. Решению этой задачи способствует, в частности, упражнение «Угадай стиль общения«. Группа делится на три подгруппы. Каждая подгруппа получает игровую карточку, на которой содержится описание того или иного стиля общения.

Каждой подгруппе необходимо придумать и подготовить к демонстрации сценку из жизни, где этот стиль ярко проявляется. При необходимости ведущий может прокомментировать задание для каждой подгруппы отдельно, привести примеры и т. д. После того как группы представили сценки, организуется обсуждение: какой стиль общения демонстрировала каждая группа, когда такой стиль общения может пригодиться, когда, наоборот, помешать?

Деловой стиль общения

Манипул яти вный стиль общения

Примитивный стиль общения

Этот стиль предполагает довольно большую дистанцию между людьми. Выражение эмоций и чувств ограничено. Люди общаются как носители определенных служебных функций.

Предполагает наличие у собеседника скрытой цели, для достижения которой он пытается незаметно воздействовать на «слабые места» партнера (лестью, самоунижением и т. д.).

Характерны амбиции, реакции превосходства, внимание к внешним проявлениям. Как правило, связан с попытками унизить более слабого или «подлизаться» к более сильному.

5. Тренировка навыков внимательного отношения к собеседнику. Эту задачу решают упражнения на формирование навыков активного слушания. Например, упражнение «Я тебя слушаю«. Участникам предлагается по очереди сказать фразу «Я тебя слушаю» с такой интонацией, чтобы другим людям захотелось продолжить с тобой разговор. Затем группа тайным голосованием выбирает тех, у кого наиболее удачно получилось выполнить упражнение.

6. Анализ ситуаций, вызывающих помехи в общении, и поиск способов их преодоления. В качестве примера приведем упражнение «Испорченный телефон«. Пятеро участников выходят из тренинговой комнаты. Ведущий приглашает первого участника и передает ему сообщение, состоящее из 5— 7 предложений. Первый участник вызывает второго и передает ему то, что сумел запомнить, и т. д. Задача участников, не принимающих активного участия в упражнении, — следить за тем, что происходит с информацией. Аналогичным образом проигрывается ситуация с картинкой. Картинка демонстрируется только первому участнику, тот пересказывает ее содержание второму и т. д. Подростки, принимавшие активное участие на первом этапе упражнения, становятся наблюдателями.

7. Предоставление подросткам групповой обратной связи о проделанной работе, создание условия для самооценки участниками личных достижений. Эту задачу решают самые разнообразные упражнения в специфической интерпретации, например упражнение «журналист». Участники получают рабочие листы с индивидуальными заданиями: взять интервью у отдельных участников группы или ведущего на ту или иную тему. Задания могут быть различными, в зависимости от специфики группы, но касаться темы личных достижений каждого. Затем группа получает лист ватмана и предложение оформить газету по результатам интервью, придумав ей название и дизайн, скомпоновав достаточно большое количество материала на маленькой площади листа.

Для разработки программ развития коммуникативных навыков школьников можно воспользоваться следующей литературой:

  1. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Hit-лова Г. Л. Азбука общения (Основы коммуникации). СПб.: ИСПП, 1996.
  2. Алиева М. А. Гришанович Т. В., ЛобановаЛ. В., Травникова И. Г., Трошихина Е. Г. Я сам строю свою жизнь. СПб.: Речь, 2000.
  3. ГрецовА. Г. Тренинг общения для подростков. СПб.: Питер, 2005.
  4. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. В 3-х ч. М.; Новосибирск: Совершенство, 1997.
  5. Клюева Я. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. Конфликт и общение. Кишинев: [б.и,], 1996.
  7. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей, Ярославль: Академия развития, 1996.
  8. Прутченков А. С. Свет мой зеркальце, скажи… М.: Новая школа, 1996.
  9. ФопельК Как научить детей сотрудничать. Вып. 1-4. М: Генезис, 1999.
  10. Фопелъ К. Психологические группы. М.: Генезис, 2000. П.
  11. Чистякова М. И. Психогимнастика. : Просвещение, 1990.

Работа с учащимися испытывающими проблемы в общении


Ранее опубликовано:

Школьная тревожность — диагностика и коррекция.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.