Ср12072016

Обновление09:33:56

Авторитет родителей в воспитании детей

авторитет родителей в воспитании ребенка

На что опирается родительский авторитет?

Надо помнить, что слово «авторитет» восходит к латинскому «auctoritas», которое вначале означало «суждение», «совет» и только позже — «влияние, власть», равно как и «предписание, приказание», «право» — например, право что-то сделать. Иными словами, тот, кто обладает авторитетом, разрешает, а не грозит наказанием или обещает вознаграждение. Ребенок должен быть послушным в результате соглашения с вами, а не потому, что он вам безропотно подчиняется или вы его чем-то соблазнили.

Воспитание заключается в том, чтобы научить ребенка разнице между тем, что ему делать можно, и тем, чего делать нельзя.

- Когда ребенок совсем маленький, вы можете пользоваться своим родительским авторитетом, запрещая ему трогать опасные или грязные предметы.

- В таком возрасте малыш ориентируется главным образом на взгляд взрослого и его интонацию — именно взгляд и интонация показывают ему, что можно, а чего нельзя.

- Сердиться и кричать бесполезно — вы только испугаете ребенка и добьетесь эффекта, обратного тому, который нужен: малыш ответит на ваши вопли заторможенностью или сделает вам назло.

- Ребенок признает ваш авторитет только тогда, когда прочно усвоит все запреты, а интериоризация, «присвоение» этих запретов, происходит постепенно, в ходе развития малыша.

- Стало быть, пока ваш ребенок совсем маленький, повторять ему всякий раз, что можно и чего нельзя, значит вести себя совершенно нормально. Воспитание — это повторение и терпение.

Что делать, если Ваш ребенок на все отвечает «нет»?

Для двухлетнего ребенка непризнание авторитетов — реакция самая распространенная (см. «Непослушание»). Говоря вам «нет», малыш не только проявляет себя как личность, но и подражает вашему поведению, когда вы что-то ему запрещаете. Можно сказать, что в это время сын или дочка отождествляют себя с вами, в результате чего усваивают и «присваивают» запреты.

Отец читает книгу с детьми

- Тут нет никакой трагедии, и не начинайте сразу же сердиться: ребенок в конце концов сделает то, чего вы от него ждете, просто с запозданием.

- Стойте на своем, не опасайтесь того, что дитя вас разлюбит: надежность ваших слов действует на малыша успокаивающе.

Вы задумываетесь о том, не слишком ли строги с ребенком или не слишком ли терпимы?

Вероятно, из всех вопросов, которыми задаются родители, эти — самые частые.

- Авторитет родителей, родительская власть не выражаются ни в шлепках, ни в крике: кричать на ребенка и бить его совершенно бесполезно. Крики и побои начинаются тогда, когда нам кажется, что мы потеряли авторитет и ребенок нас не слышит, — это, на первый взгляд, естественная реакция для усталых, выведенных из себя родителей. Возможно, это не особенно и повредит, если не будет проявляться часто, то есть в основном мама с папой все-таки станут сдерживаться, но даже если на ребенка будут кричать и бить его совсем редко, он никогда больше не станет подчиняться ни чему, кроме силы.

- Награды «за хорошее поведение» перестали быть эффективными и воспринимаются теперь либо как попытка к чему-то ребенка склонить, либо как способ шантажа.

- Из этого следует, что послушание должно быть основано только на авторитете родителей и что не надо соблазнять ребенка никакими дополнительными льготами и привилегиями.

- Тем не менее иногда — скажем если ваш малыш хорошо себя проявил в исключительной ситуации, — можно чем-то его вознаградить.

Что делать, если ребенок все время вас провоцирует и проверяет Вашу власть над ним?

Взрослый имеет право что-то разрешать или не разрешать, его отношения с ребенком не симметричны, они не на равных.

- Нельзя становиться «зеркалом» ребенка. Если малыш заявляет, что вы злой и он вас не любит, не отвечайте ему тем же. И никогда не кусайте его, чтобы отучить кусаться!

- Не добивайтесь послушания словами, которые могут ранить ребенка или снизить его самооценку.

- Будьте для ребенка примером: идентифицируя себя с вами, он лучше усвоит правила поведения.

- Соразмеряйте свою реакцию с проблемой. Если вы простили ребенку какой-то серьезный проступок, а потом, разнервничавшись и выбившись из сил, сурово накажете его за сущую ерунду, дитя этого не поймет и станет в дальнейшем испытывать ваше терпение.

- Если ребенку незнакомы иные проявления родительской власти, чем крик, шлепки и наказания, он часто прибегает к провокациям.

- Выйти из парадоксальной ситуации, при которой, что ни предпримешь, ребенок ведет себя все хуже и хуже, можно с посторонней помощью.

Вы ощущаете, что ваш авторитет оспаривается?

Для того чтобы нормально воспитывать ребенка, нужно чувствовать себя вправе это делать, нужно знать, что ты для него авторитетен, а высказанные вслух размышления бабушек и дедушек или замечания третьих лиц иногда заставляют вас в этом сомневаться.

- Вера в себя при воспитании зависит от вашей способности абстрагироваться от чужих суждений на этот счет.

- Любой человек, которому вы доверяете ребенка: бабушка с дедушкой, воспитатели, даже отчим или мачеха — могут приобретать власть над ним и становиться для него авторитетными. Конечно же — с ограничениями и на время. И ни при каких обстоятельствах их власть, их авторитет не должны вступать в конфликт с вашими.

- Между тремя и пятью годами, то есть в период эдипова комплекса, ребенок может оспаривать авторитет родителя одного пола с ним, считая его своим соперником. В таких случаях полное согласие между родителями особенно необходимо.

По сути, единственное, что делает вас авторитетным и дает вам власть над ребенком, это ваша ответственность за его воспитание. Вы имеете право требовать от малыша послушания просто потому, что отвечаете за него. Ощущая себя ответственным за ребенка, вы не можете разрешить ему делать все, что захочется, сколько бы ему ни было лет.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Вконтакте Подписаться на новости Подписаться на новости Подписаться на новости

Популярные статьи

Детский аутизм - определение, признаки и методы работы с…

В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей. Впервые…

Ганс Айзенк и теория типов личности

В то время как в американской и западноевропейской психологии господствовал фрейдизм, в…

Цели и задачи тренинга стрессоустойчивости

Интерактивные методы обучения детей и взрослых, и тренинги в их числе, заняли достойное…

Дети из проблемных и неблагополучных семей

В современной социокультурной ситуации возрастает роль и ответственность семьи…