Пт04282017

Обновление08:40:13

Основные направления деятельности психологической службы

На приеме у психолога

Психологическая служба в сфере общего и профессионального образования.


Можно выделить следующие основные направления деятельности психологической службы:

Диагностика

Диагностика - позволяет выявить особенности поведения и психического состояния учащихся с целью определения дальнейших путей и форм помощи. Диагностика должна носить системный, комплексный характер, т. е. должна охватывать все сферы личности: эмоционально-волевую, познавательно-мировоззренческую, действенно-практическую. При подборе методов исследования важно учитывать, что обследование подростков, особенно склонных к девиантным формам поведения, имеет ряд особенностей: оно должно быть по возможности кратким, не вызывать отрицательных реакций у подростков и в то же время - максимально информативным.

Развитие и коррекция.

Развитие - работа, направленная на создание условий развития учащихся.

Коррекция - работа, направленная на изменение подростка (например, способов его поведения) и решение конкретных проблем.

В рамках данного направления выделяются следующие формы работы: тренинг, коррекционные и развивающие занятия, обучающие встречи и т. д.

Коррекционно-развивающие занятия направлены на развитие общих познавательных процессов учащихся.

Обучающие встречи направлены на развитие умений и навыков в конкретной деятельности.

Тренинг способствует приобретению навыков адекватного и эффективного поведения, саморегуляции, коррекции системы ценностей, потребностей (тренинг общения); помогает достижению уверенности в себе, формированию объективной самооценки, преодолению психологической защиты, развитию стрессоустойчивости и позитивного отношения к себе и другим, развитию эмоционально-волевой сферы (тренинг личностного роста). Дает возможность видеть и оценивать себя через обратную связь с члена группы.

Профилактика

Профилактика - целенаправленная систематическая работа по предупреждению возможных психологических проблем у учащихся и по выявлению подростков группы риска. Психопрофилактическая работа осуществляется в форме скрининговых обследований всех учащихся с целью выявления группы риска и принятия решения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними в форме психологических тренингов и уроков по психологии. Психопрофилактическая работа предполагает оказание помощи учащимся в период адаптации их к условиям нового учебного заведения, предупреждение психологических перегрузок, связанных с неблагоприятными условиями жизни, обучения и воспитания учащихся (участие в составлении расписания уроков, режима работы училища, производственной практики и т. д.), создание благоприятного климата через оптимизацию форм общения.

Просвещение

Просвещение - формирование у учащихся, их родителей, педагогов и мастеров производственного обучения, администрации потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; повышение психологической культуры. Это весьма распространенное и популярное направление работы (охват значительной аудитории, возможность освещения назревшей проблемы). Однако следует отметить среди недостатков этой работы пассивную позицию слушателей и как результат лишь теоретическое усвоение полученной информации, она не переходит в практический опыт (не формируется навык поведения). Кроме того, следует помнить, что эффективность просвещения определяется актуальностью выбранной темы. Данная деятельность может осуществляться через конкретные формы: лекция, семинар, беседа, диспут, тематические выставки, родительские клубы, психологическая газета и т. д., выбор которых определяется целями и возможностями специалиста и особенностями аудитории.

Консультирование

Консультирование - позволяет выявить проблему, проанализировать и решить ее. В то же время в отличие от просвещения в результате консультации решается конкретная проблема, причем не только на уровне полученного знания (разрабатывается конкретная индивидуальная программа действий). Здесь предполагается активная позиция консультируемого.

В рамках данного направления можно рассматривать:

  1. педагогическое консультирование;
  2. консультирование учащихся;
  3. консультирование родителей.

Следует подчеркнуть, что данное направление работы также осуществляется не только психологами. Консультации по социальным вопросам осуществляет также социальный педагог, мастер; медицинские вопросы курирует медицинский работник училища.

О видах деятельности педагога-психолога на примере школьного психолога. Диагностика. Консультирование. Коррекционно-развивающая работа. Барложецкая Наталья Фёдоровна. Психолог-консультант в социально-коррекционной сфере, педагог-психолог высшей квалификационной категории

Основные ориентиры формирования и развития концепции деятельности психолога задаются этическими нормами и профессиональными принципами. Необходимо отметить, что попытки сформировать эти принципы неоднократно осуществлялись в отечественной психологии. Можно назвать работы И. В. Дубровиной, В. В. Столина, Ю. Е. Алешиной, Г. В. Бурменской и др.

Основными нормами можно назвать следующие:

  1. уважение фундаментальных прав и достоинств человека, в том числе право на конфиденциальность, самоопределение и автономию;
  2. забота о благополучии клиента («Не навреди!»);
  3. компетентность;
  4. честность и ответственность.

Соблюдение вышеперечисленных принципов позволит предотвратить возможные проблемы в профессиональной деятельности психолога и в значительной степени облегчит принятие решений в случае возникновения этически противоречивых ситуаций.



Основные направления деятельности психологической службы

Федосенко Е. В.

Ранее опубликовано:
Структура психологической службы

Читайте далее:
Организация работы педагога-психолога

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Сколько свободы нужно ребенку?

Сколько нужно ребенку свободы, чтобы он научился быть ответственным? Где грань, за…

Тесты для аттестации педагогов - психологов

В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и…

Адаптация к школе - как помочь первокласснику?

Погружение в учебный процесс у первоклашек происходит не сразу: у кого-то адаптация к…

Профориентация. Профориентационная работа в школе

Правильно поставленная профориентационная работа способствует эффективной реализации…