Групповая профилактика и коррекция нарушений поведения и эмоций у учащихся


Групповая профилактика и коррекция нарушений поведения и эмоций у учащихся



Предлагаемая разработка является руководством к ведению групповой работы с подростками, склонными к различным видам девиаций. Выбор групповой формы работы был сделан нами не случайно, так как она предпочтительнее индивидуальной. Это можно объяснить рядом причин:

Групповая работа:
  • позволяет бороться с мифом об уникальности;
  • снижает дискомфорт от взаимодействия взрослого и подростка, имеющий место в индивидуальной работе;
  • противостоит подростковому нарциссизму;
  • позволяет отрабатывать социальные навыки;
  • повышает самооценку;
  • развивает навыки уверенного поведения.
Разрабатывая программу, мы преследовали две цели.
  • Просвещение подростков, возможность получения ими минимальных психологических знаний в наиболее значимых и важных для них областях. Это связано с тем, что причины многих асоциальных поступков часто кроются в элементарном незнании и непонимании того вреда, опасности, которую может нанести себе подросток. Проблемы межличностного общения со сверстниками или значимыми взрослыми также могут быть связаны с отсутствием понимания как психологии другого человека, так и своих собственных особенностей, поэтому просветительской работе стоит уделить большое внимание.
  • Практическое рассмотрение проблемных ситуаций и их разрешение с помощью групповых психокоррекционных упражнений, позволяющих «здесь и сейчас» решать конкретные задачи, волнующие подростков.
Основные цели практических занятий:
  • развитие чувства принадлежности к группе;
  • снижение ощущения собственной уникальности;
  • повышение уверенности в себе;
  • повышение активности;
  • повышение самосознания.
Исходя из целей и задач, которые мы ставим, разработанная нами программа включает в себя два взаимосвязанных блока — теоретический и практический, которые могут использоваться не только вместе, но и каждый самостоятельно, в зависимости от целей и задач, которые ставятся вашим учебным заведением. Теоретический блок содержит минимально необходимые сведения из курса психологии общения, психологии личности, подростковой психологии и девиантологии, он состоит из 11 занятий (22 учебных часа) по 80 минут каждое, которые проводятся в группах до 15 человек.

Методические рекомендации:

  • использование демократического стиля взаимодействия, основанного на искренности, доверительности, открытости и равноправном партнерстве;
  • избегание лекционного типа подачи материала, предпочтительнее диалогическое общение, без излишней авторитарности со стороны ведущего;
  • тщательное продумывание плана каждого занятия, его этапов, их построение с учетом возрастных особенностей учащихся;
  • обязательное использование различных визуальных средств;
  • целесообразность 5-10-минутных перерывов во время занятия.
Практический блок включает в себя упражнения, в которых рассматриваются проблемные ситуации в подростковой группе и способы их разрешения. Каждое упражнение связано с решением конкретных задач, способствующих достижению членами группы как индивидуальных, так и групповых целей.

Методические рекомендации:

1. При комплектовании группы необходимо руководствоваться двумя основными принципами:
  • добровольности — подросток самостоятельно (желательно также проинформировать родителей ребенка) принимает решение работать в коррекционной группе, так как он должен быть заинтересован в личностных изменениях;
  • информативности — член группы должен заранее знать все, что может с ним произойти, а также представлять те процессы, которые будут происходить в группе. Поэтому целесообразно перед началом занятий рассказать учащимся, что такое групповая работа и какие результаты могут быть получены.
2. Со старшими подростками предпочтительнее комплектовать гетерогенную группу. 3. Оптимальный размер группы — до 10-12 человек, частота встреч — 1-2 раза в неделю (зависит от работы учебного заведения и возможностей психолога). Не рекомендуется включать в группу лиц, имеющих выраженные физические дефекты; лиц, которые сами чувствуют свою непригодность к работе в группе, и лиц, испытывающих устойчивую неприязнь друг к другу. 4. Успешность работы во многом зависит от установки и отношения психолога к подросткам. Карл Роджерс (1961) выделил следующие условия терапевтических отношений, которые применимы не только к индивидуальной, но и групповой работе:
  • Контакт. Каждый член группы должен чувствовать контакт с вами. Установление контакта — это негласное «Я вижу тебя», которое должно быть выражено.
  • Конгуэртиость. Психолог должен являться тем, кем он себя и заявляет, то есть, например, если вы сердитесь на кого-то, вы не должны делать вид, что не испытываете этих чувств.
  • Позитивное отношение. Несмотря на естественную сложность работы с подростками, вы должны стараться сохранять позитивное отношение ко всем членам группы независимо от их личностных особенностей и поведения. Умение ценить каждого члена группы — необходимое условие успешной работы.
  • Эмпатия — способность понять каждого члена группы, поддержать его и помочь ему в осознании своих сил.
  • Восприятие. Участники должны воспринимать ваш контакт, вашу конгуэртность, позитивное отношение и эмпатию, то есть необходимо, чтобы подростки видели вашу заинтересованность и заботу
5. Помимо условий взаимодействия и установки психолога стоит напомнить и техники, применяемые при работе с группой (Роджерс, 1961):
  • Слушание. Каждый участник имеет право быть выслушанным.
  • Использование безоценочных суждений. Причем это правило распространяется не только на психолога, но и членов группы.
  • Выражение принятия. Это очень важный момент в работе с подростками. Они должны чувствовать, что их принимают такими, какие они есть.
  • Раскрытие себя. Искусство самораскрытия, по мнению психотерапевта С. Кэррел, очень сложно. «Подросткам необходимо знать вас как реального живого человека, но при этом границы отношений взрослый-ребенок не должны быть нарушены» (Кэррел. 2002. С. 68).
6. Работая с подростками, необходимо помнить 4 важных правила:
  • уважение;
  • вознаграждение (не забывайте подкреплять позитивное поведение и установки);
  • заинтересованность миром подростка (проявляйте искренний интерес к увлечениям, новым течениям, веяниям в подростковой культуре);
  • разумность (для групповой работы устанавливайте разумные правила и придерживайтесь их, помните слова великого педагога К. Д. Ушинского, который утверждал, что выдвигать можно лишь то требование, в выполнении которого вы можете быть твердо уверены, в противном случае ваш авторитет перед детьми будет потерян).

Общие рекомендации по реализации программы

Несмотря на то, что программа разбита на 2 блока, она представляет собой единое целое (хотя, как уже говорилось выше, блоки могут использоваться и самостоятельно). В связи с этим очень важно грамотно и с максимальным удобством составить график занятий с подростками. Занятия могут проводиться 2 раза в неделю, например, по вторникам и пятницам. Во вторник — занятие из теоретического блока (1 час), в пятницу — практическое занятие (около 1 часа). Причем оба занятия взаимосвязаны одной тематикой или проблемой. Желательно, если это возможно, не проводить занятия после уроков: усталость приведет к снижению мотивации, самовольным уходам с занятий. Однако систематически забирать детей с одного и того же урока не позволит администрация, поэтому можно чередовать номера уроков, например, на этой неделе вы забираете их со 2-го урока, на следующей — с 3-го и т. д. Каждое занятие, как теоретическое, так и практическое, целесообразно заканчивать рефлексией, а начинать приветствием, позволяющим высказаться всем членам группы (можно использовать упражнение «Что нового, что хорошего?»).

Совет: перед началом занятий разработайте правила поведения в группе, обязательно сделайте это вместе с учащимися, дайте каждому поставить роспись под этим «Кодексом поведения на психологических занятиях». Желательно также заранее оговорить систему штрафов, если кто-то не будет считаться с принятым кодексом. Содержание теоретической части программы может быть следующим:



л/п
Тема занятия Количество
часов
Примечание
1 Психолог и подросток. Зачем человеку нужна психология? Что нужно для успешной и счастливой жизни?
Введение в мир тренинга.
2
2 Общение -это так важно…
Ты меня слышишь? Доверие в общении.
Барьеры на пути информации, барьеры, которые я создаю сам.
Кажется, он меня использует…
3
3 Я — личность, индивидуальность Что я ючу от жизни?
Как быть с эмоциями? Есть ли у меня сила воли?
Я — в собственных глазах. Неуверенность в себе, как с ней бороться?
2
4 Моя семья. Роль родителей е моей жизни.
Я все могу решить сам или зачем мне эти советы. Не хочу учиться — хочу жениться!
3
5 Как быть с противоположным полом? Любовь и дружба. Кто в доме хозяин?
Что делать с сексуальностью?
2
6 Агрессия и агрессивность — как их отличать?
Виды агрессии. Как живется агрессивному человеку? Что мне делать со своей агрессией? Что мне делать с чужой агрессией?
3
7 Что такое депрессия? Как ее распознать и как -лечить-? Когда жить не хочется… или что такое суицид? 2
8 Что такое аддиктивностъ? Почему леди спиваются? Какова цена -цветных мультиков? Хочу бросить курить! 3
9 Все зависит от меня или как дотянуться до своего идеального образа. 2
В практической части можно выделить несколько тем:
  1. Общение (занятия 1-4).
  2. Личность (занятия 5-9).
  3. Семья (занятия 10-11).
  4. Психосексуальное  развитие и взаимодействие полов (занятие 12).
  5. Эмоции (занятия 13-16).
  6. Психоактивные вещества (занятия 17-18).

Групповая профилактика и коррекция нарушений поведения и эмоций у учащихся


Е. В. Федосенко

Ранее опубликовано:
Оказание помощи учащимся, склонным к девиантным формам поведения


На ту же тему:
Похожие статьи

Комментарии закрыты.