Подростки и смерть. Как жить дальше?

В подростковом возрасте, как в никаком другом, смерть имеет две стороны. С одной – так называемая символическая смерть, связанная с умиранием во имя взросления, другая – реальная, позволяющая осознать конечность. И в той, и в другой ситуации роль взрослого трудно переоценить. Психологам в такой ситуации приходится не только оказывать помощь подростку, но и подсказывать родителям, как себя вести.

Рождение взрослого

Смерть и подросток… При этом сочетании в голову сразу приходит герой книги Джоан Роулинг Гарри Поттер, самый известный подросток в мире, помеченный смертью. Его известность в том числе обусловлена и этой связью. Педагог и автор бестселлера точно подметила важную особенность возраста: подросток очень близко подходит к теме смерти, и это связано с основными возрастными задачами. Во-первых, он должен «умереть» как ребенок и «родиться» как взрослый. В нем умирают уже ненужные ему интересы, привязанности, авторитеты, представления и многое другое, освобождая место для новых, обуславливающих его развитие интересов, ценностей и привязанностей. Это время выбора. Смерть для подростка – это объект, который позволяет не только понять причины прекращения жизни, но и, подобно Гераклу, вступить в непримиримую борьбу со смертью и даже изучить саму жизнь, понять первоосновы, отличающие живые объекты от неживых. Благодаря поиску ответов на вопросы: «Кто Я и с кем Я? Я “темный” или Я “светлый”?» – Гарри Поттер растет, обретает друзей, жизненно важные навыки и смыслы. В  христианском  понимании смерть – это прежде всего духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле. И это хорошо знакомо подросткам, которые много могут рассказать о том, как взрослые делают их своими гарантами жизни, подавляя собственные желания и мечты детей. Подростки, проживающие в подобных условиях, часто говорят о своей жизни так: «Они мне прохода не дают, туда не ходи, с этими не дружи, как будто это их жизнь, а не моя!»; «Да она меня просто душит, все время контролирует, всем пугает, никуда не пускает»; «Они меня достали!». В подобной ситуации единственным способом остаться для себя в живых является протест и бегство.

Существует прекрасная китайская басня, иллюстрирующая такое положение подростков в семье.

От чего умерла чайка

Жители княжества никогда не видели моря. Но однажды к ним залетела чайка. Эту диковинную птицу поймали и принесли князю. Он приказал всем относиться к этой птице как к существу божественного происхождения. Ее поместили в самом лучшем храме. Трижды в день приходили княжеские музыканты и играли лучшие мелодии. Трижды в день приносили ей слуги на золотом подносе душистые ананасы, а в серебряном кувшине лучшее вино. Но морская чайка привыкла жить на просторе. Звуки гонгов ее пугали.

Она любила простую рыбу, а ананасы вызывали у нее отвращение. Пить она могла только морскую воду и едва решалась смочить в вине кончик клюва.

От постоянного страха, голода и жажды чайка умерла. Опечаленный князь воскликнул: – Я сделал для нее все, что мог, почему же она не захотела жить?

Вопрос, который задает князь, как правило, один из часто задаваемых родителями вопросов. Они много работают, ребенок имеет собственную комнату, компьютер, копят на новую машину, кормят его многообразно, одевают модно, хотят летом повезти на курорт… Почему он (она) не захотел так жить?

Для того чтобы ребенок рос, развивался и был здоров, необходимо, во-первых, конечно, любить его, а это значит видеть и учитывать его желания, интересы, способности; быть не вместо, а вместе; поддерживать, а не удерживать. Дети, как и чайки, умирают от страха (гнева родителей, наказания, неопределенности), голода (отсутствия любви и эмоциональных связей) и жажды (отсутствия интересов, желаний в жизни, многочисленных запретов).

В связи с этим хочется также вспомнить о том, что некоторые философии и религии рассматривают смерть не как противоположность рождению, а как неотъемлемую часть воскрешения. И тогда, возможно, многие подростки, так тянущиеся к смерти (чаще всего через символические действия), просто хотят воскреснуть в другом качестве, наконец обрести себя!

Поэтому мы, взрослые, должны с пониманием относиться к изменению подростка, позволять ему меняться, быть рядом в его «смертельных» переживаниях и давать ему поддержку. Это сделает его сильным и сохранит живым.

Реальная потеря

При этом есть и другая сторона смерти в подростковом возрасте – это ситуация реальной смерти близких и друзей, столкновение с конечностью и горевание.

При переживании горя у подростков могут появиться проблемы в определении своей роли в семье и ближайшем окружении. Такие дети находятся на средней стадии развития представлений о самом себе и понимания значимости своей личности. Смерть может поставить их статус в семье под вопрос. Это особенно заметно, когда сын теряет отца, а дочь – мать. Ребенок может пытаться тогда расти быстрее и взять на себя роль умершего родителя. Дочь может начать готовить пищу, «как мама», и приветствовать отца, когда он возвращается домой, как это делала мать. Сын может пытаться принимать все важные решения в семье и выполнять повседневную работу отца.

Подросток не должен выполнять обязанности взрослых. Это очень опасная для него ситуация, в которой он может потерять себя. Конечно, необходимо, чтобы сын или дочь взяли на себя часть домашней работы. Однако недопустимо, чтобы они приняли всю ответственность умершего родителя по поддержке, защите и снабжению семьи. Подростки не должны совершать прыжок во взрослость. Они сами остро нуждаются в поддержке, безопасности, понимании и руководстве.

Трудности могут возникнуть при обсуждении проблем, пришедших с потерей, так как подростки обычно стремятся скрыть эмоции (символически умереть), чтобы не отличаться от сверстников и не получить их осуждения. Тем не менее чувства могут быть очень интенсивными и переполняющими душу.

Могут быть изменения и в поведении. Так как в подростковом возрасте очень сильное влияние оказывают сверстники и присутствует желание экспериментировать, в ситуации переживания смерти близких могут возникнуть следующие проявления: драки; нарушения дисциплины; неподчинение; уходы из дома; разрыв со старыми друзьями, уход в сомнительные компании; употребление наркотиков; беспорядочные сексуальные контакты; суицидальные наклонности.

Задача взрослых, которые рядом, – постараться найти способ, чтобы подросток мог высказать свои переживания. Может помочь поддержка сверстников (одноклассников) в рамках психологической игры или тренингового занятия. Если ученик в течение длительного времени после смерти близкого не демонстрирует переживания горя, это может свидетельствовать о депрессии. Точно так же резкие отклонения в поведении могут быть формой просьбы о помощи. Хорошо, если есть возможность обратиться к помощи школьного психолога, способного провести подобное занятие с классом. В это время также важно установить для подростка границы поведения и на примерах показывать ему последствия нарушения этих границ.

Признаки восстановления в ситуации переживания горя подростком – это сначала болезненное принятие реальности смерти, затем реорганизация жизни в новых обстоятельствах и уже потом восстановление обычных взаимоотношений и деятельности.

Антикризисные барьеры

И в ситуации переживания символической смерти, и в ситуации горевания, вызванного смертью близкого, подросток нуждается в поддержке взрослого. В первую очередь, он должен видеть, что жизнь достойна того, чтобы жить. Кроме того, подросток нуждается в общении. Его должно быть много. Хорошо приглашать интересных людей, тех, кто сможет неформально и доверительно поговорить с детьми на жизненно важные темы. А еще взрослые могут делиться верой. У каждого она своя, при этом это один из ключевых антикризисных барьеров. Подросток должен во что-то верить. Значит, нужно задать направление.

Подростки и смерть. Как жить дальше?

Наталья Сакович психолог,
старший преподаватель ГУО «РИВШ», г. Минск, Республика Беларусь

Читайте также:
Суицидальное поведение подростков.
Как помочь ребенку пережить горе и смерть?
Искусство договариваться с подростками.

Похожие статьи

Комментарии закрыты.