Работа с учащимися с несформированностью учебных навыков


Работа с учащимися с несформированностью учебных навыков.


Несформированность учебных навыков — это комплексная психолого-педагогическая проблема. В ее основе могут лежать не только психологические, но и соматические (например, общая ослабленность организма), нейрофизиологические (в частности, особенности ВНД), педагогические (педагогическая запущенность ит. д.) причины. Как правило, эта проблема носит комплексный характер и требует для своего преодоления усилий специалистов различного профиля, как минимум педагогов и психолога.

Мы остановимся только на помощи ребенку в преодолении психологических причин этого явления. К их числу относится, прежде всего, низкий уровень развития познавательных процессов учащихся (восприятия, памяти, мышления, воображения и особенно внимания).

Основная цель психологической помощи ребенку с несформированностью учебных навыков заключается в развитии познавательных процессов до уровня, соответствующего возрастной норме.

Алгоритм работы может быть представлен следующими шагами:

  1. Углубленная психодиагностика для определения индивидуальных характеристик познавательной сферы, разработка программы психологической помощи,
  2. Консультации с педагогами и родителями учащегося, формулирование рекомендаций по развитию познавательных процессов учащихся во время учебной деятельности и вне ее.
  3. Серия коррекционноразвивающих занятий (индивидуально или в группе).
  4. Оценка эффективности занятий с помощью набора ретестовых заданий.
  5. Итоговые консультации с педагогами и родителями

Для углубленной психодиагностики могут использоваться различные психодиагностические методы (табл. 1).

Консультации с педагогами и родителями по проблеме несформированности учебных навыков у учащихся ориентированы на следующие результаты:
1) «вентиляция» отрицательных эмоций, связанных с учебной неуспешностью ребенка;
2)переориентация с позиции «ребенок не хочет» на позицию «ребенок не может»;
3)создание условий для формирования у взрослого ответственной позиции по отношению к преодолению трудностей, с которыми сталкивается ребенок; формулирование совместного плана помощи ребенку;
4)информирование взрослых о путях помощи ребенку, формулирование рекомендаций по организации его учебной и внеучебной деятельности согласно индивидуальным особенностям познавательной деятельности;
5) обучение взрослых способам развития познавательных процессов ребенка на учебном или бытовом материале.

Занятия с ребенком могут носить индивидуальный или групповой (не более 46 человек) характер. Их содержание структурируется по следующим принципам:

  1. продвижение от простого к сложному;
  2. структурирование занятий по целям (использование в одном занятии упражнений, направленных на развитие различных познавательных процессов, снижает эффективность работы);
  3. использование преимущественно «сквозных» заданий — заданий, форма которых повторяется от первого до последнего занятия, а содержание изменяется от простого к сложному (игры с мячом, игры в слова).

Схема построения занятия включает в себя (1) разминочную игру; (2) основной блок заданий; (3) завершающее задание, направленное на развитие продуктивности мышления.


Таблица 1
Методы углубленной психодиагностики познавательной сферы учащихся
Диагностируемый процессМетоды диагностикиВозрастной диапазонИсточник*
Восприятие Тест фонематического слуха Начальная школа Овчарова Р. В. Работа психолога в начальной школе. М,; Сфера, 1996
Методика «Чего не хватает?» Методика «Узнай, кто это?» Немов Р. С. Психология. В 3 томах. Т. 3. М.: Просвещение; Владос, 1995
Память 10 слов
10 картинок
Методика диагностики опосредованной памяти Диагностика динамических особенностей запоминаний
Школьный возраст Немов Р. С. Психология. В 3 томах. Т. 3. М.: Просвещение; Владос, 1995
Мышление П. Я. Кеэса Начальная школа Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева И. Л. Работа психолога в начальной школе, М.: Генезис, 2001
Определение,
формирование и исключение понятий
Начальная школа Немов Р. С. Психология. В 3 томах. Т. 3. М.: Просвещение; Владос, 1995
Матрицы Равена Школьный возраст
Логикоколичественные отношения Средняя и старшая школа
Тест Айзенка Средняя и старшая школа
Школьный тест умственного развития Средняя и старшая школа Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996
Тест структуры интеллекта Амтхауера Средняя и старшая школа Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков: Издво ПОИУУ, 1994
Лабильность мышления Средняя и старшая школа Лучшие психологические тесты для профотбора и
профориентации / Под ред.
А. Ф. Кудряшоаа. Петрозаводск: Петроком, 1992
Воображение,
творческое
мышление
Методика «Вербальная фантазия» Начальная и средняя школа Немов Р. С. Психология. В 3 томах. Т. 3. М.: Просвещение, Владос, 1995
Тест творческого мышления Гилфорда и Торренса Школьный возраст Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск: Петроком, 1992
Внимание Кольца Ландольта Начальная школа Немов Р. С. Психология. В 3 томах. Т. 3. М.: Просвещение; Владос, 1995
Методика ГорбоваШульте Школьный возраст Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: Владос, 1996
Корректурная проба Школьный возраст
Проба Мюнстенберга Средняя школа
* В таблице приведены те литературные источники, которые ориентированы на широкую аудиторию практических психологов, а также многократно переиздавались в последние годы, что делает их максимально доступными.

В качестве примера ниже приведена апробированная и доказавшая свою эффективность серия занятий, направленных на развитие мышления (аналитикосинтетических способностей) учащихся. Занятия предназначены для пятиклассников, предполагают групповую форму работы.

Занятие 1

  1. Разминка «Половинка слова». В кругу один из учащихся кидает другому мяч и называет первую половинку словасуществительного, в котором не менее трех слогов (например, паровоз, самолет, корова и т. д.). Тот, кто ловит мяч» заканчивает названное слово и называет первую половинку своего. Участник, который ошибся (назвал слово менее чем из трех слогов, не существительное и т. д.) или не сумевший найти ответ, выбывает из игры и становится «подсказчиком».
  2. «Квадрат» (развитие аналитико-синтетических способностей на невербальном стимульном материале). Участники получают набор элементов. Необходимо собрать фигуры I и 2. В случае затруднений учащиеся получают трафареты; в последнюю очередь предлагаются матрицы.

После выполнения задания проводится обсуждение, входе которого формулируется алгоритм работы.

рисунок

3. «Собери предложение» (развитие аналитикосинтетических способностей на вербальном стимульном материале). Участники составляют предложения из разрозненных слов (на карточках).

Например:

  1. трав, у, кустарников, многих, и, деревьев, землю, в, глубоко, корни, уходят;
  2. поверхности, когда, волны, моря, подует, возникает, ветер, на;
  3. по, мотоцикл, а, шоссе, велосипеде, заяц, на, волк, заводил, ехал.

Затем вырабатывается алгоритм составления предложений.

4. «Волшебный замок» (развитие аналитикосинтетических способностей на невербальном стимульном материале, требующее привлечения элементов творческого мышления). Участникам предлагаются бланки и разрозненные элементы геометрических фигур. Необходимо превратить их в рисунок.

Занятие 2

1. Разминка. Участник задумывает слово и называет 2 любые буквы этого слова, бросая мяч другому участнику. Тот называет словосуществительное, в котором есть эти 2 буквы, и делает следующий ход. Тот, кто ошибся или назвал не существительное, становится «подсказчиком». Если участник не может придумать слово с загаданными буквами, он выбывает (становится «подсказчиком»). Однако, если слово не может назвать сам автор, выбывает (становится «подсказчиком») автор.

2. «Квадрат» (развитие аналитикосинтетических способностей на невербальном стимульном материале). Участники получают набор элементов (см. занятие 1). Необходимо собрать фигуры 1 и 2. В случает затруднений учащиеся получают трафареты; в последнюю очередь предлагаются матрицы. Перед выполнением задания актуализируется сформулированный алгоритм, после выполнения он закрепляется.

рисунок

3. «Собери предложение» (развитие аналитикосинтетических способностей на вербальном стимульном материале). Участники составляют предложения из разрозненных слов (на карточках). Перед выполнением задания актуализируется сформулированный алгоритм, после выполнения он закрепляется.

Например:

  1. земля, имеет, шара, которой, на, мы, форму, живем;
  2. зайца, мультфильмов, несколько, Котеночкин, ловит, как, о, кинорежиссер, создал, волк, том;
  3. с, дело, не, конца, хвоста, не, надевай, с, начинай, хомута.

4. «Анаграммы» (развитие аналитикосинтетических способностей на вербальном стимульном материале, требующее привлечения элементов творческого мышления). Учащиеся получают набор анаграмм, расшифровав которые надо придумать рассказ, в котором участвовали бы все заданные слова. Например; Оьлтап Япмал Ыслокть Тсубаов Огяад.

Занятие 3

1. Разминка. Вариант игры «Баржа». Участники, перебрасываясь мячиком, называют существительные, в которых третья буква — «т». Ошибившийся или не сумевший назвать слово становится «подсказчиком».

2. «Квадрат» (развитие аналитикосинтетических способностей на невербальном стимульном материале). Участники получают набор элементов. Необходимо собрать фигуры 1 и 2. В случае затруднений учащиеся получают трафареты; в последнюю очередь предлагаются матрицы. Перед выполнением задания актуализируется сформулированный алгоритм, после выполнения он закрепляется.

рисунок

3.«Пословицы» (развитие аналитикосинтетических способностей на вербальном стимульном материале). Учащимся предлагается соединить начала и окончания иностранных пословиц.

Например:
Скорпион своих привычек — Вовремя и всходит
Осталось дело до завтра — Носить дрова в лес
За каждым вечером — На двор не ходить
Человек с сильными руками поборет одного — Сам состаришься
Рана, нанесенная мечом, заживет — Так и ложку с печки не достанешь
Руку не протянешь — А языком нет
Не смейся над старшим — С сильными знаниями тысячу
Мороза бояться — Следует утро
Бесполезно — Считай, что застряло
Вовремя посеянное — Не меняет

4. «Анаграммы» (развитие аналитикосинтетических способностей на вербальном стимульном материале, требующее привлечения элементов творческого мышления). Учащимся предлагается расшифровать загадку и разгадать ее, обосновав ответ.

Методические приемы, направленные на развитие познавательных процессов у школьников, в литературе освещены очень широко. Мы в своей работе чаще других используем следующие пособия:

  1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. И. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Ось89, 2005.
  2. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Земских Т. В. Профессия — школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. В 3 ч. М.: Генезис, 2000.
  3. Битянова М Р., Азарова В., Афанасьева Е. И., Васильева Я. Л. Работа психолога в начальной школе. М,: Генезис, 2001.
  4. Титанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления. СПб.: Иматон, 1996.
  5. Круглова И. Ф., Панов В. И. Психодиагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника. М.: Издво МПСИ, 2004.

Работа с учащимися с несформированностью учебных навыков


Ранее опубликовано:

Работа с учащимися испытывающими проблемы в общении.
Похожие статьи

Комментарии закрыты.