Ср12072016

Обновление09:33:56

Гордость

Гордость

Падение восставших ангелов Доменико БеккафуллиниТему греховной гордости отразил итальянский художник Доменико Беккафуллини в картине «Падение восставших ангелов», основу сюжета которой (из Библии) составляет связь ангелов с «дочерями человеческими». Гордость представляет собой способность человека давать высокую оценку собственным достоинствам. В зависимости от этической и культурной традиции, а также от соответствия самооценки реальным свойствам индивида гордость как черту характера можно рассматривать и как добродетель, и как порок.

Понятие о порочной гордости было раскрыто в древнегреческом представлении о hybris'e — особой форме самонадеянности, присущей эпическому или трагическому герою, пытавшемуся нарушить границы человеческих возможностей в установленном богами миропорядке. Теория Аристотеля о пороках и добродетелях затрагивала сугубо нравственные аспекты порочной гордости, связанные с завышенной самооценкой и неумеренной потребностью принимать по отношению к себе знаки почета и уважения. Характерные ее черты выявлялись в процессе анализа таких параллельных понятий, как честолюбие, кичливость и спесь. В отличие от представителей позднейшей христианской традиции, Аристотель не считал проявления порочной гордости слишком опасными и разрушительными: «Людей [спесивых] считают не злыми (так как они не делают зла), а заблудшими».

Тщеславие, предшествующее в восточно-христианской литературе понятию гордость понимали как разновидность единого стремления к собственному возвеличиванию. Ему противопоставляли смирение. Тщеславие и гордость свидетельствуют о сильнейшем желании человека продемонстрировать, не только, свое превосходство над окружающими, но и, неподвластность Божественной воле. Выделяли два основных типа тщеславия (и соответственно гордости): простое «превозношение» плотскими, видимыми вещами и более изощренное «превозношение» своими духовными достижениями.

Такое тщеславие возникает ка фоне весьма успешной борьбы с низшими, порочными помыслами, однако при этом полностью менялись местами цели и средства нравственного  совершенствования. Добродетельный поступок становился лишь способом для достижения славы или самоуспокоения, целей суетных и тщетных. Главный же мотив христианского подвижничества — любовь к Богу — и главная его цель — прославление Его имени — уходили на второй план. Характерными свойствами личности, порождаемыми пороком тщеславия, являются лицемерие и ложь. Если тщеславный концентрирует свое внимание всего лишь на наслаждении собственными достоинствами, приносящими известность и уважение, то гордый считает их исключительно собственной заслугой, своим неотъемлемым достоянием и не признает слабости своей греховной природы. Если тщеславие принижает другого человека, превращая его из объекта братской любви в контрастный фон для демонстрации собственных достоинств, то гордость добивается полного «уничижения» ближнего или к ничем не ограниченному господству над ним.

Учитель гордится ученикомЭто прекрасно, когда учитель может гордиться достижениями своих учеников Большую роль в разработке западно-христианских представлений о греховной гордости сыграл христианский теолог Августин Аврелий (354 — 430), который предложил в своей «Исповеди» следующую классификацию типов греховной гордости: «страсть оправдывать себя», «желание, чтобы нас любили и боялись», сопряженное с любовью к похвалам, и самовлюбленность, которая даже не снисходит до желания нравиться другим.

В эпоху Возрождения переход к представлениям о ведущей роли человека в мире, обусловил позитивную трактовку гордости, поставив ее в один ряд с такими понятиями, как "человеческое достоинство", "самоуважение", "независимость".

Так, английский философ Д. Юм (1711 — 1776) резко выступал против «школьного» понимания гордости как порока, противостоящего добродетели «смирения» или «униженности». Гордость, по Д. Юму, - то «приятное впечатление, которое возникает в нашем духе, когда сознание нашей добродетели, красоты, нашего богатства или власти вызывает в нас самоудовлетворение». Такое «впечатление» совсем не обязательно порочно, ведь даже самая строгая мораль «позволяет нам чувствовать удовольствие при мысли о великодушном поступке». Искренняя и оправданная гордость является тем качеством, которое более всего необходимо для приобретения «уважения и одобрения человечества». Нравственное осуждение гордости оправдано только тогда, когда присутствует «преувеличенное мнение о собственном значении». Тенденция же порицать любое «самодовольство», которую Д. Юм называет «предубеждением», связана лишь с тем, что адекватную самооценку очень трудно сделать даже людям разумным и достойным.

Гордость.

Читайте также:
Страсть.
Ревность.
Настроение.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Как добиться, чтобы человек сделал что-то охотно и без…

Каждый раз по одному и тому же поводу разгорается спор. Это доводит вас до бешенства. Вы…

Как добиться прощения, если обиженный человек не желает с…

Даже самые эффективные методы не помогут, если вы не сможете уговорить человека выслушать…

Мифы воспитания. Обратная сила похвалы или почему хвалить…

Конечно, он особенный. Однако научные исследования доказывают: если вы будете говорить…

Нас слишком волнуют успехи детей!

Учеба сегодняшних школьников сродни непрерывной битве за успех. Ощущая тревогу своих…