Жизненный опыт как причина заниженной самооценки

Продолжение. Начало: «Низкая самооценка и ее влияние на жизнь человека«

Когнитивная терапия основывается на утверждении, что наше мнение о себе (также как и о других людях и о жизни) полностью известно. Его корни — в нашем жизненном опыте. В таком случае ваше мнение о себе является тем заключением, к которому вы пришли после того, как с вами произошли определенные события. Это означает, что несмотря на то, что эти события ничего не значат и устарели, тем не менее их можно осмыслить — ведь однажды они вызвали определенные чувства, получившие продолжение.

Осмысление возможно разными способами — прямой опыт, наблюдения, различные средства, с помощью которых вы можете слушать, что говорят и делают вокруг другие люди. Наглядный опыт, получающий мысленное оформление, часто (хотя и необязательно) проводится нами в раннем возрасте. Увиденное, услышанное, пережитое в детстве в семье, в обществе, в котором вы жили, в школе, среди ровесников оказывает влияние на формирующееся мышление, и эти особенности сохранились до сего дня. Ряд пережитых событий может вызвать дурное мнение о себе. Некоторые из них описаны ниже. Затем каждое рассматривается более подробно.

В раннем возрасте:

  1. регулярные наказания, пренебрежение, запреты
  2. несоответствие родительским требованиям
  3. несоответствие принятым среди ровесников стандартам
  4. наблюдение и переживание чужих стрессов
  5. принадлежность к семье или социальной группе, к которым относятся с пренебрежением
  6. отсутствие положительных факторов (напр., похвал, любви, теплого отношения, интереса)
  7. ощущение себя «изгоем» дома
  8. ощущение себя «изгоем» в школе

В зрелом возрасте:

  • дискомфорт па работе, запугивание и т.д.; оскорбления от родственников, вызывающие стресс и приводящие к лишениям, незащищенности от травм

Регулярные наказания, пренебрежительное отношение, запреты

Ваше мнение о себе и самооценка могут быть результатом того, как с вами обращались в детстве. Если с детьми обращаются плохо, то часто они думают, что это — реакция на их недостатки и их надо как-то исправить. Если вас часто наказывали (особенно если наказания были слишком строгими, необоснованными и бессмысленными) или к вам пренебрежительно относились, оставляли на произвол судьбы, многое запрещали — все это оставило следы в вашей психике.

Дядя (брат отца) и его жена удочерили Татьяну после того, как ее родители погибли в автокатастрофе. Девочке было семь лет. У ее приемных родителей уже были две  старшие дочери. В семье Татьяна стала козлом отпущения. Во всем винили ее. Она ничего не могла сделать хорошо. Татьяна была нежной маленькой девочкой. Она изо всех сил старалась быть хорошей, но ничего не действовало. Каждый день ее снова наказывали. Ее лишили возможности общаться с друзьями, заставили бросить замятия музыкой, которую она любила. Она работала по дому больше, чем была должна. Татьяна все больше запутывалась. Она не могла понять, почему все, что она делает, неправильно.

Однажды в полночь (Татьяне было одиннадцать лет) ее приемный отец тихо вошел к ней в комнату. Он закрыл ей рот рукой и изнасиловал ее. Он сказал ей, что она грязная и отвратительная. Что она сама его об этом попросила, и если Татьяна расскажет кому-нибудь о случившемся, ей ни  кто не поверит, потому что все знают, что она грязная маленькая лгунья. После этого девочка в ужасе еле передвигалась по дому. Никто не замечал ее и не позаботился о ней. В этот момент и сформировалось ее мнение о себе. Она — плохая. Другие могли это заметить и потому обращались с ней соответственно.

Несоответствие родительским требованиям

История Татьяны — крайний случай. Для формирования плохого мнения о себе совсем необязательно, чтобы с вами обошлись именно так. Менее жестокое обращение и критика также могут оставить свой след. Если окружающие обращались с вами так, будто все, что бы вы ни сделали, недостаточно хорошо; если смотрели исключительно на ваши ошибки и недостатки, не обращая при этом внимания на ваши успехи и сильные стороны; если вас дразнили, высмеивали, «затыкали» и принижали — все это (даже с не меньшей интенсивностью) могло привести к понижению самооценки.

Отец Вадима был страховым агентом. Он не смог удовлетворить свои амбиции и стать менеджером. Объяснял это тем, что его родители в свое время не поддержали его, когда он учился в школе. Они никогда особенно не интересовались, чем он занимается. Он беспрепятственно прогуливал школу и не делал домашних заданий. Он решил не допустить подобную ошибку с собственными детьми. Каждый вечер, за ужином, отец спрашивал их о том, что они выучили. Каждый должен был ответить, и ответить прилично.

Вадим помнил, как он боялся, когда машина отца подъезжала к дому. Это означало очередной допрос. Мальчик был уверен, что все выветрится у него из головы, и он не в состоянии будет о чем-то думать и что-то отвечать. Когда такое случилось, на лице отца изобразилось недовольство. Вадим увидел, что разочаровал его. Он чувствовал, что вполне заслуживает последующего строгого допроса. «Если ты не можешь ничего сделать лучше, — произнес отец, — ты ничего не добьешься в жизни». Вадим полностью был с ним согласен. Было ясно, что он недостаточно хорош: он бы никогда не смог этого добиться.

Несоответствие общепринятым стандартам среди ровесников

Семейная ссораДети и молодые люди могут быть подвержены сильному влиянию не только со стороны своих родителей, но и со стороны ровесников. Особенно это происходит в юности, формируется различие полов, и каждый подросток входит во взрослый мир. Ощущение того, что вы не в состоянии соответствовать принятым среди ваших ровесников стандартам, может быть очень болезненным и оказать дальнейшее влияние на вашу самооценку.

Кристина была привлекательной, сильной, энергичной девушкой, любящей спорт и танцы. Она выросла в то время, когда идеалом считалась чрезвычайно тонкая фигура при высоком росте. И хотя Кристина немного весила, ее фигура была далека от этого идеала. Мать девушки старалась придать ей уверенности, говоря ей, что она «хорошо сложена». Столь нелепое утверждение не придало девушке уверенности в себе, а вызвало обратную реакцию. Хорошая фигура не была ее самоцелью. Друзья Кристины были помешаны на моде и часами могли бегать по магазинам и примерять одежду. Кристина рада была к ним присоединиться, но, находясь в примерочной, она начинала мучиться от сознания своей неуклюжести и смущалась. Каждое зеркало говорило ей, как далека ее фигура от идеала. Ее широкие плечи и полные бедра были совершенно не такими, как надо.

Кристина решила сесть на диету. За две недели она сбросила несколько фунтов. Друзья находили, что она выглядит превосходно. Кристина была в восторге. Она продолжала ограничивать себя в еде и терять вес. Но почему-то, сколько она ни старалась, ей не удавалось достичь своего идеала. И ей постоянно хотелось есть. В результате она бросила диету й вновь стала есть нормально, и даже объедаться. Это положило начало обжорству. Кристина никогда не была довольна своей физической формой. Она всегда считала себя толстой и некрасивой.

Переживание чужих стрессов

Даже в любящей семье, где родители искренне любят и по достоинству оценивают детей, различного рода обстоятельства могут создать подавляющую атмосферу и вызвать стресс, который окажет сильное влияние на детей. Родители, находящиеся в состоянии стресса, загруженные работой и домашними делами, могут не иметь достаточно терпения и снисхождения к естественному для детей непослушанию и их неумению всегда себя контролировать и все успевать.

Роман рос энергичным, смелым, любознательным мальчиком. С первых шагов он должен был все потрогать. Увидев что-то, он тотчас бросался это изучать. Он почти ничего не боялся; едва начав ходить, он забирался на деревья и нырял в глубоких местах, не раздумывая. Его мать говорила, что ей следовало бы иметь глаза на затылке, чтобы она могла уследить за ним. Родители Романа гордились любознательным и пытливым умом сына и находили его забавным и очаровательным.

Когда Роману было три года, родились двойняшки. В то же самое время отец потерял работу, и ему  пришлось устроиться на менее оплачиваемую должность. Семья переехала из собственного дома с садом в тесную квартирку на четвертом этаже блочного дома. Двое малышей вносили хаотический беспорядок. Отец Романа потерял интерес к работе, сделался мрачным и раздражительным. Мать постоянно уставала. В тесной квартире Роману некуда было выплеснуть свою энергию. Его интерес и любознательность приводили к беспорядку.

На мальчике начали срывать гнев и раздражение. Так как он был еще маленький, он не понимал, отчего такая перемена. Роман изо всех сил старался сидеть спокойно и не создавать проблем, но вновь и вновь на него кричали и даже иногда шлепали. То, что он непослушный и неуправляемый мальчик, прочно укрепилось в его сознании. Даже будучи взрослым, стоило ему услышать неодобрение или критические замечания, Роман начинал испытывать старое ощущение собственной неправильности и безнадежности — иными словами, неприемлемости своих действий.

Положение семьи в обществе

Может быть и так, что ваше мнение о себе основано не только на том, как с вами лично обращались. Иногда причиной низкой самооценки является тот образ жизни, который ведет человек, его семья или его положение в обществе. Например: вы выросли в бедной семье, у ваших родителей были серьезные проблемы, из-за которых соседи презрительно к ним относились, вы были членом расовой, культурной или религиозной группы, к которой нее относились с враждебностью и презрением. Это могло вас задеть настолько, что теперь вы на всех смотрите снизу вверх.

История, произошедшая со Степаном, показывает нам, как живой и подвижный ребенок пришел к выводу, что он ни на что не годен, потому что общество, в котором он живет, не приняло его семью, Степан был средним из семи детей. Его воспитывали мать и бабушка по материнской линии; отца у мальчика не было. Жизнь была тяжелой. Постоянные денежные затруднения, отсутствие стабильности. Бабушка Степана, яркая женщина с поразительно светлыми волосами, пьянствовала. Степан хорошо помнил, как его тащили по улицам в школу: бабушка толкала вперед старую детскую коляску, куда были втиснуты двое малышей, а старший и только что начавший ходить младший с хныканьем тащились позади. Из-за нехватки денег дети носили одежду из секонд-хенда, которая переходила от старших к младшим. Их свитера грязные, ботинки стоптанные, лица чумазые, полосы стоят дыбом. Время от времени бабушка останавливалась и кричала старшим детям, чтобы те поторапливались.

Особенно ярко в памяти Степана запечатлелись лица людей, идущих им навстречу, когда те смотрели на приближающуюся к ним семью. Он видел ухмылки, косые, неодобрительные взгляды. Видел, как все избегают встречаться с ними глазами. Слышал их комментарии. То же самое было и в школе. На спортивной площадке и дети, и родители держались от его семьи на расстоянии.

Бабушка Степана также знала об отношении людей к ее семье. И была горячим защитником семьи, конечно, на свой манер. Она могла начать вопить и ругаться, и выкрикивать угрозы.

В течение всех дней, проведенных в школе, Степан испытывал глубокий стыд. Он ощущал себя изгоем, и нападение могло быть единственной защитой. Он постоянно дрался, перестал учить уроки, ушел из школы и оказался в компании молодых преступников. Он становился довольным собой только тогда, когда удачно нарушал закон — украл и не был пойман, избил и не был наказан.

Недостаток хорошего в жизни

Легко увидеть, как печальный жизненный опыт (подобный описанным выше) может заставить вас считать себя дурным, неадекватным, низким, слабым и непривлекательным человеком. Но иногда причина вашего плохого мнения о себе является для вас загадкой. В детстве с вами не происходило ничего чрезвычайного — откуда тогда у вас проблемы с самооценкой?

Вполне возможно, что проблема не в наличии в зашей жизни каких-то драматических событий, а скорее, в ежедневной нехватке хорошего, которое позволило бы вам оценить себя по достоинству. Например, может быть, вами недостаточно интересовались, недостаточно хвалили и поощряли, вам не хватало тепла и любви, подтверждения того, что вы любимы, желанны и ценны. Возможно, у вас в семье, несмотря на видимое отсутствие жесткости, любовь и симпатии не выражались открыто. Если это так, то это могло повлиять на ваше мнение о себе.

Катерина выросла в Англии и была воспитана пожилыми родителями, принадлежащими к чопорному среднему классу. В глубине души это были хорошие люди, стремящиеся изо всех сил достойно воспитать свою единственную дочь и обеспечить ей будущее. Однако традиционные принципы не позволяли открыто выражать свои чувства.

Единственным проявлением их любви к дочери было обеспечение ее всем необходимым. Родители тщательно следили за тем, чтобы у Катерины были приготовлены уроки, чтобы она сбалансированно питалась, была хорошо одета и имела много хороших книг и игрушек.

Когда девочка подросла, родители позаботились о том, чтобы она пошла в хорошую школу. Они водили ее на уроки этикета и плавания, оплачивали ее поездки с друзьями на каникулах. Но они почти не дотрагивались до нее — не было объятий, поцелуев, ласковых прозвищ. Вначале Катерина не вполне это сознавала. Но заметив, как открыто любят в других семьях, она делала все возможное, чтобы добиться того же от своих родителей. Во время прогулки она пыталась взять отца за руку — и чувствовала, как он отпускает руку как можно быстрее. Она пробовала обнять мать — и чувствовала, как та буквально деревенеет. Она пыталась рассказать о том, что у нее на душе, — и видела, как родители начинают неловко себя чувствовать и быстро меняют тему разговора.

Катерина сделала для себя вывод: реакция родителей вызвана тем, что с ней что-то не в порядке. Ее родители выполнили свой долг по отношению к ней — но не больше. Это означает, что в действительности она не была любима.

Еще одно интересное обстоятельство, приводящее к понижению самооценки, — это когда человек является «лишним», то есть не совсем «подходящим» для своей семьи. Может быть, вы были ребенком с художественными наклонностями в семье академиков; или энергичным, спортивным ребенком в тихой семье; или вы любили читать и размышлять, а родители постоянно куда-то спешили. Вы ничем не отличаетесь от своей семьи, но по какой- то причине вы не вписываетесь в семейные рамки и не соответствуете принятой норме. Возможно, вы испытывали лишь легкое смущение или порой видели добродушные насмешки. Но иногда люди в подобной ситуации начинают думать, что не соответствовать норме, — значит быть странным, недостойным человеком, хуже других.

У Вики был необычайный художественный талант. Однако ее родители, преподаватели, считали научное образование самым главным в жизни. Они открыто восхищались двумя старшими сыновьями, которые очень хорошо учились в школе, затем продолжили обучение в университете и стали врачом и юристом. Вика же была средней ученицей. У нее не было особенных проблем с учебой — просто она не блистала так, как хотели бы родители.

Ее талант заключался в ее руках и глазах. Она делала наброски и писала красками, и ее коллажи были полны движения и цвета. Родители Вики пытались оцепить ее художественный талант, но рассматривали искусство и ручной труд как нечто тривиальное, как пустую трату времени. Они никогда открыто не критиковали ее. Но она замечала, как: они открыто радовались успехам старших сыновей, а к ее работам относились равнодушно. Казалось, у них всегда есть более важные дела, чем рассматривать ее коллажи («Прекрасно, дорогая»),

И Вика сделала вывод, что она хуже других, более умных людей. Став взрослой, она с трудом могла по достоинству оценивать свои работы, и перестала получать от них удовольствие. Если она попадала в компанию, где замечала кого-то умнее и образованнее, то сидела тихо, мысленно критикуя себя.

«Изгой» в школе

Такое же несоответствие в школе может привести к формированию плохого мнения о себе. Дети и молодые  люди, чем-то отличающиеся от других, могут подвергаться жестоким насмешкам и быть изгнаны. Для многих детей быть другим — означает быть хуже других. Это касается различий во внешности (цвет кожи, очки), по характеру (застенчивость, чрезмерная чувствительность), поведению (разное произношение, откровенная любовь к родителям в том возрасте, когда это уже считается непрестижным), способностям (слишком высокий интеллект и успеваемость в школе или медленное усвоение материала).

Дима рос счастливым ребенком. Но в школе у него началась проблемы из-за не выявленной легастении (дислексии.). Он отставал по чтению и письму, и не мог понять, в чем дело. Диме были назначены дополнительные занятия с  учителем, и он был  вынужден учиться читать дома по особому методу; которым никто больше не пользовался.

Другие дети стали смеяться над ним, обзывать тупицей и дураком. Он компенсировал такое отношение, став классным клоуном. На него всегда можно было рассчитывать, если надо было надерзить учителю или глупо напроказничать. Учителя начали терять терпение и объясняли все его проделки  ленью и невнимательностью. Когда родителей в очередной  раз вызвали в школу для обсуждения его поведения, он сказал им: «А чего вы хотите? Я же дурак».

Проблемы в зрелом возрасте

Заниженная самооценка не всегда формируется с детства. Даже очень уверенные в себе люди могут перестать оценивать себя по достоинству в результате каких-то событий, происшедших с ними уже в зрелом возрасте (в том случае, если эти события оказали мощное влияние и имели продолжительный эффект). Например, когда человека запугивают и третируют на работе или вовлекли в грязную компанию; человек морально сломлен постоянным стрессом или материальными затруднениями и незащищен от травм.

История Николая показывает нам, как достаточно сильная уверенность в себе может быть разрушена таким образом. Николай был пожарным. По работе он сталкивался со множеством несчастных случаев и пожаров и не раз спасал людям жизнь. У него было счастливое детство, он чувствовал, что родители его любят и ценят. Он считал себя сильным, компетентным человеком, способным отразить любые жизненные невзгоды. Поэтому работал он хорошо, оставался целым, невредимым и веселым, несмотря на свою трудную, рискованную и ответственную профессию.

Однажды, когда он ехал на машине по многолюдной улице, какая-то женщина неожиданно сошла с тротуара и оказалась прямо перед его автомобилем. К тому моменту, когда он смог остановить машину, она уже оказалась под колесами. У Николая под рукой всегда была аптечка первой медицинской помощи, и он выскочил из машины, чтобы посмотреть, что можно сделать. Затем, однако, он почувствовал сильную тошноту и шок и вернулся к машине.

Как и многие люди, ставшие, свидетелями ужасных катастроф, позднее Николай начал страдать от симптомов посттравматического стресса. Он постоянно думал о случившемся. Ему казалось, что пострадавшая «охотится» на него. Его мучило сознание своей вины — он должен был остановить машину и помочь бедной женщине. Он был напряженным и раздражительным — совсем не такой, как всегда. Обычно, желая разделаться со своими трудностями, он говорил себе, что жизнь продолжается, что надо оставить проблемы в прошлом и жить настоящим. Поэтому Николай старался не думать о случившемся и не давать волю чувствии. К сожалению, он перешел границу. То, что он не смог предотвратить аварии, что ушел к машине и не смог справиться со своими чувствами, означало, что вместо сильного, компетентного человека, каким он себя считал, в действительности он оказался слабым и неадекватным человеком, находящимся на грани нервного срыва.

Жизненный опыт как причина заниженной самооценки.

Читайте также:
Как заниженная самооценка влияет на нашу жизнь
Как повысить самооценку?
Похожие статьи

Комментарии закрыты.